57 граней бриллианта: как на ПО "Кристалл" природные алмазы приобретают статус лучших друзей девушек | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Байдан Елена Байдан Автор текста
14:50 13 Января 2017 Общество

57 граней бриллианта: как на ПО "Кристалл" природные алмазы приобретают статус лучших друзей девушек

Без сияния улыбок и драгоценных камней не проходит церемония вручения «Оскара» и ни одна музыкальная премия мира. 

Журналист «ГВ» побывала на ПО «Кристалл», где увидела, как природные алмазы приобретают драгоценный статус лучших друзей девушек.

Ах, какое блаженство, Вы само совершенство! 

Вместе с начальником производства бриллиантов Игорем Рабусом направляемся в цех, где якутские алмазы превращают в сверкающие украшения. Открываем дверь – и  сразу же следует предупреждение: «Осторожно! Не раздавите сапогами!» Оказалось: за несколько минут до нашего появления на пол упал крошечный, размером с крупинку сахара бриллиант. Такой форс-мажор – редкость. Но, несмотря на то, что каждый кристаллик постоянно находится под присмотром десятков глаз, бывает, что ему всё-таки удаётся выскользнуть из рук внимательных специалистов. В таких случаях  выручает активный поиск драгоценной пропажи. 

На одном из столов уже приготовлены небольшие бумажные пакетики. В них - разные алмазы, которые даже «в оригинале» блестят.

Одни из них бесцветные, те, которыми все привыкли любоваться в ювелирных изделиях. Другие с оттенками: желтоватые, коричневые. Правда, в природе существуют даже красные, голубые и розовые. Они встречаются редко, что, естественно, сказывается на их цене. 

- В природе не бывает двух одинаковых алмазов, каждый по-своему уникален. Смотрите, этот более правильный октаэдр, а этот менее ровный, где-то шероховатый, -  беря пинцетом кристаллы и поочерёдно показывая их мне, объясняет Игорь Рабус.

 – В зависимости от размера и других характеристик бриллианту могут придаваться различные формы в виде овала, капли, квадрата, прямоугольника. В 2016 году на предприятии внедрена технология огранки бриллиантов в форме сердца. 

Классическая огранка, которую мы производим, круглая с 57 гранями. Независимо от диаметра бриллианта - 1 мм или 1 см - на нём наносятся 57 граней  по определённым линейно–угловым параметрам. Это даёт возможность использовать оптические свойства алмаза  и обеспечить его блеск и игру в обработанном виде. 

По словам собеседника, в мире сейчас производится большое количество лабораторно выращенных камней. Но с «синтетикой» предприятие не работает. Ежемесячно у российской АК «АЛРОСА» закупаются только природные якутские алмазы весом около 5 тысяч карат. Из этого объёма  получается  2-2,5 тысячи карат бриллиантов. Из них в среднем 250 карат отправляется на собственное ювелирное производство, остальное идёт на экспорт. 

Последнее слово за технологами

Очень часто по многим позициям алмазное сырьё дороже бриллиантов, которые можно из него изготовить. Поэтому эффективная работа специалистов - основа успешной работы ограночного производства. Нужно, чтобы товар имел максимальную стоимость. Решение этой задачи возложено на технологов и доверено технике. Так, лазерные установки  сканируют все алмазы - на мониторе компьютера выводятся 3D-модели.

На их основе определяется, сколько бриллиантов, какого размера и огранки можно получить из одного кристалла. Современное израильское и бельгийское оборудование позволяет увеличить эффективность обработки и её качество на 10 процентов. 

-  Даже при небольшой ошибке  на одном кристалле алмаза можно потерять 50 долларов, а можно и 5 тысяч долларов в конечной стоимости полученного из него бриллианта.  Поэтому на каждом этапе производства характеристики камня проверяются. А вдруг что-то пошло не так? Если – да, тогда  задание технологами корректируется.  

Их  зарплата привязана к выполнению показателей валютной эффективности, - отмечает Игорь Рабус. –  Это соотношение стоимости бриллиантов к стоимости алмазного сырья, доля которого в готовом товаре составляет 80-95 процентов. 

Не всегда большая масса - это высокая цена. При производстве бриллиантов нужно также учитывать их характеристики: цвет, чистоту, форму и качество обработки. Из одного кристалла правильной формы обычно получают два бриллианта: один больше, другой меньше.  

Распил – дело тонкое

Самый твёрдый минерал распиливается механически, на станках. Но дорогие экземпляры – лазером.

Затем на операции «обдирка» заготовкам придают круглую форму.

После этого они отправляются на огранку. Каждому специалисту - свой камень. Самая сложная работа, конечно, доверена суперпрофессионалам. 

- На диск, который  совершает три тысячи оборотов в минуту, наносится алмазный порошок, - уточняет Игорь Рабус. -  Затем огранщик шлифует алмазную заготовку  нужным образом, поэтапно делает грань за гранью. Все они должны быть определённой высоты, расположены под нужным углом. Один профи в среднем изготавливает до 12 бриллиантов в день. На огранку одного может уйти от часа до нескольких недель. Безвозвратная потеря сырья при этом процессе составляет примерно от 50 до 60 процентов. 

Когда  бриллиант готов, сначала его проверит контролёр ОТК, затем он поступит на промывку и сортировку. 

За время своего путешествия по производству один кристалл проходит через руки более десяти специалистов. Каждый из них получает «подопечного» под роспись с обязательным взвешиванием и просчётом. За сохранность каждой заготовки работники несут полную материальную ответственность. 

Глаз-алмаз 

Всего бриллиант проходит три ступени проверки качества. Помимо контролёра ОТК, его дважды проверяет сортировщик. Мелкий товар он пропускает через сито. Более крупный – сверх 0,05 карата – взвешивает. Затем на глаз определяет цвет, чистоту. На этом этапе товар не испортить, но его можно недооценить. 

Пройдя все стадии, драгоценные камни получают свои паспорта - сертификаты. 

Стоит упомянуть о VIP-продукции. На предприятии делают огранку камней круглой формы с качеством Triple Excellent – это бриллианты очень высокого качества. Они обладают оптимальной игрой благодаря чётким параметрам обработки и контроля полировки каждой грани в микроскоп. Качество подтверждают сертификаты ведущей мировой геммологической лаборатории GIA (Геммологический институт Америки).

- Нам удалось сохранить советскую школу огранки. Насколько известно, из семи заводов «Кристалл», что были при СССР, осталось только два: в Гомеле и Смоленске. Благодаря  работе советских производств в мировую бриллиантовую индустрию вошёл термин «русская огранка», означающий высшее её качество, - подытожил Игорь Рабус. – Сейчас большую часть рынка занимают Китай и Индия. Чтобы конкурировать, мы используем современные методы обработки, внедряем новые технологии. Выпускаем только востребованную продукцию - то, что гарантированно будет реализовано. С учётом спроса бриллианты изготавливаем от 0,01 карата до 2. Ежедневно не менее 1500 штук. 90 процентов товара экспортируется в Россию, Бельгию, Израиль.

  *  *  *

Бельгийские покупатели бриллиантов Гомельского «ПО “Кристалл”» поставляют их ювелирным брендам Tiffany и Cartier. Теоретически возможно: по всему миру в разных ювелирных украшениях могут быть диаманты из города над Сожем. Абсолютно утверждать или же отрицать эту вероятность сложно. После того как драгоценные камни отправляются за рубеж, их дальнейшая судьба предприятием не отслеживается.  


Автор фото: автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N