Как мы с Кастой наркотик искали | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дарья Моложавская Дарья Моложавская Автор текста
15:10 26 Января 2017 Общество

Как мы с Кастой наркотик искали

Их рабочий график такой же напряжённый, как и у остальных сотрудников таможни. Они в буквальном смысле с лёгкостью находят «иголки в стоге сена», но при этом лучше всех знают, как работать играючи. Служебные собаки давно стали неотъемлемой частью пунктов таможенного оформления нашего региона. Как четвероногих работников учат обнаруживать ограниченные и запрещённые вещества, каким образом отбирают для этого непростого дела? Журналист «Гомельских ведомостей» провела один день с кинологами Гомельской таможни. 

От мяча до вещества

Международный опыт работы правоохранительных ведомств показал: требованиям в работе по поиску запрещённых и ограниченных товаров отвечают немецкие и бельгийские овчарки, лабрадоры и спаниели. В отделе кинологической службы Гомельской таможни также используют этих собак, не так давно в рядах четвероногих помощников Гомельской таможни появился вельштерьер.

- Одним из главных критериев отбора собак для работы на таможне является отсутствие малейших признаков агрессивного поведения, - объясняет главный инспектор отдела кинологической службы Гомельской таможни Владислав Доронин. – Часто собака работает в условиях ограниченного пространства и большого количества людей, со множеством отвлекающих факторов, поэтому недопустимо хоть малейшее недружелюбие. Также очень важно при отборе собаки ещё в молодом возрасте определить её предрасположенность к игре, потому что вся суть подготовки именно в игровом моменте. 

Пользуясь случаем, проверяю распространённый миф о том, что служебным собакам во время обучения дают наркотики.

- Дело в том, что собаки используются не только для поиска наркосодержащих веществ, но и при поиске оружия, взрывчатки, поэтому на вооружение берётся принцип игры с мячом. Собака бегает за ним, с азартом ищет. Если не может достать, учится подавать знаки, например, садиться, чтобы хозяин достал мячик и отдал ей. На следующем этапе обучения вместе с игрушкой прячут наркотик, и таким образом в понимании животного запах вещества начинает ассоциироваться с мячиком. Для закрепления рабочих качеств игрушку постепенно выводят из игры. 

В нескольких словах кинолог поясняет суть подготовки: 

- Занятия с собакой состоят из многих сложных этапов. Поначалу занимаемся на базе, но вообще стараемся по максимуму проводить время на границе, чтобы собака тренировалась в реальных условиях, социализировалась и ничего не боялась, - говорит Владислав. -  Тем более во время тренировок даже с начинающей собакой можем что-нибудь обнаружить. Как-то тренировал молодую овчарку, спрятал закладку, и она её пропустила. Но зато устремилась к автомобилю, который как раз проходил оформление. Чуть оттянули её от водителя. Засомневался и сходил за более опытной собакой, которая подтвердила подозрения юной коллеги. В результате у водителя в кармане нашли марихуану. 

 

Наркокурьер не пройдёт

Между тем мы подъезжаем к Тереховке, одному из самых отдалённых от Гомеля пунктов таможенного оформления, расположенному в Добрушском районе. Чтобы понаблюдать за молодой овчаркой в работе, ждём пассажирского поезда. 

На оформление состава у пограничников и таможенников полчаса.

Свою задачу по поиску запрещённых веществ мы с Владиславом и Кастой выполняем гораздо быстрее - недлинный состав проходим всего за несколько минут. На мгновение даже сомневаюсь в пользе наших действий, присутствие собаки кажется формальностью. 

- Как-то уж совсем играючи… - делюсь вслух мыслями и почти расстраиваюсь: ни тебе контрабанды, ни наркотиков, ни сюжета для статьи.

Раз пассажиры оказались законопослушными, Владислав предлагает не тратить время и провести для молодой Касты тренировку в реальных условиях. Инспектор достаёт небольшую жёлтую коробку, а из неё - загадочный зелёный мешочек. Номер, вес и надпись «гашиш» делают ненужными уточняющие вопросы. 

Мы выбираем незанятую часть полупустого вагона. Владислав отходит подальше, а мне предлагает спрятать мешок. «Так… Пробегая мимо, собака будет искать наркотик только на уровне своего носа...» - рассуждаю, как заправский контрабандист. И не делая животному поблажек, обустраиваю тайник повыше - прячу мешок между стеклом и приспущенной дерматиновой шторкой. Чтобы «не спалиться», отхожу от нужного окна подальше. Даю знак Владиславу, и он отпускает Касту. Овчарка с радостью несётся в мою сторону. И мне уже кажется, что я всех перехитрила и теперь точно знаю, как становятся наркобаронами. Но вдруг, не добегая до меня, собака резко тормозит. Удивлённо смотрит по сторонам и устремляется к «боковушке», в районе которой спрятан маленький клад. Животное водит носом суетливо, но по умным глазам видно, что нужный запах уже определён. Морда осторожно тянется к шторке. До неё не достать, и Каста залазит на сидушку. Тянется ещё выше и кончиком носа практически указывает на мой схрон. Чтобы рассказать о своей находке инспектору, собака замирает в позе сидящей египетской кошки. Владислав без труда находит запрещённый к провозу товар. 

Вторую часть тренировки проводим на улице. По отработанной схеме кинолог с собакой отходят от меня подальше. Секунду стою в замешательстве: так сразу и не разберёшься, куда спрятать наркотик. Но раз уж назвалась контрабандистом, надо соответствовать. Изучив пространство под вагоном, заталкиваю «свой» гашиш на поверхность большого металлического короба. Здесь, на сквознячке, он точно будет в безопасности. Потираю ладони и жду Касту.

А ей уже не стоится на месте, собака несётся ко мне навстречу и пролетает мимо потайного места. Развожу руки в стороны и сочувственно выдыхаю: «Эх…». В это время четвероногий сотрудник таможни обратный путь к кинологу проделывает под вагоном и с обратной его стороны. Оттуда мешочек совсем незаметен, поэтому не чувствую опасности. Но заскочившая под вагон собака вдруг исчезает.

Подходим ближе и видим застывшую возле ящика Касту. Чтобы мы её лучше заметили, собака вылезает на перрон и осторожно приседает.

Вся жизнь «игра»

Рабочий график служебного пса такой же, как и у человека: собака находится рядом с кинологом весь день. А по окончании вместе с ним отправляется домой. У Владислава Доронина дома сейчас живут две овчарки. Опытная Юта уже разменяла девятый год. Умная собака лучше всяких рентгенов находит любой наркотик, но энергия и игровой задор уже не те. Тренируясь, её опыт постепенно перенимает молодая овчарка Каста. Служебные собаки не сразу ужились в одной квартире, но под чутким руководством хозяина-кинолога нашли общий язык. 

- Не тяжело заниматься с двумя большими собаками, с ними же ходить на работу, постоянно заботиться? Не думали поменять род деятельности? – интересуюсь у Владислава, который ко всему ещё и папа двух маленьких детей. 

- Знаете, у меня работа-хобби, она никогда не заканчивается. Просыпаюсь утром, выгуливаю собак, потом кормлю их, играю с ними. Убираю. То же самое делаю и на работе. Часто людям со стороны кажется, что это не работа, а сплошная игра. В принципе так оно и есть: собака учится через игру, работает через игру, для неё поиск наркотиков – это игра. 

Человек с разным настроением ходит на работу, по наблюдениям кинолога, то же самое происходит и с собакой.

- Животное тоже может уставать, - делится Доронин. - Когда рабочие сутки на исходе, играть не очень-то хочется. Поэтому во время обучения стараемся приучать собак, чтобы они сами, без команды, искали нужные запахи, таким образом, на животном почти нет психологической нагрузки и оно не так устаёт. Ведь одно дело играть, другое – искать по команде. Собака может за снежком два часа бегать и не устать. Но для неё гораздо тяжелее по команде выбирать из 10 банок ту, в которой спрятано запрещённое вещество, потому что приходится анализировать и дифференцировать запахи. 

- У вас две собаки разного возраста. В работе ощущаете, что и опыт у них разный? 

- Сравнивая их, я стал понимать, насколько мне самому когда-то не хватало этого опыта, - вспоминает Владислав. – Когда несколько лет назад мы вдвоём с Ютой учились, я был уверен, что требуется как минимум три года, чтобы подготовить собаку. А сейчас у Касты уже в возрасте 7 месяцев есть обнаружение. То есть всё зависело от меня, насколько я способен был понять собаку. Сейчас, конечно, мне гораздо проще. 

Нос – универсальное средство

По мнению кинологов, собаку трудно обмануть. Но многие пытаются. Так, у коллеги инспектора был случай, когда гражданин пытался провезти наркотики в банках со специями, которые стояли в пакетах с едой. Мужчина, видимо, рассчитывал, что запах еды и пряностей не даст животному определить запрещённые вещества. Или ещё как-то девушка спрятала марихуану в бюстгальтер. Ни запах тела, ни духов не помешали служебной собаке обнаружить нарушительницу. 

Единственный след, который оставляет наркотик, – это запах. И собака – это универсальное средство контроля, которое способно его отследить.

- Успех в нашем деле  – это результат работы и тесного взаимодействия многих служб и ведомств, - подводит итог Владислав Доронин. – Но умные животные тоже вносят в него свой существенный вклад.


Автор фото: автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N