Терпеливо говорим – нетерпимо слушаем | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Евгений Мирончик Евгений Мирончик Автор текста
16:00 17 Февраля 2017 Общество

Терпеливо говорим – нетерпимо слушаем

Белорусская атомная электрическая станция – не просто амбициозный проект молодого суверенного государства, свидетельство его огромных возможностей. Это вопрос экономической независимости и политической силы Республики Беларусь. Возведение АЭС новейшего поколения осуществляется в стране, располагающей современной энергосистемой с её мощным кадровым потенциалом. Строительство ведётся открыто, в плановом режиме, при абсолютном соблюдении норм международного права. Белорусская сторона в полной мере осознает ответственность и гарантирует миру, в том числе ближайшим соседям, безопасность БелАЭС.

Однако с самого начала против строительства станции активно выступает Литва, не желая слышать никаких аргументов, отвергая любые, сколь угодно убедительные доводы. Евросоюз в отношении БелАЭС проявляет настороженность, применительно к станции говоря больше о чём-то своём – о правах человека, запрете на смертную казнь… Белорусская оппозиция, как нетрудно догадаться, рьяно поддерживает литовцев. С оппозиционерами, впрочем, всегда предельная ясность, ибо у них всё внятно и однозначно: власть априори не может сотворить ничего путного. Всё, что ни делает власть, – плохо. Даже когда хорошо.

Основные претензии Литовской Республики – близость атомного энергообъекта к её государственной границе и столице, а также то обстоятельство, что проект БелАЭС якобы не соответствует требованиям ESPO Конвенции.

Беларусь, уверенная в своей правоте, спокойно, терпеливо и аргументированно отвечает на все вопросы соседей.

На рынке атомного проектирования Россия является безусловным лидером, занимая долю в 40 процентов. Специалисты Росатома строят АЭС во многих странах мира. И говорить о недостаточно высоком качестве российских ядерных проектов, по меньшей мере, несерьёзно.

Для возведения Белорусской атомной электростанции был выбран российский проект «три плюс» «АЭС-2006» повышенной надёжности и безопасности. В нём сконцентрированы все достоинства предыдущих российских разработок, получивших высокую оценку специалистов и мировой общественности. Например, Болгария для строительства своей атомной электростанции выбрала на конкурсной основе российский проект «АЭС-92», который получил сертификат соответствия Европейским требованиям безопасности, следовательно, и право его реализации в странах Евросоюза. По этой и другим российским разработкам, которые легли в основу «АЭС-2006», возводятся и уже построены атомные электростанции в Индии и Китае.

С этими разработками Россия побеждала в международных конкурсах на строительство АЭС в Турции, Венгрии, Финляндии и Бангладеш, причём в состязании с крупнейшими реакторостроительными компаниями мира.

В самой России по проекту «АЭС-2006» осуществляется строительство новых блоков Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2. Кстати, опыт ввода в эксплуатацию этих объектов пригодится и для БелАЭС. Планируется также построить по этому проекту Северскую, Нижегородскую атомные станции и и Курскую АЭС-2, а также станции в Турции и Бангладеш.

Проект «АЭС-2006» соответствует самым строгим международным нормам Международного агентства по атомной энергии, отличается повышенными характеристиками безопасности и улучшенными технико-экономическими показателями, а по ряду таких показателей превосходит существующие в мире аналоги.

«АЭС-2006» прошёл государственную экспертизу федерального автономного учреждения «Главгосэкспертиза России», получил одобрение государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Строительство БелАЭС осуществляется в строгом соответствии с проектом и под контролем Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.Обеспечение высокого уровня ядерной безопасности находится под постоянным контролем МАГАТЭ, а результаты контрольных мероприятий агентства отражаются в докладах.Системы безопасности, применяемые на БелАЭС, уникальны. Анализ, проведённый специалистами, показал, что в случае, если бы на атомной станции «Фукусима» были использованы системы, аналогичные предусмотренным проектом «АЭС-2006», аварии подобного масштаба удалось бы избежать даже при одновременном воздействии землетрясения и цунами.

Двойная защитная оболочка реактора, ловушка расплава топлива, система подавления водорода и другие технологические особенности проекта «АЭС-2006» исключают возможность развития чрезвычайных ситуаций по «японскому сценарию».

Беларусь своевременно провела предусмотренные ESPO Конвенцией процедуры международного обсуждения отчёта об оценке воздействия БелАЭС на окружающую среду.

Таким образом, Беларусь реализует проект строительства атомной станции в полном соответствии с нормами международного права (то есть в соответствии с требованиями ESPO Конвенции, МАГАТЭ, Орхусской Конвенции) и приняла окончательное решение в терминах ESPO Конвенции по строительству АЭС.

Литва продолжает утверждать, что белорусская сторона не соблюдает требования ESPO Конвенции, однако по сути сводит свои аргументы к одному – близкому расположению БелАЭС к Вильнюсу.

Что касается расстояния от БелАЭС до столицы Литовской Республики, то МАГАТЭ не устанавливает этот счёт соответствующих требований. Нет их и в мировой практике. В 14 странах Европы работают 132 блока атомных станций, расположенные недалеко от крупных городов. А к самой Литве в этом плане разве не могло бы возникнуть вопросов? Новую Висагиновскую АЭС запланировано разместить всего в 2-3 километрах от Браславского национального парка в Витебской области. Выводя из эксплуатации Игналинскую АЭС, литовцы строят опасные хранилища отработанного ядерного топлива в 3 километрах от границы с Беларусью, а большое хранилище для захоронения материалов малой и средней радиоактивности – в 6 километрах. И при этом возмущаются больше всех.

Именно требованиями ядерной безопасности продиктована необходимость размещения БелАЭС там, где она сейчас строится, – недалеко от города Островца в Гродненской области. Литовскую сторону неоднократно информировали о причинах, по которым Беларусь отказалась строить АЭС на одной из двух предполагаемых площадок в Могилёвской области (опасность образования в грунте мелованного карста).

Получала Литва исчерпывающую информацию и в отношении сейсмологической безопасности. Проект «АЭС-2006» позволяет станции (расположенной, впрочем, в асейсмичном районе) выдерживать землетрясение в 8 баллов. Давались ответы, в том числе на литовском языке, и по поводу реки Вилии, воды которой будут использоваться только для подпитки охлаждающей системы станции. Ко всему прочему отмечалось, что корпус реактора переносит прямое падение самолёта.

Продолжается сотрудничество Беларуси с МАГАТЭ. В частности, Посольство Республики Беларусь в Литовской Республике распространило пресс-релиз, в котором представило выводы миссии SEED МАГАТЭ, посетившей Беларусь во второй половине января нынешнего года, по оценке БелАЭС. Министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик заявил, что Беларусь самым внимательным образом относится к рекомендациям миссий МАГАТЭ и постарается реализовать все предложения по итогам миссии SEED.«Мы твёрдо намерены в тесном взаимодействии с МАГАТЭ создать безопасную, экологически чистую и экономически эффективную отрасль – атомную энергетику, которая будет служить дальнейшему поступательному развитию нашей страны», – сказал министр.

«Беларусь на этапе проектирования АЭС в Островце надлежащим образом учитывала все внешние угрозы», – заявил Гжегож Жентковски, возглавляющий департамент по ядерной безопасности МАГАТЭ, посетив АЭС в рамках миссии SEED.Что касается вышеуказанного взаимодействия, то государственное предприятие «Белорусская АЭС» начинает подготовку к предварительной миссии МАГАТЭ в 2018 году по рассмотрению эксплуатационной безопасности. Ряд оценочных миссий будет проведён и в текущем году. Кроме того, планируются экспертные миссии МАГАТЭ по вопросам управления финансовыми рисками, обзору стратегии обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом и по другим рекомендуемым МАГАТЭ направлениям.

Отнюдь не оправдываясь (в том нет необходимости), проявляя спокойствие и выдержку, Беларусь отвечает на все вопросы Литвы и продолжает последовательно возводить БелАЭС. Между тем в странах Балтии прозвучало предложение бойкотировать электроэнергию от будущей станции. «Страшная месть», однако, не достигнет своей цели: при проектировании электрической схемы выдачи мощности Белорусской АЭС учитывались два возможных варианта – с сохранением ныне действующих синхронных связей между энергосистемами Беларуси и Литвы и с отключением. Во втором случае электроэнергия, выработанная на БелАЭС, станет обеспечивать в основном внутреннее потребление Белорусской энергосистемы. Экспорт электроэнергии будет обусловлен экономической целесообразностью при наличии свободных мощностей. Энергосистема Беларуси связана не только с Литвой – межгосударственные линии соединяют Беларусь с энергосистемами России (одна линия 750 киловольт и три по 330 киловольт) и Украины (две по 330 киловольт).

Литва протестует, а Беларусь строит. В прошлом году в эксплуатацию введена подъездная дорога к АЭС. Начал работу учебно-тренировочный центр. Продолжен монтаж теплотехнического оборудования, грузоподъёмных механизмов турбинного и реакторного отделения, электротехнического оборудования по выдаче электрической мощности.

В настоящее время имеется полная строительная готовность к монтажу корпуса реактора первого энергоблока, который должен быть введён в 2019 году.

Беларусь строит, но была и остаётся открытой для соседей и всего мира. Основным направлением взаимодействия с Литвой в области атомной энергетики является обмен информацией в рамках членства обоих государств в Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (ESPO Конвенция) и Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская Конвенция). Белорусская сторона была и остается готовой к ведению конструктивного диалога по всем аспектам реализации проекта и послепроектного анализа. Надо только, чтобы другая сторона готова была слышать.


Автор фото: tut.by

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N