"Я не человек, я – кит": о сообществах в соцсетях, в которых детей подталкивают к выполнению опасных заданий | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Ольга Астапенко Ольга Астапенко Автор текста
16:20 12 Апреля 2017 Общество

"Я не человек, я – кит": о сообществах в соцсетях, в которых детей подталкивают к выполнению опасных заданий

Что побуждает ребёнка написать на стене в социальной сети: «Мне осталось 42 дня?..» Чувство причастности к чему-то неизведанному, человеческое любопытство, а может, животный страх? О жестоких сообществах в соцсетях, в которых детей подталкивают к выполнению опасных заданий, наша беседа с психологом центра социального обслуживания населения Центрального района Еленой СУЗДАЛЕВОЙ.

Я не человек, я – кит 

Недавно моя пятнадцатилетняя дочь выложила в соцсети свою фотографию, где она – улыбающаяся – стоит на фоне яркого весеннего пейзажа. Обычное фото, под которым одна из её подружек оставила комментарий: «Дитя». На что моя дочь ответила: «Юля, счастливое дитя». Может ли «счастливое дитя» написать на стене страшные слова о смерти? Думаю, нет… 

Так считают и специалисты. Однако подросток полон противоречий. Им легко манипулировать. Так, по словам Елены Суздалевой, повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях может быстро смениться ранимостью и неуверенностью в себе, а потребность в общении – желанием уединиться. 

Именно поэтому грамотная методика смертельно опасных групп типа «Синий кит», последовательность точных заданий, доводящих ребят до «нужной кондиции», общение с неким зашифрованным анонимным куратором действуют на неокрепшую психику детей безоговорочно. 

Правила оказались просты и одновременно страшны: игрок (пользователь соцсетей) выполняет задания, которые ему присылает некий куратор, и последнее из них – суицид. За эти полтора месяца ребёнка, которого на время квеста называют «китом» (отсюда название), обрабатывают, внушают, что ему не стоит больше жить, заставляют наносить себе порезы и вгоняют в депрессию. А если он отказывается умирать, угрожают убить его семью. «Начинай смотреть пятнадцать видео про суицид, где люди… (перечисляет все виды суицида –прим. автора). В доказательство делай скрины того, что ты смотришь», – вот отрывок из сообщения одного из кураторов игры. 

Кураторы немногословны. Их действия слаженны. Страшно, когда после очередной порции депрессивной информации подросток пишет на стене: «Я не человек, я – кит». Страшно и то, что взрослые этого не замечают.

Кошки-мышки

В социальных сетях на сегодня имеется более 10 видов «групп смерти», которые имеют разную направленность, но единую цель – управление сознательным, но не осознанным поведением подростков. Елена Суздалева предлагает рассмотреть некоторые из них.

Группы про китов. 

– Все они имеют депрессивный контекст, – говорит специалист. – Кит здесь представлен как мудрое и величественное животное, которое, тем не менее, бесконечно одиноко и порой, не вынеся терзающей душу грусти, выбрасывается на берег. Группы с контекстом «Дом». 

Дом ассоциируется с защитой и уютом. Правда – внутри дома.

Данные группы наполнены мистическим материалом. Их информационная база направлена на естественную потребность человека в открытии скрытой информации, разоблачении мирового заговора, прячущегося в коде всемирной паутины, и подобной криптофантастики. 

Группы красоты «Бабочки». 

Эти группы в своей основе опираются на красоту и быстротечность бытия. Мимолётность, воздушность. И если многим взрослым это покажется глупостью, то для неокрепшей психики подростка такие скоротечные «игры» могут стать смертельными.«Зашифрованные» группы. 

Как правило, подобные группы изобилуют огромным количеством цифровых и иностранных шифров, которые могут показаться подростку почти сакральными. К примеру, ко многим записям прикрепляются надписи на иврите с текстом вроде «Я покажу тебе, как темно на другой стороне Луны».

Сообщества совместных игр. 

Взрослым они напомнят такие дворовые игры, как кошки-мышки, прятки, соловьи-разбойники и другие из нашего детства. Детям предлагают побыть котятами, птенцами и так далее. 

– Неокрепшая психика и любознательность подростков подталкивает их изучать недра социальных сетей, – говорит Елена Суздалева. – Организаторы убивающих сообществ, используя достижения психологических исследований в области управления сознанием и мышлением (когнитивной сферой), успешно этим пользуются. 

У тебя – НИКОГО

Основными методами вовлечения ребят в «группы смерти», по словам Елены Суздалевой, выступают: 

1. Убеждение или эмоциональная поддержка от друзей в сети. 

Это один из самых безобидных и действенных методов психологического воздействия на человека. Он основан на фактах, которые становятся понятны в результате построения логической цепочки размышлений. «В сети у тебя сотня друзей, на дне рождения семь, когда тебе плохо один-два, когда у тебя проблема – НИКОГО!» 

2. Заражение. 

Метод основан на передаче эмоционального состояния от человека к человеку. В сети он реализуется через депрессивные и апатичные контексты на страницах различных аккаунтов, постоянно репостящихся. Наиболее распространённым является механизм, направленный на планомерное воздействие через инстинкт самосохранения – страх. Изначально осуществляется усиление страха и любопытства: «постановка на счётчик», а затем уменьшение силы воздействия страха смерти на поведение подростка через приучение его к образам инсценировки собственной смерти. 

3. Внушение. 

В случае внушения воздействие оказывается на человека, уже находящегося в подавленном состоянии. Ярким примером выступают такие контенты, как «Это самое страшное…», «Единственный выход…», «Только сделай это правильно!» И если заражение – это передача психологического состояния, в результате которого человек действует так или иначе, то внушение – это убеждение поступать так, как ему говорят. 

– Сила внушения зависит от того, насколько человек внушаем, а это показатель индивидуальный, – объясняет психолог. – Высоким уровнем этого показателя отличаются дети в возрасте до 15 лет и неуверенные в себе, нерешительные люди. 

Чтобы избежать беды, родителям необходимо быть друзьями своим детям, проявлять интерес к их жизни, советует психолог. Важно обсуждать жизненные ценности и цели подростка, не навязывая своей точки зрения. Периодически, хотя бы 2-3 раза в неделю, просматривать историю браузера. Вместе с ребёнком просёрфить просторы байнета. А главное – прививать духовные, нравственные и эстетические критерии мышления, формируя у него понимание самоубийства как страшного греха.


Автор фото: из интернета

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N