"Киноискусство - в массы": любопытные факты из истории кинопрокатного дела в Гомеле | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Игорь Уваров Игорь Уваров Автор текста
15:30 15 Июня 2017 Общество

"Киноискусство - в массы": любопытные факты из истории кинопрокатного дела в Гомеле

История белорусского кинопроката берёт своё начало с 1900 года, когда в Минске началась демонстрация кинофильмов западноевропейского производства. До 1917 года в белорусских городах было уже 56 частных кинотеатров, или, как тогда говорили, «иллюзионов». Известно, что в первые годы после Октябрьской революции в Гомеле работала фото-кино секция. Предлагаем вниманию читателей некоторые любопытные факты из истории становления кинопрокатного и фотографического дела в Гомеле в 1919–1921 годах.

Фото-кино Гомель

Решение учредить при отделе народного образования Гомельского губернского совета автономную фото-кино секцию было принято в октябре 1919 года. Как свидетельствуют документы Государственного архива Гомельской области, полноценно свою деятельность Гомельская губернская фото-кино секция начала с 10 октября 1919 года, что видно из доклада заведующего К. Наймарка, назначенного на эту должность 1 октября 1919 года. В дальнейшем им был составлен следующий план работы: «Построить сеть постоянных кинотеатров в губернии и оборудовать 15 передвижных кинематографов для обслуживания сельской местности. Организовать отдел проката картин при секции и снабжать кинотеатры новыми картинами, кроме этого, приобрести большое количество научных картин и составить к ним описание в виде лекции, и организовать научные сеансы. Доставить специальные детские картины и устраивать детские сеансы. Установить в каждом кинотеатре конус для волшебной проекции и в каждом удобном случае, между частями картины, демонстрировать лозунги (очевидно политической пропаганды новой власти – прим. автора).

Приобрести технические принадлежности, угли и прочее для кинематографа, оборудовать при складе мастерскую для ремонта киноаппаратуры. Купить на рынке нужное количество волшебных фонарей и диапозитивов и устраивать лекции с волшебной проекцией в школах, клубах и народных домах.

Организовать работу бухгалтерии для отчётности секции, отдела проката фильмотеки и фотографии, а также наладить отчётность уездных фото-кино секций и театров».

Примечательно, что в период экономической и социальной разрухи в Гомеле руководство фото-кино секции осуществляет фотографирование и киносъёмки разных событий, торжеств и прочих мероприятий в городе.

В 1920 году в Гомеле были организованы курсы киномехаников и составлена смета на текущий год в размере расходов для проведения в жизнь намеченного плана. Из протокола заседания Губернского фото-кино Гомеля от 30 июля 1920 года видно, что во главе этой организации в должности заведующего продолжал оставаться К. Наймарк, а замом у него был товарищ Ципорин (инициалы в источнике не указаны). На тот период времени в секции Губернского фото-кино резко не хватало сотрудников. Наймарк пытался подобрать новых работников, перечень специалистов был определён такой: машинистка, курьер, сторож, бухгалтер, счетовод, механик, конторщик, экспедитор. Как стало известно, организация фото-кино секции в Гомеле на тот период не имела собственного помещения, и заведующий поручает своему заму подыскать помещения через земельно-жилищный отдел.

Картины с «вольного» рынка

Что касается демонстрации кинематографических картин, то изначально дело обстояло крайне плохо. В декабре 1919 года товарищ К. Наймарк обратился в Москву за разрешением открыть отдел проката картин и просил наркомпрос отпустить нужные для этого киноматериалы. После чего было дано разрешение открыть фильмотеку, однако ввиду того, что в московском центре был недостаток картин, К. Наймарк получил право приобретать картины на «вольном» рынке.

Как свидетельствуют документы, рынок предлагал большой выбор разных кинокартин, однако из-за отсутствия финансов купить их было невозможно. Поэтому 20 апреля 1920 года К. Наймарк, пользуясь данной ему властью, произвёл национализацию местных кинопрокатных контор. Большая часть национализированных картин культурного значения не имела, однако, чтобы не останавливать работу гомельских кинотеатров, эти ленты после предварительного просмотра и необходимых вырезок были допущены для просмотра зрителями. Фильмы демонстрировались в кинотеатрах Гомеля несколько месяцев, при этом многие пришли в полную негодность и постепенно репертуар кинолент был совершенно истощён. В связи с этим в начале июля 1920 года К. Наймарк принял решение командировать в Москву своего сотрудника за новыми кинокартинами. Но гомельскому представителю там ответили отказом, сказав, что гомельский кинопрокат пребывает в лучшем положении, чем московский, поскольку Гомель находится рядом с границей и новые картины можно приобретать на Украине. В конце июля гомельская фото-кино секция получила кредит и её руководством были предприняты попытки приобрести картины в прокатное пользование на Украине. Из очередного протокола заседания коллегии губернской фото-кино секции от 10 августа 1920 года бросается в глаза информация о фильме под названием «В омуте Парижа». Очевидно, эта кинолента могла шокировать зрителей своим содержанием, но при этом и принести большой денежный сбор. Поэтому вокруг её приобретения возникла дискуссия. В итоге было принято решение о демонстрации данной картины в гомельском прокате с последующим возвратом киевским владельцам.

Как свидетельствуют документы, в августе 1920 года были признаны подходящими и приняты в прокатное пользование на два месяца привезённые из Киева кинокартины «Братья» (драма в 4-х частях с участием кинозвезды тех лет Мозжухина) и «Голубая кровь» (в 6-ти частях с участием О. Фрейлих и Черновой). На один месяц была запущена в прокат кинолента «Казнь мясоеда» (в 4-х частях). 

Кроме вышеназванных экранизаций, с 31 августа 1920 года в кинотеатрах Гомеля начинается демонстрация новых картин под названиями «Пиковая дама», «Сын страны, где царство мрака», «Дама с Калиями» (название как в источнике – прим. автора), «Инженер».

Поддержать ударным пайком

Тем временем приближался праздник Октябрьской революции, и 22 октября 1920 года К. Наймарк опять откомандировал в Москву своего представителя за картинами. Но новых картин отдел Наркомпроса снова не дал, и гомельские киномеханики были вынуждены чинить старые киноленты, которые в большинстве настолько оказались вырезаны, что совершенно потеряли свой смысл. В сложившейся ситуации руководство фото-кино Гомеля решило приобретать картины из-за границы. Конечно, мы не знаем, какое количество этих кинолент было представлено гомельским зрителям, но можем предположить, что они пропагандировали далеко не те ценности, которые выдвигала советская власть. 

Однако новые условия жизни требовали от кинопропаганды помогать формированию новой личности советского человека. Но для этого нужны были специальные картины и передвижные кинематографы. До получения из центра подходящих фильмов необходимо было приступить к составлению таковых из подходящих сюжетов уже существующих картин, и, как было сказано в источнике, «это чрезвычайно трудная работа с нашими голодными сотрудниками вряд ли удастся, что-нибудь сделать, хотя попробовать выполнить эту работу можно». Из чего мы можем предполагать, что в Гомеле в указанный период предпринимались попытки самостоятельных киносъёмок для пропаганды новых идей и политических лозунгов. Необходимо было также приступить к оборудованию передвижных кинематографов для демонстрации фильмов в деревне. На основании вышеизложенного К. Наймарк предлагает следующее: «Разрешить губернской фото-кино секции приобретать кинематографические картины, а также необходимые предметы для оборудования кинематографов в количестве необходимом для Гомельской губернии. До утверждения центром гомельских смет все доходы кинотеатров, находящихся в ведении наробразования, должны быть внесены на приходный текущий счёт губернской фото-кино секции… Откуда, с согласия Рабоче-крестьянской инспекции по мере надобности губернская секция будет брать средства для своих нужд и обеспечения сотрудников гомельской фото-кино секции ударным пайком и премировать их натурой».

Рупор эпохи

В январе 1921 года сотрудниками фото-кино секции Гомеля был составлен отчёт работы Губернского фото-кино. Из документов следует, что отдел проката отремонтировал 65 программ картин, из них 9 детских. Оборудовал несколько кинематографов: Либаво-Роменский агитпункт, в совхозе Прудок, «Клинкерный завод», в театре имени Свердлова и в других местах. В планы дальнейшей работы, как свидетельствуют документы, входили организация отдела проката картин, который будет обслуживать все кинотеатры в губернии, а также приобретение целого ряда научных и детских кинолент и проведение детских и научных сеансов. 

В направлении фотосъёмки проводились следующие работы: выполнено 800 фотографических снимков и 1902 отпечатка разных съездов конференций и показательных мероприятий. А также 167 снимков и 447 отпечатков с изображением музея и  187 снимков и 445 отпечатков секции «ИЗО». Для изготовления удостоверений к партбилетам сделан 451 снимок и 1410 отпечатков. Для эффективной работы фотографов были приобретены необходимые фотоматериалы, которые отпускались советскими учреждениями. 

Таким образом, руководитель секции К. Наймарк считал, что была проделана колоссальная работа в крайне сложных условиях и при полном отсутствии предметов оборудования, киноматериалов, новых картин и недостатке технических сотрудников. Как свидетельствуют документы, в 1919–1921 годах кинематограф начинает выполнять роль «рупора эпохи» и распространителя новой идеологии. Из копии доклада (документ без числа) мы видим, что фотография и кинематограф, безусловно, являются лучшим средством для производственной пропаганды, так как они наглядно могут показать преимущество машинного производства, полезность применения электричества и производительность фабрик, заводов и мастерских. На основании этого губернская фото-кино секция выработала следующий план ближайшей работы:

«1. Приобрести для производственной пропаганды соответствующие картины.

2. Приобрести волшебные фонари и конусы для волшебной проекции в кинотеатре.

3. Установить специальные сеансы и лекции с волшебной проекцией.

4. Подобрать подходящий сюжет из имеющихся в наличии картин, изготовить к ним соответствующие надписи и составить специальные, для производственной пропаганды, программы кинокартин.

5. Произвести фотографические снимки на всех имеющихся в Гомельской губернии фабриках, заводах и мастерских.

6. Устроить по губернии выставки из этих снимков.

7. Передать Госиздату эти снимки для печати их в журналах.

8. Изготовить из этих снимков диапозитивы.

9. Достать кинематографическую плёнку и произвести съёмку более важных производств Гомеля.

Все перечисленные мероприятия, безусловно, имеют большое государственное значение и проведение их в жизнь Губпрофсовет всемерно должен поддерживать».


Автор фото: из интернета

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N