Почему так много "почему", или Как отвечать на вопросы маленьких любознаек | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Ольга Астапенко Ольга Астапенко Автор текста
17:00 10 Августа 2017 Общество

Почему так много "почему", или Как отвечать на вопросы маленьких любознаек

Помните, как в одной из серий мультфильма «Маша и Медведь» герои отправились на рыбалку. Блаженствуя, Медведь забрасывает удочку, но великолепная в своей детской непосредственности Маша превращает рыбалку в пытку: «Миш, а у меня клюёт? А у тебя клюёт? А когда клюёт? А здесь клюёт?»… И этим вопросам, кажется, нет ни конца ни края, просто голова идёт кругом. Можно поздравить родителей такого любознательного ребёнка – начался возраст «почемучек». Как правильно отвечать на вопросы любознаек, разбираемся вместе с доцентом кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф. Скорины, кандидатом психологических наук Натальей НОВАК.

Возраст почемучек

– Обычно возраст почемучек наступает после 3-4 лет, когда у дошкольника значительно расширяется запас речи, малыш переходит от изучения воспринимаемых свойств и качеств предметов внешнего мира  к изучению внутренних существенных связей между ними, их соотношению, обобщению и систематизации, – говорит Наталья Новак. – Благодаря этому развивается мышление юного дарования, расширяется кругозор, повышается уровень интеллекта. Именно на данном возрастном этапе доминирующей психической функцией становится память, механизмы которой обеспечивают накопление фактов и расширение индивидуального опыта ребёнка.

  Некоторые дети задают мало вопросов, а больше времени тратят на обдумывание, поскольку им необходимо сосредоточиться и разобраться, прежде чем спросить что-то ещё. Другие без умолка могут засыпать взрослых разного рода «кто?», «зачем?», «когда?», «почему?»

По словам специалиста, для правильного психического развития детей общение со взрослыми является необходимым и очень значимым. Чем более интересно и познавательно это общение, тем более доволен и развит малыш. Но иногда нам, взрослым, может показаться, что ребёнок задаёт вопрос – лишь бы задать или даже «подействовать на нервы». А как иначе думать, если любознательная дочушка или сынок часто задаёт несколько вопросов одновременно, которые, как нам опять же кажется, не связаны между собой, перебивает нас, даже не дослушав ответа? 

– Постарайтесь не раздражаться, – советует психолог, – ведь это только на первый взгляд так выглядит. В действительности познавательная деятельность ребёнка устроена так, что мысли в его голове могут проноситься со скоростью ветра, заменяя друг друга. Ребёнок молниеносно может переключиться с одного вопроса на другой по той причине, что в этом возрасте его внимание неустойчиво, непроизвольно, то есть находится под влиянием каких-то внешних стимулов (цвет, контраст, эмоции, звуки и так далее), которые в любую секунду могут овладеть его вниманием, вызвать новый интерес. Более того, если малыш не интересуется тем, что происходит вокруг, – вот это скорее должно вызвать у взрослых беспокойство. 

0-282.jpg

Если вам надоело отвечать…

– Когда вы устали отвечать или по каким-то причинам не желаете участвовать в этом блицопросе, подумайте, почему ребёнок обращается с вопросами именно к вам? – продолжает специалист. – Потому что именно вы являетесь для него самым умным, самым авторитетным, самым важным. И именно вы, как самый близкий и понимающий человек, сможете стать для малыша проводником из мира незнания в новый и неизведанный мир, где так много всего интересного, важного, нужного, но пока ещё такого непонятного. 

По мнению психолога, для развивающегося малыша эти ответы действительно важны и жизненно необходимы. Отказываясь отвечать на «глупые» и бесконечные вопросы, раздражаясь и отталкивая ребёнка, родители не только рискуют потерять его уважение, но тем самым игнорируют его потребность во внимании и познании, что в результате приводит к снижению самооценки, самоуважения и уверенности в себе. В таком случае некоторые дети теряют познавательный интерес к миру, а из-за недостатка информации у них формируется недоверие, тревога по отношению к окружающим. 

– Другие пытаются самостоятельно найти ответы на свои вопросы, но, согласитесь, что для 3-4-летнего малыша этот процесс будет более длительным и не настолько продуктивным, а иногда – и очень опасным (например, эксперименты с огнём, водой и так далее), – говорит Наталья Новак. – Кому-то повезло больше и рядом есть бабушка, старший брат или сестра, к которым можно обратиться. Однако невнимательные родители должны понимать, что уже в этом возрасте их психоэмоциональная связь с ребёнком ослабевает и впоследствии им сложно будет стать для него другом, например, когда, будучи уже подростком, их дочь или сын найдёт для себя других авторитетных лиц. И кто знает, какие ответы на свои вопросы получит их повзрослевшее чадо?

А если не знаешь ответ?

Вопрос ребёнка не следует оставлять без ответа, который должен быть полным, грамотным и соответствовать его возрасту, уровню понимания. По словам психолога, вариант «вырастешь – поймёшь» тоже не подходит. 

– Если вы затрудняетесь ответить сразу, не стесняйтесь сказать: «Я не знаю», но никогда не придумывайте ложных ответов, – советует Наталья Новак. – Подчеркните, что это очень интересный и сложный вопрос и пообещайте попробовать найти ответ в литературе, с помощью специалистов и так далее. И конечно – необходимо обязательно выполнить обещание. А теперь давайте вспомним, чем же закончился мультик, с которого мы начали свой разговор? Не зная, как компетентно ответить на вопросы любознательной девочки (особенно если учесть, что он вовсе не умеет говорить, в отличие от нас, взрослых), Медведь даёт ей удочку, чтобы она смогла сама найти ответы. Наградой за смекалку и терпение стала золотая рыбка, вытащенная Машей. 

Так и в жизни – родители могут распределить сферы, в которых каждый из них более компетентен, по каким-то вопросам можно перенаправить к бабушке или дедушке, что-то можно почерпнуть из развивающих игр, пособий, красочной познавательной литературы, которой сейчас огромное множество, многие ответы есть в мультфильмах. 

– И ещё небольшая подсказка, – подытоживает специалист, – в некоторых случаях ребёнок знает сам ответ на свой вопрос, но хочет подтвердить его правильность или таким образом пытается обеспечить себе возможность вступить в «компетентный» диалог со взрослым. В таком случае помогает встречный вопрос к почемучке: «А ты сам как думаешь?» И тогда довольный карапуз с видом знатока выкладывает родителю своё видение ситуации, ориентируясь на одобрение и похвалу.

Как видим, уделять время и внимание детским вопросам, оказав уважение любопытству малыша, не только нужно, но и важно – это со временем принесёт свои плоды. Как считает Наталья Новак, ребёнок, который не потерял надежды получить ответы на свои вопросы, будет отличаться интересом к жизни, пытливостью ума, более высокой учебной мотивацией и стремлением к самообразованию. Не следует недооценивать интеллект своего малыша, его ум, сообразительность, наблюдательность. С шести лет можно говорить с ребёнком на равных, а по каким-то вопросам можно с ним даже советоваться. Он оценит это очень высоко, и дружба отцов и детей станет ещё крепче. 


Автор фото: Ирина Чернявская

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N