Какую игрушку выбрать ребенку? | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Ольга Астапенко Ольга Астапенко Автор текста
13:00 22 Ноября 2013 Общество

Какую игрушку выбрать ребенку?

Современный мир предлагает нашим детям всё больше соблазнов. Чем только не завлекают маленьких первооткрывателей производители, невольно заставляя позавидовать тех, чьё детство прошло с одним-двумя пупсами, оловянными солдатиками и алюминиевым конструктором. Современные игрушки прекрасно оснащены технически, имеют яркий, порой шокирующий внешний вид под стать последним модным тенденциям. Казалось бы, что ещё в наше время может пожелать малыш? Но как относиться внимательным, заботливым и думающим родителям к этим новинкам игрушечного рынка? Что они несут ребёнку? И какие ориентиры нам дать своим детям в мире огромного выбора игрушек? 
 
К обсуждению присоединились психологи Гомельского городского центра социального обслуживания семьи и детей Марина Надольская и Елена Козлова.
 
ИГРЫ НАШЕГО ДЕТСТВА
 
– Поводом для размышления послужила одна история: многодетной маме Елене Савченко и её детям наш постоянный читатель Сергей Мурин отдал свою коллекцию игрушек, которую хранил и собирал в течение многих лет. Удивительно, но дети, которых в наше время, казалось бы, ничем не удивишь, играли с ними намного охотнее, чем с новыми. В чём же дело? Может, в особом духе того времени, а может такие игрушки создают поле для собственных фантазий?
 
Марина Надольская: – И в том, и другом. Плюс натуральный материал, естественные, неагрессивные цвета, которые не вызывают ощущение искусственности. Сейчас у многих игрушек яркие «кислотные» цвета, у кукол – неэмоциональные, ничего не выражающие лица. Они не способствуют росту и развитию ребёнка. В большинстве своём современная игрушка передаёт социальное клише, которое массово транслируется. У мальчиков закладывается агрессивное поведение супермена, как подобающее для настоящего мужчины в западной культуре. А современные Барби формируют социальные эталоны красоты, свойственные американскому обществу.
 
Елена Козлова: – Таким образом идёт деформация детского сознания, ведь с помощью игрушек ребёнок познаёт окружающий взрослый мир. В постоянном взаимодействии с игрушкой малыш впитывает всю информацию, и она становится частью его самого, его ценностью.
 
– Сегодня успешность ставится в зависимость от привлекательной внешности. А привлекательная внешность – это, увы, не женщины Рубенса и не русские боярыни…
 
Елена Козлова: – Отсюда проблемы разного характера, в том числе и со здоровьем. Девочки стремятся походить на Барби и худеют, мальчики мечтают нарастить себе мускулатуру. Внешность заменяет внутреннее содержание. Желание выглядеть привлекательно и успешно становится важнее внутреннего мира человека, его настоящих чувств и стремлений.
 
– Кстати, во всемирной паутине нашла фото «новой» Барби, которая якобы призвана бороться с анорексией – это кукла, приближённая к естественной женской фигуре с минимальным макияжем или вообще без него. Честно, и эта кукла восторга у меня не вызвала. 
 
Марина Надольская– Барби остаётся Барби, как её не видоизменяй, – это взрослая женщина, она не даёт поводов для фантазий. Она – клише. Бороться с ней не нужно, да и нет в этом смысла. Просто у ребёнка должен быть выбор. Родители могут купить девочке Барби, Bratz, зелёного слона, что угодно. Но у ребёнка должны быть и замечательные куклы с добрыми детскими лицами, и слон естественной окраски. 
 
Елена Козлова: – Посмотрите, к примеру, на исконно русские игрушки. Раньше мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки, дерево. 
 
Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становились игрушка «потешка» и «шаркуны» – засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. 
 
Эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника. Погремушка или мяч, символизирующие небо и небесный мир, как бы соединяли ребёнка с миром добра. Матрёшка, к примеру, учит тому, что человеческое тело состоит из семи оболочек. В ней завуалировано таинство рождения. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Чувствуя природу ребёнка, наши предки давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. 
 
БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
 
– Сегодня очень много таких «новых кукол», как трансформеры, монстры, покемоны… Как относиться к подобным новинкам игрушечного мира?
 
Марина Надольская: –  Эти игрушки деформируют представление о естественном человеческом теле и не обладают человеческими качествами, а потому не способны нести добрые посылы ребёнку. У малышей размываются представления о добре и зле. Количество детей с неврозами постоянно возрастает, и игрушки с непонятным и деструктивным оформлением играют в этом не последнюю роль. Сегодня к специалисту обращаются родители с достаточно серьёзными проблемами у детей. И родителям мы рекомендуем начать с главного, что необходимо дать своему ребёнку, – с доброй сказки и хорошей игрушки. 
 
– Что вы подразумеваете под «хорошей» игрушкой?
 
Марина Надольская: – Игрушка – друг. Она не должна угрожать ни по материалу, ни по фактуре, ни по настроению. Она призвана будить фантазию, а не демонстрировать готовый образ, предполагающий определённую схему обращения с ней. Игрушки – «заместители» родителей, они, в отличие от мамы, могут быть с ребёнком всегда. Если мама относится ответственно к выбору игрушки, то она выберет именно ту, которая будет нести добро, соответствовать ей самой. Конечно, лучше приобретать игрушку, которая бы поддерживала и развивала малыша. Мячи, кубики, вкладыши, обычные куколки не могут наскучить ребёнку, так как благодаря своей простоте они чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций с ними. И, конечно же, не несут скрытой агрессии.
 
К сожалению, большинство современных игрушек, предлагаемых нашим детям, соответствуют стандартам других стран. В нашей культуре заложена глубина эмоционального переживания, широта восприятия живого мира и фантазия. Заметьте, европейские дети играют с нашими игрушками, например, с матрёшками. 
 
– Но производитель сегодня «выдаёт» то, что наиболее популярно. 
 
Елена Козлова: – Спрос рождает предложение. Всегда есть выбор. Родители вправе выбирать лучшее. 
 
ЯЙЦА ФАБЕРЖЕ НЕ ПОКУПАЮТ ЯЩИКАМИ
 
– У меня было немного игрушек, но я не чувствовала себя чем-то обделённой. Сколько игрушек, по вашему мнению, должно быть у ребёнка?
 
Марина Надольская: – Друзей много не бывает. Если игрушек много, то у ребёнка не возникает опыта внутренней привязанности, умения дорожить чем-то родным и ценным.
 
Елена Козлова: – Почему сегодня нужно много игрушек? Потому что они не обладают ценностью. Качество переросло в количество. 
 
– Действительно ли игрушкам прошлого присущ некий особый дух? 
 
Елена Козлова: – Да, те игрушки были отражением квинтэссенции души славянского народа. А вот попробуйте одухотворить Барби!
 
– Подводя итог, скажите, какие игрушки – прошлого или настоящего – вы бы приобрели для своего ребёнка?
 
Елена Козлова: – Я, прежде всего, задумалась бы, какой посыл несёт игрушка, которую я собираюсь купить. Благо, на прилавках сегодня есть всё – в том числе и игрушки, похожие на те, в которые играли мы с вами. 
 
Марина Надольская: – Я бы выбрала ту игрушку, которая бы помогла ребёнку сделать выбор, каким ему быть: добрым или злым, умным или глупым, ленивым или трудолюбивым, помогать другим или оставаться равнодушным… Мы, родители, всегда выбираем (осознанно или нет) те игрушки, которые близки нашим внутренним ценностям. Так мы передаём детям собственный опыт и представления о мире.
 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N