Ловят как хотят и где хотят: каждый третий браконьер "рыбачит" в Гомельской области | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дарья Моложавская Дарья Моложавская Автор текста
16:50 16 Ноября 2017 Общество

Ловят как хотят и где хотят: каждый третий браконьер "рыбачит" в Гомельской области

Охота и рыбалка давно не являются занятиями, помогающими человеку выжить и прокормить свою семью, как это было в древние времена. В век высоких технологий они скорее стали формой досуга. Впрочем, даже в таком понимании ни охота, ни рыбалка не противоречат существующему законодательству. Конечно, в том случае, если они осуществляются в его рамках.  

В Гомельской области расположено большое количество крупных рек – Днепр, Сож, Припять, Березина. Немалое место занимает территория радиоактивного загрязнения, где запрещены любые виды рыбалки и охоты. Особый статус в данном контексте и у территории 

Национального парка «Припятский». Учитывая обширные водные просторы, кажется закономерным, что практически каждое третье уголовное дело по незаконной рыбалке в Беларуси возбуждается именно в нашем юго-восточном регионе – 27 процентов от общего числа. Нелегальные охотники Гомельщины в общереспубликанскую копилку вносят 8,2 процента от всех возбуждённых уголовных дел.   

- В общей структуре преступности незаконные рыбалка и охота не занимают значительную часть, но при этом они наносят колоссальный вред окружающей среде, - пояснила старший помощник прокурора Гомельской области по надзору за исполнением природоохранного законодательства Ирина Хиженок. – К возмещению нарушителям предъявляются огромные суммы.

Несмотря на предусмотренную  законодательством ответственность и очевидность нанесения вреда природе, браконьеры ловят рыбу когда, где и чем захотят. Одним из самых варварских видов незаконной ловли, применяемых в последнее время рыбаками-нелегалами, Ирина Хиженок назвала добычу рыбы при помощи электроудочек. Только в текущем году в области возбуждено три уголовных дела за подобные действия. 

- Это очень серьёзное нарушение, поскольку погибает не только то, что потом вылавливается из водоёма, ток воздействует и на ту рыбу, которая осталась.  Она уже не может нереститься, возникает множество других проблем, - пояснила старший помощник прокурора области. – Поэтому для возбуждения дела достаточно просто факта использования такой удочки. 

По мотивам задержаний впору снимать остросюжетный фильм. Чего только стоит громкое дело о ветковских браконьерах. Речь идёт о случаях незаконной коллективной охоты в светиловичских лесах. Группу нелегалов с поличным  задержали сотрудники КГБ ещё в декабре 2014-го. Нарушители пытались уйти от погони на автомобиле, в котором везли мясо и голову добытого лося. Среди задержанных оказались высокопоставленные чиновники. 

Ещё пример. В Лоевском районе рыбаков, фасовавших рыбу в пакеты, во дворе нежилого дома обнаружили пограничники. Посчитав их действия подозрительными, они передали информацию природоохранникам. Сотрудники Брагинской межрайонной инспекции установили, что рыболовы приехали в погранзону из Гомеля, остановились в соседнем доме, где защитники природы нашли лодку и четыре десятка сетей. На момент задержания у браконьеров изъяли свыше 700 метров запрещённых снастей, а также рыбу общим весом более 21 килограмма. 

img_6184.jpg

И далее. Инспекторы Гомельской областной и Светлогорской межрайонных инспекций охраны животного и растительного мира при поддержке ОМОНа задержали браконьера – гражданина России, ранее депортированного из Беларуси и судимого за кражу, разбой и убийство при отягчающих обстоятельствах. До 15 января 2019 года возвращаться в синеоокую он не имел права. Однако мужчина незаконно пересёк границу и поселился на острове, расположенном в водохранилище Светлогорского района. Сотрудников природоохранного ведомства вызвали местные сельчане, которые предположили, что некий турист занимается незаконным ловом рыбы. Водохранилище занимает более 1700 гектаров, на нём много маленьких островков, поэтому найти «Робинзона» было непросто. На вторые сутки проводимых мероприятий при выходе из водохранилища задержали мужчину, у которого был пакет с рыбой весом 14 килограммов.

В областной прокуратуре обращают внимание на недостаточную работу со стороны местных властей. 

- Когда произошло это резонансное дело в Ветковском районе, вопрос соблюдения законодательства в сфере радиационной безопасности и природоохранного законодательства только по нашему требованию был рассмотрен на заседании Ветковского райисполкома. До этого случая в течение нескольких лет такие вопросы не рассматривались. Несмотря на то, что в этом районе с 2015-го по 2017 год 10 преступлений данной категории было допущено.  

Так же и с другими районами. И можно полагать, что это одна из причин, почему уже после того, как по ветковскому делу были привлечены к ответственности должностные лица госинспекции охраны животного и растительного мира и сотрудники милиции, такие преступления и сегодня имеют место. В 2016 году в Чечерском районе было возбуждено три уголовных дела в отношении милиционеров, которые допустили незаконную охоту. В одном случае сотрудниками взвода охраны территории радиоактивного загрязнения был добыт лось. Второе преступление – это разделка сбитого на дороге лося, в чём также участвовал сотрудник милиции.  Сегодня на рассмотрении находится и дело в отношении оперативного дежурного Светлогорского РОВД, который вместе со своим братом в состоянии алкогольного опьянения допустил незаконную добычу рыбы электроудочкой на территории Национального парка «Припятский». 

- В районах есть координационные планы по борьбе с преступностью, где предусмотрено проведение соответствующих рейдовых мероприятий, и возложена эта деятельность на инспекции, милицию, БООР, - отметила Ирина Хиженок. – Но ведь они свои функции выполняют и без этого плана. Почему бы не проводить другую работу? Например, в случае, когда двое гомельчан были задержаны за незаконную добычу рыбы, на предприятия, где они работают, можно было бы направить представление, чтобы вопрос рассмотрели в трудовом коллективе.

img_6194.jpg

В ряде случаев при выявлении фактов браконьерства у правоохранителей возникали трудности по привлечению правонарушителей к ответственности из-за  недостаточной доказательной базы. Не всегда имелись веские доказательства, что обнаруженные в автомобиле либо в домовладении фрагменты туш соответствовали оставленным на месте браконьерства следам. 

Один из выходов в решении проблемы назвал начальник управления Государственного комитета судебных экспертиз Иван Сыса. По его словам, с недавнего времени исследования ДНК-анализа животных проводит Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь, начав формировать новое экспертное направление - генотипирование  ДНК диких и домашних животных для экспертного сопровождения дел о незаконной охоте и кражам домашнего скота. Ещё до недавних пор образцы зверей изучали только в рамках научных исследований либо в ходе расследования конкретных уголовных дел, как в случае с нашумевшим убийством зубров в Хойникском и Воложинском районах в начале 2012-го или в деле браконьеров-чиновников в Ветковском районе в 2014 году.

- Специалистами научно-практического центра Государственного комитета судебных экспертиз разработана технология судебно-экспертного генотипирования ДНК диких копытных животных, - рассказал Иван Сыса. – По постановлениям правоохранительных органов проводятся экспертизы биологических следов животных - представителей отряда парнокопытных (косули, олени, лоси, козы, овцы, коровы, свиньи, кабаны и другие). Подобные исследования массово проводятся только на базе научно-практического центра: в 2016 году эксперты НПЦ сделали более 100 подобных экспертиз.



 За 10 месяцев в республике было возбуждено 374 уголовных дела по фактам браконьерства, из которых за незаконную добычу рыбы – 204, охоту - 127, транспортировку или разделку диких животных – 43. На Гомельскую область приходится пятая часть всех этих преступлений.



Экспертиза может быть проведена по различным предметам: орудиям охоты и разделки, одежде и обуви с кровью, фрагментам туш, шкурам, а также следам крови на почве, траве, снегу.  ДНК-анализ позволяет установить не только от дикого или домашнего животного произошёл материал, но и вычислить родственные связи особей, что бывает важно при краже домашнего скота из одного помёта. Экспертиза эта применима и при жестоком обращении с животными, воровстве домашней и фермерской живности. Судебно-генетическая экспертиза позволяет однозначно идентифицировать вид животного и его пол, а также конкретную особь животного, от которой произошло пятно крови или другие биологические следы.

В прокуратуре области отмечают, что обеспечение законности в обозначенной сфере возможно только при организации надлежащей профилактической работы по предупреждению правонарушений, активной работе не только правоохранительных и контролирующих органов, но и иных предприятий и организаций, в обязанности которых входит контроль в сфере природопользования, а также должного внимания данному вопросу со стороны местных  органов власти. 

img_6190.jpg


Автор фото: из архива Гомельской областной прокуратуры

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N