Наследие сахарного завода
В середине XIX века путник, проезжавший тогда ещё по деревянному мосту через Сож из Новобелицы в Гомель, мог видеть на противоположном высоком берегу не только утопающий в зелени дворец Паскевичей, но и корпуса и трубу сахарного завода.
В настоящее время от него остались только 32-метровая труба подземного цеха и один из корпусов, в котором ныне находится павильон «Зимний сад». Что же произошло с самим сахарным заводом? Судьба его была недолгой и по-своему трагичной.
В конце 30-х годов XIXвека Иван Фёдорович Паскевич дал указание известному польскому архитектору Адаму Идзковскому перестроить здание, в котором планировали открыть дворянское училище (в некоторых документах лицей – детище ещё Николая Петровича Румянцева), находящееся на окраине княжеского парка, под сахарный завод. И уже осенью 1841 года завод заработал на полную мощность. Для этого даже пришлось купить в Варшаве мощную сверхсовременную паровую машину. Правда, продолжалось эта «сладкая жизнь» на достаточно высоком технологическом для тех лет уровне не очень долго. В ночь на 8 января 1844 года здесь произошёл сильнейший пожар. После него главный управляющий Паскевича барон Фитингоф предложил построить новый завод в Добруше и перевезти туда уцелевшее оборудование. Но Иван Фёдорович не согласился, так как опасался, что строительство не успеют закончить до сезона сбора сахарной свеклы, и распорядился восстановить всё, что осталось от прежнего и снова наладить производство. К сожалению, восстановить удалось лишь один корпус, второй, наиболее пострадавший, снесли. Тем не менее, завод проработал ещё более сорока лет, пока всё-таки не был поэтапно переведён в Добруш – вторую по величине вотчину Паскевичей. Правда, случилось это уже при Фёдоре Ивановиче Паскевиче.
Завод переехал, а всё, что от него осталось было очень умело использовано и вписано в структуру княжеского парка. Сначала состоялись работы по переоборудованию оставшегося корпуса сахарного завода под зимнюю оранжерею (впоследствии – «Зимний сад»). Она органично была вписана в парковый ландшафт. Позже в башню обозрения была переоборудована и заводская труба, которую наверху венчала площадка для осмотра Гомеля и его окрестностей. Сначала её даже было дано название «Эйфелева башня», но громкое имя не прижилось.
А вот объекты эти, как составные части парка, прижились, и, в основном, без потерь пережили как революции, так и первую и вторую мировые войны. Ещё в период основания «Зимнего сада» Фёдор Иванович Паскевич собрал здесь коллекцию редких для нашей климатической зоны растений и деревьев. Кстати, на настоящий момент, самое старое дерево – пальма Хамеропс (вееролистная), посаженная в оранжерее в 1888 году – более 125 лет назад.
А всего нынешняя коллекция «Зимнего сада» насчитывает 18 видов субтропических растений, таких как жасмин гималайский, магнолия, лавр благородный, авокадо, лигуструм широколистный, юстиция, питтоспорум… Кстати, посмотреть на красочное цветение питтоспорума можно ежегодно в январе или феврале месяце. Это достаточно эффектное зрелище, учитывая очень красивое внутреннее оформление самого павильона. Есть здесь и «живность» - кролики, черепахи и аквариумные рыбки.
В «Зимний сад» особенно интересно зайти, конечно, зимой, когда, открыв дверь, можно из снежного парка за считанные секунды оказаться в зелёном оазисе экзотических растений и черепах.
Башня обозрения, очень популярная у горожан в советские годы и с которой Гомель по-разному красив в любое время года, в настоящее время закрыта. В Гомельском дворцово-парковом ансамбле прорабатываются варианты, как использования башни обозрения, так и более широкого вовлечения в жизнь парка «Зимнего сада».