Как вникнуть в работу и влиться в коллектив? | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
 Автор текста
09:10 12 Сентября 2014 Общество

Как вникнуть в работу и влиться в коллектив?

Молодые люди, только что закончившие вуз и пришедшие на свои первые рабочие места, сталкиваются с множеством вопросов. После завершения обучения, как правило, переход к выполнению трудовых обязанностей кажется слишком резким. И нередко случается так, что, окунувшись в производственную среду, молодой специалист начинает терять уверенность в своих силах и знаниях. Но период адаптации – это нормальный процесс, и выпускнику требуется время, чтобы вникнуть в работу и влиться в коллектив. Как нужно себя вести, чтобы на работе было спокойно и уверенно? На эти и другие вопросы «ГВ» ответила психолог ГГУ имени Ф. Скорины Ирина Парфёнова.
 
 
– Ирина, каковы особенности адаптационного периода у молодых специалистов?
 
 
– Следует понимать, что любой человек, попав в новую среду, да ещё и в такую, где на него возлагаются какие-либо обязанности, будет находиться в напряжении. Поэтому выпускники нервничают, беспокоятся, что у них что-то не получится, боятся сделать ошибки, не понравиться руководству, не сойтись с коллегами. Период адаптации длится приблизительно год и идёт в двух направлениях: профессиональном и социально-психологическом. И именно в этих сферах какое-то время молодые специалисты чувствуют себя неуверенно. Однако, в зависимости от типа личности, характерных и других особенностей человека, адаптационный период может варьироваться. 
 
 
Чтобы начать чувствовать себя расслабленно на первом рабочем месте, потребуется определённая перестройка личности. Насколько быстро человек сможет привыкнуть к новому статусу и окружению, во многом зависит от опыта и установок личности. И если накапливать опыт и знания в области своей профессии нужно было перед тем, как приходить на работу, то установки можно «настроить», когда это потребуется. 
 
 
– Какими должны быть установки для начала продуктивной работы? 
 
 
– Первое, что нужно сделать, это перестать беспокоиться о том, что вы, как новичок, ничего не понимаете и, возможно, чего-то не знаете. Поверьте, это не так. Теоретическая подготовка у вас есть, осталось набраться опыта и, что называется, «набить руку». Не переставайте учиться, стремитесь узнавать что-то новое о своей профессии, повышайте свою квалификацию, читайте необходимую литературу, задавайте вопросы коллегам. Не стесняться спрашивать о том, как поступить в той или иной ситуации, у коллег или руководства – тоже один из основных советов для выпускников. Лучше спросить, как сделать, чем допустить ошибку. Ещё один важный момент для молодого специалиста: расслабиться и не настраивать себя на худшее. Не думайте о том, что новенького в коллективе будут обязательно обижать или завидовать ему. Новые взгляды и веяния в здоровом коллективе, наоборот, поощряются. С приходом ещё одного специалиста с остальных снимается дополнительная нагрузка, работать, как правило, всем становится проще. 
 
 
– Существуют ли психологические приёмы для быстрого вливания в рабочий процесс? 
 
 
– Главный «приём» – это развитое чувство ответственности к своим новым обязанностям. Молодому специалисту надо чётко планировать свой рабочий день, задумать несколько важных и побочных дел, обдумать сроки их выполнения. Нужно также свести до минимума личные разговоры по телефону и переписку, не стоит устанавливать на рабочий компьютер игры. Для удачного планирования подойдёт ежедневник, куда также можно записывать всю необходимую информацию, номера телефонов, имена и должности начальства и других работников. Кстати, запомнить все имена и отчества тех людей, с которыми вам в течение дня придётся сталкиваться по работе, очень важно. Если вы будете вежливым, тактичным и внимательным сотрудником, работать с вами будет легко и приятно. 
 
 
– Как себя вести с новым коллективом, как наладить контакт?    
 
 
– Стараться изо всех сил понравиться не стоит. Будьте самим собой, ведите себя естественно и непринуждённо. Желательно, конечно, проявлять себя с лучшей стороны: вежливость и должная скромность ещё никому не вредила. В любом коллективе, как правило, работают люди разных возрастов, с различными взглядами и привычками. Относитесь уважительно к каждому из сотрудников. Поищите в своих коллегах интересные для вас стороны, возможно, вам будут близки их увлечения. Если «точки соприкосновения» найдены, вам будет проще найти темы для бесед и общение станет более комфортным.
 
 
На рабочем месте также могут быть свои негласные законы и традиции, которые могут предъявляться и к новичку. Выпускникам следует быть готовым ко всем требованиям, повышенному вниманию, а также большому количеству рекомендаций. 
 
 
– Не только о работе и налаживании отношений должен думать выпускник…
 
 
– Безусловно! Один из важнейших компонентов успешной адаптации и плавного перехода в новую жизнь – своевременный полноценный отдых. Ни в коем случае нельзя становиться зацикленным на своём рабочем месте, постоянно думать о повышении квалификации и об опыте. Достаточно чётко знать свои обязанности, согласовать с  начальством количество работы, оговорить сроки. Молодым специалистам подойдёт схема: на работе я работаю, дома – отдыхаю. Бездельничать вновь прибывшему сотруднику нельзя, но и перерабатывать тоже не стоит. Приходите на работу вовремя, выполняйте в течение дня свои должностные обязанности, проявляйте старательность и ответственность – этого, пожалуй, достаточно. 
 
 
Чтобы избежать профессионального выгорания – состояния, когда даже самая любимая работа становится не в радость, а приносит только отрицательные эмоции, – от дел нужно отдыхать и отвлекаться. Тут молодого специалиста спасёт хобби. Занятие, на которое можно «переключиться» после тяжёлого трудового дня. Бассейн, прогулки, кино, музыка, вышивание, общение с друзьями – подойдёт всё, что вы любите делать и что приносит вам удовольствие и чувство расслабления. 

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N