Журналист "ГВ" побывала в ночном рейде с налоговой и ОМОНом | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Байдан Елена Байдан Автор текста
14:00 16 Сентября 2014 Общество

Журналист "ГВ" побывала в ночном рейде с налоговой и ОМОНом

Довольно большая часть продукции на рынках нашего региона привозится из России.  Некоторые предприимчивые коммерсанты чувствуют себя вольготно и с каждой новой партии товара не уплачивают ввозной НДС, наполняют рынок «серыми» вещами. Поймать за руку незаконопослушных коммерсантов для налоговых органов – дело техники. Чтобы увидеть, как происходит разоблачение нелегалов, журналист «Гомельских ведомостей» отправилась в ночной рейд с налоговиками и омоновцами.

 

 

Чтобы отследить поток ввозимых «серых» товаров из Российской Федерации на территорию нашего региона, предстоит отслеживать нелегалов на трассе М8. 
 
 
На оптовых базах в Москве отгружается товар с раннего утра, в регион челноки возвращаются только к позднему вечеру. Поэтому работать ночью для налоговиков – дело обычное. В подобные рейды они выходят совместно с сотрудниками ОМОНа, так как у последних есть право останавливать транспортные средства. 
 
 
17.00. На служебной машине вместе с государственным налоговым инспектором ИМНС Республики Беларусь по Гомельской области Михаилом Курчем и начальником отдела оперативно-контрольных мероприятий ИМНС РБ по Центральному району Гомеля Юрием Кацуба отправляемся в направлении Довска. 
 
 
Нередко автомобили и пассажирские автобусы двигаются вереницей. Первый попавший в поле зрения налоговиков водитель отзванивается коллегам. Те, будучи предупреждены, возвращаются в Россию обратно или же едут по другому маршруту. 
 
 
– На дорогах используется целая система световых и звуковых сигналов, которые значительно облегчают нелегалам жизнь, – отмечает Михаил Курч. – Даже если нелегалы будут предупреждены о факте проверок другими водителями, от нервотрёпки им не всегда получается избавиться.
 
 
Как правило, сигналы автомобильным светом – это особая азбука, которая является для несанкционированных торговцев подспорьем в извозе товара. 
 
 
– Бывает, что незаконопослушные бизнесмены, увидев на трассе сотрудников налоговых органов, пускаются наутёк. Прошлой зимой за одним пришлось броситься в погоню. Нелегал, не доезжая до российской границы пару метров, заглушил автомобиль. Когда мы к нему подошли для дальнейших разбирательств, он спокойно сидел в машине и курил. Думал, что пересёк границу. Пришлось пояснить, что он просчитался, – вспоминает Юрий Кацуба.
 
 
Останавливаемся на одном из вольно выбранных участков трассы М8. Сюда на «уазике» подъезжают милиционеры ОМОНа. 
 
 
– Пока светло, работаем на участке дороги, где нет развилки. Так водители транспортных средств не смогут повернуть в обратную сторону, – даёт вводную Юрий Кацуба. 
 
 
В поле зрения омоновца, смотрящего в бинокль, оказываются пассажирские автобусы и микроавтобусы. В это время суток машин немного, да и перевозчики, в основном, – из государственных организаций. Первые две остановленные газели, гружёные гомельским молоком, из числа таковых. Багажники ещё нескольких оказываются пустыми: продукция уже отгружена на склады белорусских магазинов. 
 
 
Содержимое ещё нескольких багажников становится неожиданностью: здесь и убитая корова, и самодельные двухъярусные кровати для перевозки гастарбайтеров.
 
 
Останавливается очередной белый «спринтер». Водитель желает здравия и охотно показывает документы. 
 
 
– Я индивидуальный предприниматель в России, а сам живу в Гомеле, – пояснил он. – Торгую белорусскими подушками и постельным бельём в Москве. Спрос на товар небольшой, так как цена на них высока. Но реализовывать небольшими партиями выгодно, есть постоянные покупатели. 
 
 
Проверять товарную накладную у данного ИП для сотрудников налоговых инспекций не имеет смысла. 
 
 
А вот, наоборот, у следующего водителя автомобиля в пакет документов пришлось заглянуть. По словам индивидуального предпринимателя, торгует он обувью на рынке «Прудковский», продукцию закупает в российской фирме.
 
Сопутствующие бумаги на продукцию у мужчины имеются. Юрий Кацуба открывает несколько коробок, чтобы убедиться, наклеены ли на обувь контрольные знаки. На первый взгляд – всё в порядке. Однако к проверке легальности этого бизнесмена необходимо вернуться ещё раз. Уже в Гомеле придётся выслать запросы в РФ для отработки фирмы-поставщика. Пока же сотрудники налоговых инспекций ограничиваются только напоминанием, что данному ИП необходимо уплатить ввозной НДС уже в ближайшие дни. 
 
 
Ближе к восьми вечера «спринтеры» сменяет поток автобусов. Пассажирские места в них занимают граждане Республики Молдова, которые едут на родину. Водители по виду немного раздражены, однако, скорее, усталостью от долгой дороги, чем вынужденной остановкой. Никто налоговикам не грубит. Все понимают, что каждый выполняет свою работу. Досмотр груза также проходит без упрёков и вопросов со стороны его владельцев.
 
 
Под пристальным вниманием сотрудников налоговых инспекций – багажные отсеки. Ведь молдаване попадаются на нелегальной перевозке коньяка. Но в закромах ни одной бутылки со спиртным найдено не было. 
 
 
К девяти вечера решено сменить место дислокации. Это обусловлено двумя факторами. Первый – стемнело, поэтому необходимо припарковаться на площадке, где горят фонари. Второй – для исключения «сарафанного» радио, поскольку возможна утечка информации. 
 
 
Останавливаемся возле населённого пункта Октябрь Буда-Кошелёвского района. Редкий фонарь здесь слабо освещает дорогу. Кроме того, жутко холодно. Несмотря на некомфортные условия работы, никто из сотрудников госслужб в машину не садится, боясь пропустить хотя бы один автомобиль.
 
 
Долгие минуты ожидания. В поле зрения нет ни одной машины. 
 
 
– Случается, что можем на трассе стоять до утра, а проезжающих мимо машин нет, – подметил Юрий Кацуба и добавил: – Узнать нелегала можно только проверив документы и сверив данные по базе. А это дело не одного дня. Сейчас мы только собираем сведения. Проверяются название фирмы, фамилии индивидуальных предпринимателей, юридические адреса. 
 
 
На часах 23.00. На тёмном фоне появляются отблески от света фар. По направлению к нам двигается микроавтобус, за ним ещё несколько. 
 
 
Подъезжая к посту, водители стремительно глушат моторы. Все из остановленных перевозчиков товара оказываются перекупщиками.
 
 
Так, один предприимчивый бизнесмен продал 2,5 тонны клюквы. Несмотря на то, что собирать её ещё рано, по его словам, ягоду собрал его сын в лесничестве Светлогорского района. Налоговики берут информацию к сведению. Скорее всего, на клюкве перекупщик заработал барыш нелегально. 
 
 
– Для дальнейшего выяснения обстоятельств будут отправлены соответствующие документы в лесничество, – уточнил Юрий Кацуба, записав все данные предприимчивого водителя. 
 
 
В следующей машине – рыночные торговцы. Однако внимание налоговиков приковано вовсе не к ним, а к грузу стоимостью в несколько десятков российских рублей. Багажник  сверху донизу заполнен одеждой. Кажется, что все тюки и коробки будто спрессованы. Мужчина за рулём пояснил, что везёт пассажирок в Брагин, туда же едет и сам. Уже 20 лет как он торгует вещами на местном рынке. 
 
 
Однако, по предварительной информации, московская фирма, где он приобрёл товар, занимается реализацией не одежды, а фармацевтики. 
 
 
После разоблачения над потенциальным нелегалом нависает угроза конфискации товара. Мало того, мужчина оказался гражданином Молдовы, имеющим вид на жительство в нашей стране. В случае нарушения закона паспорт ему могут не выдать. 
 
 
– Если фирма «липовая», то ему придётся уплатить в налоговые органы стоимость ввезённого товара на сумму 75 тысяч российских рублей, – подытожил Михаил Курч, предупредив индивидуального предпринимателя о том, что ему не следовало бы выходить на незаконное поприще. Записав данные, налоговики с ним не прощались. В ближайшее время будет определено, в границах ли закона процветает его бизнес. С места событий мужчина, попавший в поле зрения налоговиков как протенциальный нелегал, уезжал стремительно. 
 
 
0.15. В багажнике микроавтобуса, остановленного последним во время рейда, оказалось 2,5 тонны клея для производства паркетной доски и ламинированной плиты. По словам водителя, его грузополучатель – частная фирма города Речицы. 
 
 
Предоставленные мужчиной документы не соответствовали действительности. По товарной накладной, получив клей в Москве, водитель должен был отгрузить его в российской столице. А, как выяснилось, путь держал в Речицу. 
 
 
Нарушитель закона сразу же заставил налоговиков потянуться за бланками протоколов. Когда некоторые бумаги были оформлены, на часах уже было начало второго ночи. Затем процедура оформления продолжилась в ИМНС Республики Беларусь по Советскому району Гомеля. Узнав, что груз стоимостью в 210 миллионов белорусских рублей арестован, мужчина даже не думал пререкаться. Кроме того, ему пришлось остаться до полного выяснения обстоятельств дела в Гомеле до утра. За незаконную предпринимательскую деятельность в ближайшее время придётся ответить и грузополучателю. Материалы дела уже направлены для рассмотрения в Хозяйственный суд Гомельской области. 
 
 
За этот ночной рейд отловили одного нелегала. Утверждать, что остальные умело шифруются и поэтому в поле зрения налоговиков не попадаются, неверно. Ведь каждый досмотренный груз и его владелец на трассе как на ладони. Тем более, после тщательной проверки в «чёрном» списке уже в ближайшее время появятся и новые коллеги по несчастью.
 

Автор фото: Елена Байдан

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N