80 историй о Победе. Фёдор Колыхматов: он не покинул боевого поста | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
11:50 23 Марта 2024 Беларусь помнит

80 историй о Победе. Фёдор Колыхматов: он не покинул боевого поста

Было это 2 июля 1944 года в районе деревни Нижняя Мартьяновка в Минской области.

– Огневая позиция вашего орудия – вот здесь. – Командир показал уроженцу Перми старшему сержанту Фёдору Колыхматову на небольшую опушку леса, возле которой пролегало шоссе из Могилёва в Минск. – Ваша задача – не пропустить ни одну вражескую машину. Главное – продержаться до подхода наших и не дать выйти из окружения крупной группировке противника. 



Едва расчёт закончил оборудование огневой позиции, как донёсся далёкий гул моторов. Вскоре на шоссе появилась большая колонна фашистских машин. Артиллеристы следили за ними из-за укрытия, ожидая команды. Когда до головной самоходки осталось несколько десятков метров, командир орудия скомандовал:

– Огонь!

Снаряд прошил броню, и воздух содрогнулся от мощного взрыва: подорвались боекомплект и топливный бак самоходки. Через несколько секунд из облака чёрного дыма выныр­нули друг за другом два танка.

Их постигла та же участь, что и самоходку. Наступило затишье. Но вскоре фашисты начали артиллерийский обстрел, бросили против советских воинов пехоту и танки. Один снаряд разорвался рядом с орудием. К счастью, он не причинил никакого вреда. Только засыпал наводчика землёй.

Немцы решили, что после массированной обработки на высоте не осталось ни одного советского солдата, поэтому шли в полный рост. Когда они подошли на близкое расстояние, артиллеристы снова открыли губительный огонь. Немцы не выдержали и отступили к лесу. После второй атаки противник стал действовать ещё ожесточённее. Артиллеристы на каждую попытку врага прорваться на запад отвечали метким огнём.

После нескольких атак немцев погибли все бойцы орудийных расчётов. Остался один Фёдор Колыхматов. Он был ранен. Голова кружилась от потери крови. Но Фёдор не покидал своего боевого поста. Старший сержант сам подтаскивал снаряды, снова и снова заряжал орудие и стрелял.



Боеприпасы таяли на глазах. В ящиках их осталось совсем немного. В разгар боя немецкий танк, вынырнувший из-под взметнувшихся столбов дыма и земли, поджёг ящик со снарядами. Фёдор Колыхматов успел погасить огонь и метким выстрелом остановил неприятельский танк. Затем, подпустив поближе самоходку, дёрнул за спуск. Над вражеской машиной взметнулось ослепительное пламя. Но в то же время рядом с орудием раздался грохот разрыва – и всё потонуло в серой мгле. А Колыхматов, падая на землю, сразу даже не мог сообразить, что же произошло. Только потом, когда поднялся, понял, что это сделала вторая фашистская самоходка. Он со злостью вогнал в казённик новый снаряд и выстрелил. Попал прямо в башню. Вторым снарядом поджёг «пантеру».

Из-за горящих самоходок выскочили гитлеровцы и короткими перебежками, от укрытия к укрытию, стали приближаться к Колыхматову. Он взялся за автомат. Ряды атакующих высоту гитлеровцев после каждой очереди сержанта редели.

У Фёдора Колыхматова закончились боеприпасы, казалось, ещё чуть-чуть и он погибнет, но к нему подоспела подмога. В ожесточённой схватке советские бойцы уничтожили ещё около 30 захватчиков и отразили последнюю контратаку противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте, проявленные при этом мужество и героизм старшему сержанту Фёдору Колыхматову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N