17 января - День детских изобретений | Новости Гомеля
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
12:10 16 Января 2016 Общество

17 января - День детских изобретений

Детской изобретательности и смекалке можно только позавидовать. Малыши в отличие от взрослых не привыкли всё подвергать сомнению, они не боятся показаться смешными или нелепыми, не стесняются предлагать самые невероятные идеи. Возможно, поэтому в мире так много прекрасных вещей, созданных людьми в юном возрасте. 17 января –именно тот день, когда можно не только порадоваться изобретательности маленьких гениев, но и оценить всю серьёзность и важность их разработок. Чтобы  увидеть юных Эйнштейнов в рабочем процессе, корреспонденты «ГВ» отправились в  Гомельский областной центр технического творчества детей и молодёжи, на базе которого функционирует детский центр научных открытий «ИнноПарк». 

В феврале 2015 года в областном центре технического творчества детей и молодёжи открылась лаборатория «КулибинГрад», названная в честь великого русского изобретателя, механика Ивана Петровича Кулибина. Здесь ребята в возрасте 6-10 лет знакомятся с азами электричества: понятиями «ток» и «напряжение», основными элементами – диодами, батареями, конденсаторами, резисторами, а также способами соединения источников и элементов  цепи. 

– Лаборатория успешно работала, пользовалась у ребят популярностью, но всё же нам хотелось чего-то большего, – рассказывает директор Гомельского областного центра творчества детей и молодёжи Наталья Олейник. – Хотелось настоящего, серьёзного проекта, который будет способствовать выявлению и развитию детского потенциала в сфере технологий нового поколения. Им и стал «ИнноПарк», который заработал в сентябре прошлого года. Открытие детского центра проходило во время республиканской недели дополнительного образования. Это стало своего рода ноу-хау, ничего подобного в нашей области не было. 

Удалось найти спонсоров, закупить необходимое оборудование, конструкторы, привлечь заинтересованных педагогов, и в результате появился современный востребованный центр интеллектуального досуга, который функционирует в шестой школьный день. Сегодня «ИнноПарк» –  это инноклассы различной направленности: «КулибинГрад», «Робототехника», «Лаборатория энергии солнца и ветра», объединения по интересам, музей энергосбережения и многое другое. 

Юные кулибины

– Научно-изобретательская лаборатория «КулибинГрад», с которой всё и началось, – это  подготовительный этап к радиоэлектронике. Всё дело в том, что заниматься радиоэлектроникой дети могут только с 11 лет. Это предусмотрено санитарными правилами и нормами, – поясняет Наталья Олейник. – Чтобы не потерять ребёнка, который ещё до конца не определился с направлением научно-технического творчества, мы и создали «КулибинГрад». 

Программа здесь рассчитана на два года обучения, и, как уже говорилось выше, педагоги в доступной и понятной ребёнку игровой форме объясняют различные физические явления. Собирая различные конструкторы, дети могут наглядно увидеть работу энергии ветра, солнца, воды, а также действие водородной и механической энергий. 

– Для малышей это подготовка к чему-то более серьёзному: программированию, радиоконструированию, – считает педагог центра Денис Лепшей. – Мы начинаем с азов: что такое электричество, каковы его элементы и многое другое. Затем постепенно вводим работу с паяльником, что позволяет ребятам создавать элементарные «пищалки» и «моргалки». 

Денис Константинович признаётся, что в группе есть и девочки, причём терпения у них намного больше, чем у мальчишек. К примеру, к процессу выпаивания деталей из схемы юные изобретательницы подходят очень педантично: высматривают детали, находят самые красивые, после чего приступают к работе, выполняя её внимательно и аккуратно. А вот для парней главное – результат, причём как можно быстрее. 

– Самое интересное в моей педагогической деятельности – это видеть интерес в глазах воспитанников, – признаётся Денис Лепшей. – Я уверен, многие из них, перейдя в старшие группы,  продолжат свои занятия, только, конечно, на более высоком уровне.   

В подтверждение этих слов перед глазами любознательных малышей прекрасный пример: старшеклассники Даниил Серов и Александр Лесницкий. Оба молодых человека являются победителями республиканского конкурса научно-технического творчества «ТехноИнтеллект-2015» и международного конкурса «Таланты XXI века», который проходил в Санкт–Петербурге. 

– В центре занимаюсь радиоэлектроникой уже 4-й год, – рассказывает учащийся СШ № 43 Даниил Серов. – Очень увлекает то, что могу создать практически любую радиовещь своими руками. Сейчас интересуюсь  левитационной плавкой металлов, по-другому это называется индукционная печь. 

Александр Лесницкий из Гомельского городского лицея № 1 трудится над другим проектом, связанным с металлоискателями. 

– В настоящее время работаю с различными приставками для точной визуализации сигнала, –поясняет юноша. – Не скажу, что это очень тяжело. Чем сильнее интерес, тем больше хочется в это погружаться. 

 

«Оживляем» механизмы

Особой темой для ребят всех возрастов были, есть и будут роботы. Игрушки, мультфильмы, конструкторы – всё, что касается умных машин, определённо заслуживает внимания юных изобретателей. Но каково это –  самому собрать такого красавца? Моторчики, батарейки, датчики и провода – основа любого робота, однако как правильно соединить это? Как «оживить» механизм? Об этом ребята узнают на курсе «Робототехника».  

– Педагоги рассказывают детям всё о строении роботов и разнообразии датчиков, алгоритмах построения программ и азах программирования, – говорит Наталья Олейник. – Постепенно ребята переходят от простых к более сложным моделям.  

Здесь, как и в радиоэлектронике, девчонки не уступают парням. 

– Почему бы и нет? – удивляется педагог Андрей Макеенко. – Поверьте, девочкам не менее интересно заниматься этим, чем мальчишкам. По схемам мы собираем конструкторы, а затем «оживляем» механизмы, используя компьютерную технику. Ребята постарше учатся самостоятельно программировать и очень вдохновляются проделанной работой, когда видят хороший результат.   

В числе тех, кто предпочитает техническое творчество рисованию или танцам, к примеру, и юная Алина Полишко.

– Да, сначала, конечно, отдали на танцы, но дочке быстро надоело, – смеётся мама девочки Мария. – А вот здесь занятия заинтересовали. 

Что ж, робототехника – направление очень перспективное и наверняка всегда будет вызывать у детей неподдельный интерес, поэтому планы по развитию и усовершенствованию работы этого класса у директора очень большие.

– Конечно, необходимы серьёзные финансовые средства, но всё же надеюсь, когда-нибудь мы приобретём 3D-принтер, – говорит Наталья Анатольевна. – Хочется, что бы ребёнок представил, какой будет робот, всё спроектировал, распечатал на принтере и собрал. 

 

 Волшебный «чемоданчик»

Отдельно хочется сказать и о мобильной лаборатории «Энергия солнца и ветра». По своим размерам она совсем не похожа на привычную научную лабораторию: всё оборудование помещается в один большой чемодан. Здесь есть приборы, позволяющие изучить принципы работы солнечных батарей и ветровых электростанций, проводить измерения, эксперименты и анализ возможностей выработки электрической энергии с использованием солнечного излучения и ветра. 

– Преимущество нашей лаборатории в том, что она передвижная, – обращает внимание Наталья Олейник.  – Нередко к нам обращаются школы с просьбой провести познавательное занятие. Тогда педагог складывает всё необходимое и отправляется к ребятам.

К слову, ни за что не отгадаете стоимость такого волшебного чемоданчика. А составляет она 50 миллионов белорусских рублей. 

- Здесь целая история, - вспоминает руководитель центра. – Конечно, самостоятельно такие средства мы бы никогда не нашли. За победу в республиканском конкурсе проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон-2013» учреждению выделили грант на 50 миллионов, и мы решили приобрести такую переносную лабораторию.

Хорошенько потрудиться – и будет результат 

Для того, чтобы создать что-то стоящее, нужно приложить немало усилий, запастись терпением. Вспомнить хотя бы лампочку Николы Тесла, которую он изобрёл. Причём сделал это не с первой попытки и даже не с сотой. Занятия в объединении «Архитектурное моделирование» не связаны напрямую с наукой, однако здесь ребята также учатся творить и создавать. 

– В кружке дети занимаются моделированием военной, транспортной техники, изготавливают различные инженерные формы, – рассказывает педагог Константин Абрамцев. – Используются фотобумага, картон и клей. Можем выполнять модели различной сложности: от самых простых до невероятно сложных. Причём, в конечном счёте,  последние  не будут уступать заводским - пластиковым или металлическим. 

Педагог уверяет: даже самые простые модели требуют усидчивости и терпения. Чтобы увидеть результат, слепить, к примеру, ходовую часть танка, нужно проделать огромную работу, на которую потребуется довольно много времени. Важно  – не бросить всё на полпути, а доделать до самого конца. В объединении создают и различные исторические панорамы. Сейчас Константин Абрамцев вместе с детьми трудится над проектом панорамы легендарного танкового сражения Великой Отечественной войны, которое случилось под деревней Прохоровка. 

Работа будет выполнена в 200-м масштабе: советские Т–34 против немецких «тигров». Всего на макете разместятся 18 танков, каждый - в размере 6 сантиметров. 

Ещё одним кропотливым видом творчества является пирография, что в переводе означает «рисование огнём». Суть данной техники заключается в том, что на поверхность какого-либо материала (древесины, фанеры, пробки и других) наносится рисунок. Делается это при помощи раскалённой иглы. В объединении, которым руководит Ирина Костерева, основным материалом является древесина. 

- Мы выбираем сюжет, причём каждый ребёнок отвечает за определённый элемент, так что работа наша коллективная, - обращает внимание педагог. – Ребята используют пирографы  не паяльного типа, поэтому техника абсолютно безопасна. 

После того, как на древесину нанесли изображение, она покрывается акварельными красками, так как они не закрывают текстуру дерева и позволяют видеть всю его красоту.

Успех определяется учителем

Ещё одной особенностью «Иннопарка» можно назвать его педагогический состав. 

- 80 процентов – это молодые специалисты. Ребята пришли в областной центр технического творчества детей и молодёжи в прошлом году. Мне с ними очень повезло, - признаётся директор Наталья Олейник. – Это творческие, воодушевлённые молодые люди, которые полностью отдаются работе. Я уверена: каким бы ни было оборудование, если нет талантливого педагога, всё бесполезно. Успех определяется учителем.

Сейчас у руководства много масштабных планов. Приобретение новых, сложных конструкторов, начало работы музея научных открытий, с экспонатами которого можно будет проводить всевозможные эксперименты, и, конечно, дальнейшее совершенствование своей работы, ведь пока в каждом малыше живёт любознательность и неподдельный интерес ко всему неизведанному – детским изобретениям определённо быть.  

dsc_0387.jpg

dsc_0389.jpg

dsc_0392.jpg

dsc_0398.jpg

dsc_0400.jpg

dsc_0401.jpg

dsc_0405.jpg

dsc_0413.jpg

dsc_0416.jpg

dsc_0429.jpg

dsc_0438.jpg

dsc_0442.jpg

dsc_0453.jpg

dsc_0460.jpg

dsc_0467.jpg

dsc_0473.jpg

dsc_0475.jpg

dsc_0479.jpg

dsc_0482.jpg


Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях