Частотный юбилей: чем живёт областное радио | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Карина Тимофеева Карина Тимофеева Автор текста
14:30 14 Марта 2016 Общество

Частотный юбилей: чем живёт областное радио

14 марта 1926 года Гомель накрыла волна первого радиоэфира. За почти вековую историю из компактного коллектива энтузиастов-любителей областное радио превратилось в ультрасовременную структуру. В преддверии 90-летнего юбилея регионального вещания корреспондент «ГВ» проникла в главную «аудио-обитель» областного центра, дабы воочию убедиться: тихо должно быть не только в библиотеке, но и в студии.

Наготове – H2O

Встречая гостей, заведующая сектором информационных программ радио «ТРК "Гомель"» Ольга Вальченко спешит ввести «газетчиков» в курс дела – исторического. 

– Сегодня в состав телерадиокомпании входит две самостоятельные радиостанции: «Гомель FM» и «Гомель "Плюс"». Рождение первой выпало на начало «нулевых» – точкой отсчёта вещания стал 2001 год. Через семь лет радио «Экспресс» (исходное название «Гомель FM» – прим. автора) настиг ребрендинг, и в октябре 2008-го на свет появился новый информационно-развлекательный продукт, потенциальные потребители которого  – слушатели 22–38 лет. 

Говоря о работе «Гомель "Плюс"», специалист подчёркивает: несмотря на молодость – радиостанция была создана в 2012 году, – волна 103,7 FM успела обрести поклонников и сформировать собственный фан-клуб.

– Особый тон «Гомель "Плюс"» в первую очередь задаётся информационно-аналитическим форматом вещания. Как следствие, целевая аудитория смещается к отметке 30+. Настроившись на эту волну, можно познакомиться с ежедневным экономическим обзором, задать вопрос власти или узнать о передовых идеях и достижениях прогресса. Весомым «аргументом» для слушателя выступают программы «Хочу поздравить», а также «Отдохни» – своего рода путеводитель по афише выходного дня.

Открывая дверь в студию «Гомель "Плюс"», Ольга Вальченко отмечает: каждая радиостанция делится на два больших лагеря: информационный («новостники») и развлекательный (диджеи).

На часах – 9.00. В эфире «Плюса», как кратко называют любимую «аудиокузницу» её работники, –  «Разное утро»: дуэт Константина Камко и Татьяны Ушаковой.

– Даже не знаю, можно ли описать эту пару одним словом, – глядя на коллег, признаётся Ольга. – Пожалуй, они… интеллигентно смешные. Каждый день придумывают что-то новое. Вчера, например, радиослушатели задавали им вопросы, сочиняли стихи – работа с аудиторией всегда предполагает интерактив.

– А сегодня, подбирая рифму, набрасываем по строчке к «Жёлтым тюльпанам» Наташи Королёвой, – снимая наушники, вступает в беседу Константин Камко. – Спросите, есть ли место импровизации? И я отвечу вам: конЭчно, Вася, – улыбается маститый КВН-щик. – Несмотря на то, что подготовка к эфиру присутствовала во все времена, задавать тон «Разному утру» приходится «не отходя от кассы».

– А если оговорка в прямом эфире «проскакивает»? – замечаю я. – От «фефектов фикции» никто ведь не застрахован.

– Придётся смягчить собственное падение, – делится опытом Ольга Вальченко. – Слово, сказанное в эфире, как впечатанное в скалу, никуда не денется. Если читаешь новости и вдруг сделал ошибку, исправь её и двигайся дальше по тексту. Другое дело кашель и чихание. Досадно, конечно, но в таких случаях советую держать наготове стакан с H2O.

«Рулевые» эфира

Как оказалось, к старту «Разного утра» напарнице Константина Камко – Татьяне Ушаковой – пришлось расстаться с объятиями Морфея в 4.45. Заведующая отделом радио «Гомель FM», а по совместительству диджей на «Гомель "Плюс"» признаётся: к столь ранним подъёмам ей не привыкать.

– Помню, на протяжении четырёх лет ходила на работу к семи утра. Это был Зомбилэнд какой-то. Безумно хотелось спать. Шутки шутками, а ведь каждый диджей несёт ответственность за свой эфир, выступая эдаким «рулевым» конкретного времени на радиоволне: пишет тексты, говорит в микрофон, сидит за пультом. Люди думают: да это же легко! Мол, диджею только пару слов сказать необходимо: за него ведь и тексты пишут, и звукорежиссёр рядом – ан нет. Ты должен быть мультиуниверсальным. Всегда.

Рассуждения Татьяны прерываются:

– Нужно победителя выбрать, – напоминает Константин Камко. – Тарзан с Наташей Королёвой ждать не будут (смеётся). 

Зажигается красная лампочка. Взглянув на «газетчиков», Ольга Вальченко прикладывает палец к губам: всем, кроме диджеев, следует держать рот на замке. Желательно амбарном. Как назло, неимоверно хочется кашлять. Стараюсь сдержаться – выходит не очень.

Надо сказать, вариации радиослушателей на ретро-композицию «Жёлтые тюльпаны» впечатляют. Впрочем, многие блистательные предложения меломанов остаются за кадром – цензуры, пристойности и акцентологических норм. 

Жёсткие хлысты,В Белице – мосты, В тумбочке – шесты, Детские понты,Чистые бинты, Я пошла. А ты?

– Так на чём останавливаемся? – подмигивает Константин спутнице по эфиру.

Татьяна пожимает плечами.

– Вообще представить себе не могу, как выглядят эти жёсткие хлысты (смеётся). Склоняюсь к варианту с мостами.

– Тогда лучшей признаётся версия «в Белице – мосты», – выносит вердикт диджей. – А что? Сам я из Белицы, всё сходится (улыбается).

…«Разное утро» подходит к концу. По иронии судьбы кашлять уже не хочется.

– Наверняка у радиопрограммы найдётся не один слушатель-«завсегдатай», – выдвигаю собственную гипотезу.

– А как же, – подтверждает мои предположения Константин. – Иногда тему выпуска озвучить не успеваешь, а сообщения уже приходят. И это в семь утра.

Разрази меня гром 

В студии «Гомель FM» витает дух агентов Малдера и Скалли: всему виной – радиопередача «Несекретные материалы». Несмотря на отсутствие главных персонажей легендарного телесериала, обзор занимательных событий в мире под чутким руководством Сергея Негеревича, Ольги Румянцевой и Алексея Каверина звучит не менее презентабельно. Здесь же на благо любимых слушателей над «Трудностями перевода» – программой по изучению иностранного языка на примере фрагментов из песен – неустанно работает диджей дневного эфира Катя Календо.

Прислушиваюсь к тексту Кирилла Дубковского: вотчина его сердца – проект под названием «Кинотрейлер». Подготавливая для гурманов синема очередной «деликатес», диджей подчёркивает: делать ставку необходимо на картины, которые вскоре окажутся в широком прокате.

– Согласитесь, массовое кино кардинально отличается от артхауса, – отмечает он. – Да и последний не так часто привозят в Гомель: из недавнего могу припомнить разве что «Страну ОЗ» Василия Сигарева.

По мнению опытного диджея, главное в работе – оставаться в курсе событий как регионального, так и межгалактического масштаба.– Каждый день, спеша на эфир, стараюсь хоть одним глазом пробежаться по ленте новостей. Надо сказать, это действительно хорошая привычка для тех, кто занят в сфере массовой информации и коммуникации.

– А поклонницы не атакуют? – оценивая на слух профессиональные качества диджея, ставлю вопрос ребром.

– Думаю, нельзя влюбиться в человека исключительно по голосу: это всё равно что грезить актёром, который удачно передал образ своего персонажа, – уверен Кирилл Дубковский.

Красная лампочка снова даёт о себе знать. Впрочем, успеваю поговорить о «ляпах», выпавших на долю сотрудника радиоволны.

– Пожалуй, самая комичная ситуация произошла со мной, когда я случайно вывел в эфир Павла Волю, который приглашал своих поклонников на концерт в Питере. Шёл выпуск новостей, а я одновременно просматривал видеоролик на втором компьютере. В какой-то момент понял: о ужас, Волю сейчас слышно! И не только мне (смеётся).

Как оказалось, на рабочий процесс может повлиять не только человеческий фактор, но и природный.

– Насколько я знаю, в нашу телебашню дважды попадала молния, – вспоминает диджей. – Ведущий вечернего эфира рассказывал, что из аппаратуры даже дымок шёл. Как итог, пришлось менять оборудование. Благо слушатели вряд ли заметили временное «затишье»: в экстренных ситуациях предусмотрено резервное радиовещание.

Взглянув на часы, Кирилл спешно прощается: беседы беседами, а эфир – по расписанию.

– Какие вопросы чаще всего задают практиканты? – обращаюсь к Ольге Вальченко.

– Самый популярный – как отшлифовать дикцию. Оставим пресловутового оратора Демосфена наедине с камушками и обратимся к более приземлённому способу – простому и менее травмоопасному: зажимаем карандаш между зубами и читаем любой текст. В этот момент человек старается произнести слова максимально внятно, тем самым напрягая мышцы нижней части лица. Это, конечно, не панацея от «фефектов», но разницу почувствовать можно. Особенно после систематических тренировок.

– И всё-таки, что самое главное в работе «новостника», диджея? – интересуюсь напоследок.

– Всегда нужно знать, что говорить, будь то стандартная ситуация или форс-мажор, – уверена Ольга Вальченко. – Даже если «петуха поймал» – так изъясняются, когда голос ведущего идёт на срыв. Что бы ни случилось, ты должен заполнить эфир, причём не уступая качеству сказанного.


Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N