Не все рождаются "в рубашках" | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дарья Моложавская Дарья Моложавская Автор текста
16:30 06 Июня 2016 Общество

Не все рождаются "в рубашках"

В прошлом году в Беларуси несчастные случаи унесли жизни 149 детей. То есть стечение обстоятельств привело к тому, что 149 семей остались без самого дорогого. Какими были эти обстоятельства – серьёзными или нелепыми, – для  случившегося, понятно, значения уже не имеет, трагедии не отменить. Но разбираться и понимать в причинах нужно – специалисты утверждают, что большинство несчастных случаев с участием детей можно было предотвратить. Если бы…

Взрослые люди часто страдают из-за своей собственной неосторожности, нежелания обдумывать возможные последствия тех или иных поступков. Что говорить о детях, у которых отсутствует жизненный опыт, нет навыков безопасного поведения? Оставленные без присмотра малыши глотают инородные предметы, получают смертельные ожоги, выпадают из окон, тонут в бассейнах и ваннах.  

- Маленькие дети чаще всего получают травмы дома, - поясняет  инспектор группы пропаганды и взаимодействия с общественностью Гомельского городского отдела по чрезвычайным ситуациям Александр Бобрович. – Оставленные на краю поверхности горячие кастрюли, ножи, спички, лекарства, незакреплённые полки, открытые окна – список опасностей можно продолжать бесконечно. Порой родителям невдомёк, что даже двухлетний малыш может подтащить табуретку к окну и открыть его. А далеко не все дети рождаются «в рубашках».

Анализ несчастных случаев, в которых пострадали дети, говорит и о том, с какой лёгкостью малыши выковыривают из игрушек элементы питания и засовывают их в рот, да и вообще пробуют на зуб всё, что попадается у них на пути. Чаще всего эта дегустация не проходит бесследно: после извлечения той же батарейки ребёнок может остаться инвалидом, а глоток опасной жидкости (уксуса, бытовой химии) может привести к тяжёлому ожогу внутренних органов. Так, минувшей осенью в Полоцке врачи не спасли 2-летнюю девочку, которая проглотила батарейку. 

Казалось бы, чем старше ребёнок, тем больше его понимание о том, что можно делать, а чего нельзя. Однако в реальности всё не так: взрослеет ребёнок – возрастает и число травм. В 2015 году в Могилёвской области 10-летний мальчик получил черепно-мозговую травму  и перелом основания черепа, опёршись на перила горки. Конструкция не выдержала его веса, сломалась, и школьник упал на каменную плитку. В Речице третьеклассник проткнул палец на руке, пытаясь перелезть забор.Первые годы жизни и здоровье ребёнка зависят исключительно от родителей, но приходит время, когда уже нельзя контролировать каждый его шаг. Важно, чтобы к этому моменту дети усвоили правила безопасной жизнедеятельности.

- Правильные действия подростков в чрезвычайной ситуации могут во многом повлиять на исход событий, - отмечает Александр Бобрович. – Приведу случай, который произошёл в Могилёвской области. Двое детей остались одни дома. 16-летняя девочка должна была присматривать за 4-летним братом. Пока она была на кухне, мальчик нашёл в доме зажигалку и стал играть с ней в комнате. Через некоторое время ребёнок прибежал к сестре и сказал, что «там» огонь. Дети испугались, выбежали из квартиры и никому не рассказали о пожаре. Сработал пожарный извещатель, но сообщения о пожаре стали поступать, когда лопнули окна, и происходящее стало видно с улицы.  Потом девочка призналась, что она, как и мать, курила на кухне в форточку. Как бы там ни было, история закончилась относительно благополучно, если не учитывать материальный ущерб. Дело даже не в том, чья была зажигалка. Важнее то, что ребёнок не знал, что с ней играть нельзя, сестра не уделила внимания брату, на помощь дети не позвали. 

И другой пример из города Минска. В марте в одной из квартир произошло короткое замыкание телевизора. К приезду спасателей 9-летний мальчик обесточил электроприбор, справился с огнём, залил водой загоревшуюся скатерть, после чего покинул квартиру. Ребёнок вспомнил всё, чему его научили. 

Начались летние каникулы. У школьников появилось гораздо больше свободного времени. ГАИ рекомендовала водителям ездить с включёнными фарами. Но разве это поможет, если ребёнка не научили, что на дороге нужно быть предельно осторожным, если родители в его присутствии сами нарушают ПДД: переходят проезжую часть на «красный», выскакивают из-за стоящего автобуса и тому подобное? Когда-нибудь ребёнок последует не советам родителя, а его поступкам, поэтому взрослым в первую очередь самим нужно всегда соблюдать правила безопасности.

Кроме дорог, летом добавляется ещё одна проблема – водоёмы. Нередко взрослые упускают детей из вида на несколько минут, которые впоследствии становятся роковыми. Подростки и вовсе приходят купаться одни. И не всегда на специально оборудованные пляжи, где дежурят спасатели, обследовано дно и обустроен берег. 

Прошлым летом на Соже в Ветковском районе утонула 12-летняя девочка. Она плавала с мамой на надувном матрасе, когда в какой-то момент соскользнула в воду. Глубина реки под матрасом была 8 метров. Самостоятельно спасти дочь родители не смогли.

В преддверии каникул в стране проходила республиканская акция «Не оставляйте детей одних», посвящённая Международному дню защиты детей. Различными способами инспектора отделов по ЧС старались привлечь внимание родителей к проблеме детской шалости с огнём, гибели детей на пожарах, снижению количества чрезвычайных ситуаций с участием несовершеннолетних и обеспечению их безопасности дома, на улице, на природе. Сотрудники ГГО по ЧС обращались к молодым и будущим родителям.

- Психологи советуют начинать обучение ребёнка правилам безопасности с 2-3-летнего возраста, - листает методические материалы инспектор. – При этом не стоит часто употреблять слово «нельзя». Лучше говорить «опасно». Нужно сказать: «Будь осторожен! Включать плиту самому опасно, ты можешь обжечься. Давай  я тебе помогу». Или «включать электрочайник самому можно, если рядом папа». И так понемногу, пошагово и под присмотром  учить ребёнка пользоваться электроприборами. Эти рекомендации – делать упор не на запреты, а на разъяснения - касаются любой ситуации. 

Во время такого домашнего обучения можно нарисовать вместе с ребёнком схему дома, отметить ярким цветом «опасные зоны». Опишите каждую из них, объясните, почему именно в ней нужно быть особенно внимательным. А если просто всё запрещать, то эффекта не будет. Детская любознательность в конце концов пересилит запрет. 

- И всё же, чтобы быть спокойным за ребёнка, лучше не оставлять его без присмотра, - убеждён Александр Бобрович. – Особенно это касается детей дошкольного возраста. Даже соблюдение всех правил безопасности не может застраховать от несчастного случая. Да и в целом, даже просто уходя из комнаты, максимально обезопасьте пространство: уберите подальше спички, лекарства, мелкие предметы,  выключайте электроприборы, прикрывайте окна. Помните, что все эти «взрослые» мелочи в руках ребёнка становятся серьёзной угрозой. 


Автор фото: из интернета

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N