Репортаж: "зайцы" и перегруз в маршрутках города | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Байдан Елена Байдан Автор текста
15:50 05 Июля 2016 Общество

Репортаж: "зайцы" и перегруз в маршрутках города

Недавно в маршрутке, оплатив проезд, я попросила билет, что вызвало некоторое удивление. Водитель и сидящие впереди пассажиры обернулись… Исправно ли в транспорте выдают билеты и требуют ли их сами горожане? Ответы на эти вопросы искала журналист, побывав в рейде со службами, которые выявляют нарушителей.  

Свидетель поневоле

Этой зимой в маршрутном такси стала невольным свидетелем необычного поведения водителя.

- Не бери лишних и держи ухо востро, -  кому-то из «своих» пояснял тот по мобильнику, оперативно пробивая по кассе. 

- Уважаемые, не потеряйте билетики! – громко напомнил маршрутчик, отъехав пару остановок от «конечной». – Они у всех есть? 

- Да, - хором отозвались сидящие в салоне, стараясь не выпускать бумажный факт оплаты из рук.  

- Не стойте во время движения, есть места - присаживайтесь, - мужчина обслуживал по высшему разряду, протягивая билет только зашедшей девушке.

Такое проявление заботы продолжалось, пока транспорт на остановке «Универмаг “Гомель”» не притормозили проверяющие, визуально оценив, сколько людей находится в микроавтобусе и есть ли у всех билеты.  Нарушений нет - и мы отправляемся в путь. Отъехав пару метров, водитель опять в подробностях продолжает докладывать все нюансы произошедшего по телефону… 

Не билетом единым

В очередной раз проводить контроль предстояло совместными усилиями контрольно-ревизорской службы государственного предприятия «Гомельоблпассажиртранс» - оператора автомобильных перевозок пассажиров в нашем регионе, инспекции МНС по Советскому району Гомеля и ДПС ГАИ УВД Гомельского облисполкома. Культура обслуживания в маршрутных такси – в центре внимания проверяющих служб. Останавливать на дороге микроавтобусы приходится регулярно в разное время и по разным маршрутам. Ведь молва о том, что идёт проверка, разлетается со скоростью света, и маршрутки стараются не подъезжать к потенциальной «штрафстоянке».   

 Остановка «8 Марта». На часах 16.45. Это бойкое время. Как правило, люди уже возвращаются с работы и хотят добраться до пункта назначения как можно быстрее. Останавливаем первую маршрутку, следующую в сторону вокзала. И как оказалось, не зря. У всех 11 пассажиров нет билетов. «Зайцы» пояснили: за проезд заплатили, но деньги по кассе водитель не провёл. Правда, требовать бумажное подтверждение оплаты никто из них не побеспокоился.  

К сожалению, до сих пор не все пассажиры осведомлены о том, что у них есть не только права, но и обязанности. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года № 972 утверждены «Правила автомобильных перевозок пассажиров». В них чёрным по белому прописано: каждый пассажир обязан своевременно приобретать билет, иметь при себе и сохранять его до конца поездки. 

- Билет - это страховой полис, - отметила начальник контрольно-ревизорской службы предприятия «Гомельоблпассажиртранс» Жанна Ходаковская. -  Если с человеком что-то случится во время поездки в маршрутке, он может предоставить доказательство об оплате  услуги. 

- Почему вы не потребовали билет? – поинтересовалась я у одного из парней. 

- Зачем? Я заплатил, и этого достаточно. 

Оказалось, что такого же  мнения придерживались и остальные пассажиры.    

Водитель, который рискнул заработать в обход закона, отрицать свою вину не стал.  

 - Что теперь будет? – спросил пойманный с поличным и, предчувствуя дальнейшее развитие событий,  нервно закурил. 

Как гласит народная мудрость, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Мужчине грозит два штрафа. Первый - за нарушение порядка приёма наличных денежных средств и использования кассового оборудования - до 20 базовых величин, второй – за нарушение правил перевозки пассажиров -  от 4 до 10 базовых. А если бы водитель работал честно, а не пытался наварить серый рубль, можно было бы избежать административной ответственности, которая нанесёт ощутимый удар по его карману. - Билет – это тот же чек, то есть факт оплаты услуги. Он даёт возможность контролировать поступление налогов в бюджет. За счёт них формируются ресурсы для выплаты пенсий, возведения социально значимых объектов и других социальных благ, - подытожил начальник отдела оперативных контрольных мероприятий инспекции МНС по Советскому району Гомеля Александр Потоцкий.

Плата за «излишки»

Передвигаемся в микрорайон Любенский. Около 18.00. В это время многие спешат домой. В маршрутке № 22 -  «перегруз».  К слову, в час пик это самое распространённое нарушение.  

Контролёрам с трудом удаётся пробиться в салон сквозь толпу. Выясняется: предусмотрено только 18 сидячих мест, а по факту в микроавтобусе находится 23 человека, не считая водителя. Последний не спорит и, опережая вопрос, который ему будет вот-вот задан,  предлагает уплатить штраф за «излишки». Но пассажиры, наоборот, не согласны с таким положением дел. На лице одного из мужчин явно читается недовольство: 

- Я отец двоих детей, каждый день забираю их из детского садика. Как мне добираться домой с малышами? 

Но протест одного человека – это не конфликт. Остальные не спешили негодовать. А человек за рулём, взявший «на борт» пятерых сверх положенного, наоборот, занял грамотную позицию. Старался успокоить разгорячённого отца, не делая вид, что, мол, не заметил, как взял больше пассажиров, чем предусмотрено мест. Бывает, что такое «оправдание» тоже пускают в ход. В данном случае причина была следующая: люди просили подвезти – водитель откликнулся и помог.  

По итогу правоохранители вынесли вердикт: оформить документы нужно на «конечке», чтобы не задерживать транспортный поток. Таким образом, за риск взять «лишних» нужно уплатить штраф в размере 0,5 базовой величины. Нетрудно подсчитать, что за проезд пятеро отдали 40 000, а штраф составил 105 000. Вывод очевиден: не соблюдать правила перевозки пассажиров с материальной точки зрения не выгодно.

- К сожалению, гомельчане не всегда понимают, что находятся в группе риска и могут пострадать даже в случае незначительного ДТП, - пояснил  инспектор, лейтенант милиции батальона ДПС ГАИ УВД Гомельского облисполкома Валерий Крючков. - Например, в результате резкого торможения или остановки стоящие оказываются на полу, задевая поручни и сиденья. При этом не все маршрутки оборудованы для перевозки пассажиров стоя. На этот факт тоже нужно обращать внимание.

Совершенству нет предела

Сарафанное радио работает безотказно. Поэтому меняем место дислокации. Направляемся в сторону остановки «Улица “Луговая”». «Тормозим» две маршрутки. Нарушения отсутствуют. 

Двигаемся по направлению к центру города. Но водители успели предупредить коллег, которые дали «вводную» пассажирам. Так, в маршрутке № 12 контроль уже ждали. Открылась автоматическая дверь – и 18 человек без просьбы показали билетики.  Подводя итоги мероприятия, Жанна Ходаковская отметила: 

- За январь-май этого года мы провели 862 проверки маршрутных такси. За это время выявлено 24 нарушения статьи 18.32 КоАП. Водители, не выдавшие билет пассажирам, уплатили  штрафы на общую сумму 20,2 миллиона рублей. Наша задача не наказать, а помочь наладить работу. Перевозчики исправляют недочёты, на которые мы им указываем. Маршрутные такси  обязаны предоставлять качественные услуги, а человек должен доехать до места назначения, не испытывая дискомфорта.   


Автор фото: автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N