Александр Машкаров: «Колледжи и лицеи будут играть всё более важную роль в образовании» | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Станислав Галковский Станислав Галковский Автор текста
09:30 30 Июня 2022 Общество

Александр Машкаров: «Колледжи и лицеи будут играть всё более важную роль в образовании»

Сейчас наступает пора приёма документов в колледжи и профессионально-технические лицеи. Здесь закладывают основы рабочих специальностей – самых массовых в стране. К сожалению, эта образовательная ступень не пользуется популярностью у отличников и хорошистов, они обычно заканчивают 11 классов и штурмуют вузы. Однако тенденция последних лет показывает рост интереса среди молодёжи к среднему специальному образованию. В его плюсах мы разбирались с депутатом Палаты представителей Национального собрания Беларуси Александром Машкаровым.

Растягиваем детство

– Всю жизнь посвятил образованию. Одна из самых важных тем – его эффективность. Задача образовательного процесса – получение знаний по определённой профессии. В теории система должна выпускать готового трудиться в экономике страны профессионала, оптимизировав срок его обучения и затраты на его подготовку. В тенденции общего старения общества необходимо не только говорить о повышении пенсионного возраста, но и о понижении работоспособного. Пора работать, молодёжь! Может быть, 10–11 класс – роскошь? Растягиваем детство? Их с успехом могут заменить колледжи и лицеи, выпускающие не только сварщиков и швей, но и специалистов экономической, юридической, педагогической направленности. Чтобы молодой человек к 18 годам уже имел профессию. Например, помощник нотариуса, младший менеджер, педагог начальной школы. Вуз был бы формой углубленного изучения знаний, как в целом и задуман.

Я не призываю к реформе образования, просто к настройке уже имеющейся системы. Не раз встречал людей, по различным причинам не сумевших окончить вуз. «Неоконченное высшее», – говорили они гордо, а реально – невостребованность на рынке труда. Будь у них обязательное среднее специальное, такой бы проблемы, возможно, не возникло. К тому же, что греха таить, жалуются предприятия на наших специалистов – выпускников вузов. Учили общему, нет конкретики, нет практических знаний. Надо ещё полгодика обкатать… Наверное, лет после шестнадцати задачи образования для ученика должны меняться. Цель уже не столько образованность в целом, но специализация в конкретном. Уж очень много у нас специалистов «общей практики» без практических знаний. 


Колледж – уже не ПТУ 

 – Пэтэушник – это слово в 80-е годы прошлого века стало почти ругательным. И сегодня на многих выпускников училищ или колледжей смотрят свысока. Нет высшего образования? Какая карьера? Оказывается, неплохая. Современные «пэтэушники» не имеют проблем с распределением. К 18–19 годам получают профессию и готовы влиться в новую жизнь. Рабочие специальности сегодня востребованы и неплохо оплачиваемы.

В Гомельской области порядка 20 тысяч учащихся колледжей и профтехлицеев. Это самая массовая «образовательная каста» обретения профессий. Срок обучения от трёх до четырёх лет, в зависимости от учреждения. Распределение – 100 процентов. Сегодня молодёжь стала рациональной. Выбор специальности напрямую связан с будущим достатком. Самые популярные профессии: помощник мастера буровой установки, взрывник (для нефтедобычи), дальнобойщик, потом строительные профессии и дизайн. 

Как говорится, в ПТУ научат работать руками, в вузе – головой. Сложившаяся ситуация подчёркивает это высказывание: именно ссузы имеют практическую базу. Чего во многом лишено высшее образование. Но никто не мешает учиться дальше. Предприятия поощряют заочное обучение своих сотрудников. Колледжи и лицеи сегодня работают в связке с вузами, чтобы их лучшие ученики в дальнейшем получали очное высшее образование.

  • Если говорить о подготовке специалистов, то большинство из них проходят практику на тех предприятиях, куда их будут распределять. На выходе мы имеем готового работника, знакомого с оборудованием, нюансами производства и часто с коллективом.  В основном, заказы на вакансии идут от будущих работодателей.

Американский взгляд. 

У нас в обществе доминирует культ высшего образования. Всё ещё важно получить диплом, а не профессию. От этого непрофессионализма часто и страдаем. К примеру, у американцев образование, может быть, и не лучше, зато практичней. Ступени более чёткие: школа, колледж, вуз. После любой можно остановиться. У нас то же самое, но в общественном мнении средняя ступень обесценена. Хотя возьмём пример из жизни.

Гомельский государственный автомеханический колледж. Специальности: сварщик, слесарь, оператор станков с программным управлением – без этих профессий невозможен выпуск гордости отечественного машиностроения: грузовиков, троллейбусов, тракторов, комбайнов. Большинство абитуриентов поступили в колледж после 9-го класса. К 18–19 годам они уже будут владеть профессией, станут конкурентоспособной единицей на рынке труда. Правда, в условиях мировой IT-экономики рабочий должен быть программистом, но это уже часть образовательного процесса. Здесь проходят обучение на более продвинутом оборудовании, на полшага опережая своих взрослых коллег с крупных предприятий. Более половины выпускников колледжа по распределению получают первое рабочее место на флагмане белорусского сельхозмашиностроения – «Гомсельмаше». Остальные – ещё на пяти предприятиях Гомеля. Чем плохой старт в жизни? Когда ты можешь своими знаниями прокормить себя, семью, уверенно ступить на карьерную лестницу и дальше продолжать обучение.

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях