Баден-Баден: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем | Новости Гомеля
Сергей Вершинин Сергей Вершинин Автор текста
17:00 29 Апреля 2021 Общество

Баден-Баден: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем

Мы продолжаем публиковать полную версию проекта «Есть Баден-Баден, а есть Гомель-Гомель». В выпусках будет рассказано об известных людях, судьба которых так или иначе связана с Гомелем и Гомельщиной. Одни родились в нашем городе и области, другие здесь ушли из жизни, в судьбе третьих в наших краях произошли важные, порой переломные события.

Создатель Су

В 1914 году Павел Сухой, выдающийся впоследствии авиаконструктор, после окончания с серебряной медалью гомельской гимназии отравляется в Москву поступать в Московское императорское технической училище (ныне – МГТУ), единственное учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха.


Ещё в Гомеле Павел Сухой впервые увидел полёт самолёта «Ферман», пилотируемого знаменитым в те годы Сергеем Уточкиным. Вероятно, именно тогда у него зародилась мечта самому строить самолёты, и после окончания гимназии его выбор продолжения учёбы был уже предопределён.

Затем началась Первая мировая война и он, прервав учёбу, был мобилизован в армию, служил в артиллерии. После Октябрьской революции вернулся в Москву, а затем уехал в Гомель. Позже недолго работал учителем в Лунинце, а с 1919 года – в железнодорожной школе Гомеля. Осенью 1921 года Павел Сухой вернулся в знакомые ему аудитории технического училища в Москве. В 1923 году из Гомеля в Москву приехала Софья Феликсовна Тенчинская, с которой он был знаком ранее. Встретились они в Москве случайно, но остались вместе на всю жизнь. Днём Павел Сухой учился, а вечерами подрабатывал в конструкторском бюро Н. Фомина, где проектировались дирижабли. Летом семья уезжала на родину. Здесь, в Гомеле, их радушно принимали в доме Осипа Андреевича Сухого – директора сельской школы, получившего звание «Народный учитель Белоруссии».


В марте 1925 года Павел Сухой защитил диплом на тему «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил». Затем была работа в конструкторском бюро Туполева, участие в разработках моделей АНТ-1, АНТ-2, АНТ-25, И-4, И-14. В 1940–1949 годах Павел Сухой – главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942–1943 годах под руководством Сухого создан бронированный штурмовик Су-6 (в обиходе все его самолёты имели прозвище «сушка»). В 1949–1953 годах он заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953-го Павел Сухой – главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 года – генеральный конструктор.

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Всего под руководством Павла Сухого разработано более 50 конструкций самолётов.

Дважды Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук Павел Осипович Сухой ушёл из жизни 15 сентября 1975 года в Москве (в подмосковном санатории Барвиха), похоронен на Новодевичьем кладбище.

Несмотря на то, что Павел Сухой родился в 1895 году в Витебской области, он в пятилетнем возрасте вместе с семьёй переехал жить в Гомель, где провёл всё детство и юность, а затем и несколько раз возвращался. Поэтому гомельчане могут по праву считать Павла Осиповича Сухого своим. Его имя носит одна из улиц города и Гомельский государственный технический университет (кстати, университетская газета имеет название «Сушка»). В 1977 году Павлу Осиповичу Сухому на проспекте Ленина, как дважды Герою Социалистического Труда, был установлен бронзовый бюст на постаменте, а в 1994 году на здании БелГУТа – мемориальная доска. В 2019 году перед зданием ГГТУ имени П. О. Сухого на постаменте установлен легендарный Су-24.

Подделка века

В 1860 году в Мозыре в бедной еврейской семье родился Израиль Рухомовский. Родители пытались дать ему религиозное образование, но у него была непреодолимая тяга к искусству. Самостоятельно овладев ювелирным и гравёрным мастерством, Израиль отправился в Киев, где работал в лучших ювелирных мастерских. Затем в 1892 году Рухомовский перебрался в Одессу, где спокойно до конца своих дней работал бы ювелиром, если бы не…


Авантюристы братья Гохманы из Очакова, давно занимающиеся продажей древностей Причерноморья за рубеж, задумали гениальную операцию. Они решили изготовить тиару скифского царя Сайтаферна, якобы подаренную ему жителями Ольвии в конце III века до нашей эры. Задумали – сделали. Они обратились к лучшему ювелиру Одессы Израилю Рухомовскому и заказали ему из чистого золота тиару как подарок одному из известных археологов. Ювелир работал над заказом в 1895 году в течение восьми месяцев, украсив её сценами из «Одиссеи» и «Илиады», а также орнаментами в характерном для скифов стиле.

Когда тиара была готова, братья Гохманы попытались продать её в Императорский музей в Вене, но там не оказалось такой суммы, которую запрашивали продавцы. Тогда через посредников за 200 тысяч франков (по тем временам сумасшедшая сумма) весной 1896 года тиару продали парижскому Лувру. Интересно, что никто из специалистов ни в Вене, ни в Париже не усомнился в её подлинности. Она стала украшением Лувра, в музей специально приезжали посмотреть на неё любители истории и искусства со всего мира. Тиара вошла во все каталоги как истинный редчайший шедевр.


Только в 1903 году появились сомнения, было проведено расследование и установлен мастер, изготовивший тиару. Рухомовский был приглашён в Париж, где подтвердил своё авторство. Тем не менее, тиара скифского царя Сайтаферна была признана произведением искусства, но была переведена из исторической части музея в зал современного искусства, а затем (всё-таки скандал был очень громкий) и в музей поскромнее.

Оставшись в Париже, Израиль Рухомовский стал невероятно популярным. Заказы посыпались как из рога изобилия. Из его рук вышло множество великолепных ювелирных изделий, которые ныне находятся во всемирно известных музеях и лучших частных коллекциях. Сам ювелир больше, чем тиару, ценил другую свою знаменитую работу – саркофаг-аллегорию со скелетом, сделанный ещё в Одессе. Он, как говорят, одно время принадлежал легендарному одесскому налётчику Михаилу Винницкому, больше известному под прозвищем Мишка Япончик. Над этим миниатюрным золотым саркофагом гениальный мастер трудился целых девять лет. В нём, украшенном сценками, символизирующими разные этапы человеческой жизни, помещался скелет длиной около 10 сантиметров, состоящий из 167 золотых костей, в точности имитирующих натуральный человеческий скелет!

Умер Израиль Рухомовский в Булонь-Бийанкур – пригороде Париже в 1936 году. Хотя на этот счёт, особенно в Одессе, существуют другие версии. Это и понятно. Как при жизни, так и после неё ювелир всегда был окружён легендами. За несколько лет до своей кончины Рухомовский сделал серебряный макет памятника-надгробия для себя и своей жены. Вверху на стеле находились три круглых позолоченных барельефа: сверху – менора в центре звезды Давида, ниже – профили Рухомовского и его жены с трогательной надписью: «При жизни и после смерти они не расставались».

Летом 1997 года тиара Сайтаферна (фр. tiare de Saїtapharnes), ныне – собственность Парижского музея декоративных искусств, наряду с семьюдесятью другими произведениями Рухомовского из музеев и частных коллекций, экспонировалась в одном из музеев Израиля. Там же был и саркофаг со скелетом.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях