Баден-Баден: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Сергей Вершинин Сергей Вершинин Автор текста
11:00 29 Октября 2020 Общество

Баден-Баден: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем

Мы продолжаем публиковать полную версию проекта «Есть Баден-Баден, а есть Гомель-Гомель». В выпусках проекта будет рассказано об известных людях, судьба которых так или иначе связана с Гомелем и Гомельщиной. Одни родились в нашем городе и области, другие здесь ушли из жизни, в судьбе третьих в наших краях произошли важные, порой переломные события.

Личный врач Ленина


Александр Залманов, который родился в Гомеле в 1875 году, личность и таинственная, и просто легендарная, причём с самых разных сторон.

В 30 лет Залманов имел уже три медицинских дип-

лома. Один получил в Москве, два – в Германии. Врач, у которого за плечами был ещё и опыт политического заключённого (за участие в организации студенческих волнений), обладал исключительной способностью ставить правильный диагноз. Мог сделать это, только внимательно посмотрев на больного. И, как правило, не ошибался.

Пациенты, чтобы попасть в Россию к Залманову, пересекали океаны и границы. Во время Первой мировой войны Залманов получил звание генерала медицинской службы и должность начальника всех медицинских поездов. Сразу после Октябрьской революции был приглашён в народный комиссариат здравоохранения, где ему было поручено руководство курортами страны.

Александра Соломоновича заметил вождь пролетариата – и легендарный медик стал личным врачом Ленина и Крупской.

О тех годах он в своих воспоминаниях пишет: «В их доме не было лифта. Надежда Константиновна страдала базедовой болезнью. Сердце было расширено, и мне стоило многих усилий, чтобы был сделан подъёмник, так как подниматься ей на третий этаж было очень сложно. С трудом удалось мне отвести Крупскую на один-единственный месяц в детский санаторий в Сокольники. После долгих уговоров удалось убедить Ленина покататься в открытом автомобиле. Пациент он был удивительно непослушный. Оба они – и Ленин, и Крупская – были не в состоянии подолгу лечиться…»

В 1921 году Александр Залманов сокрушённо высказался перед Лениным, что испытывает недостаток медицинских знаний. Вождь посодействовал, чтобы Залманову выдали загранпаспорт, необходимые на дорогу средства и место в дипломатическом вагоне.

Александр Соломонович уехал и … не вернулся. Умер Залманов, создатель методики скипидарных ванн и учения о капилляротерапии, в Париже в январе 1965 года, на 90-м году жизни.

Крючковы из Эрштермая

Известной актрисе театра и кино Светлане Крючковой также далеко не безразлична наша Гомельщина, с которой её связывают напрямую «родственные отношения». 

Отец актрисы, с блеском сыгравшей много ролей: от Нелли Леднёвой в «Большой перемене» и тёти Песи в «Ликвидации» до Екатерины II, Николай Фёдорович Крючков родился в 1918 году в селе Эрштермай (с 1968 года – деревня Возрождение) Папоротнянского сельсовета Жлобинского района Гомельской области.

Николай Крючков стал профессиональным военным, прошёл Финскую войну, был участником Великой Отечественной войны (в спецотряде СМЕРШа). На фронте он познакомился со своей будущей женой Людмилой. Во время прохождения службы в Молдавии в его семье и родилась в 1950 году в Кишинёве дочь Светлана. Кстати, из-за отчества Светлану Крючкову иногда, недолго думая, «определяли» в дочери знаменитому советскому киноактёру Николаю Крючкову.

На снимке военных лет, представленном вашему вниманию, родители Светланы – Людмила и Николай Крючковы.

«Уклонсковит»

23 октября 1888 года в Гомеле в семье православного священника родился Александр Уклонский – впоследствии выдающийся геолог, минеролог и геохимик. В 1901 году, когда ему было 13 лет, семья переехала в Ташкент. Окончив местную гимназию, Александр в 1908 году поступил в Московский университет, выбрав своей специальностью геологию. После окончания университета занимался исследованиями почвенно-геологического и гидрогеологического строения правобережья реки Оки. В 1920 году вернулся в Среднюю Азию.

С 1927 года Александр Сергеевич – профессор Ташкентского университета и одновременно (с 1930 года) – профессор Среднеазиатского политехнического института, заведующий кафедрами минералогии обоих учебных заведений.

В 1940 году он обосновывает возможность нахождения нефти и газа в районе Газли, где впоследствии и были обнаружены крупные месторождения природного газа. Научные гипотезы Александра Сергеевича также способствовали обнаружению в Средней Азии промышленных месторождений серы и других полезных ископаемых. 

В 1944 году академик АН УзССР Александр Уклонский за свою педагогическую работу и открытие железнорудных месторождений был награждён орденом Трудового Красного Знамени. А в 1946 году за выдающиеся заслуги в изучении недр Средней Азии – орденом Ленина.

В последние годы жизни Александр Сергеевич продолжал активно заниматься научной и педагогической работай, читал лекции студентам университета и политехнического института в Ташкенте. В 1964 году был избран почётным членом Российского минералогического общества. Умер Александр Уклонский в Ташкенте в 1972 году.

Один из минералов в честь Александра Сергеевича Уклонского назван «уклонсковитом».


Просто анекдот

Однажды осенью, уже в суверенной Беларуси, в Могилёве проходил традиционный фестиваль «Золотой шлягер». Один из концертных вечеров назывался «Дунаевский плюс Дунаевский». В первом отделении исполнялись песни Исаака Дунаевского, во втором его сына Максима.

Выходит на сцену сам Максим Дунаевский, рядом стоит самый известный и востребованный в тот период белорусский дирижёр Михаил Финберг.
Дунаевский (радостно):

– Дорогие гомельцы!

Финберг (громким шёпотом):

– Не гомельцы, а могилевчане!

Дунаевский (недоумённо):

– А почему так сложно? Я не запомню! Почему нельзя просто: «гомельцы»?!

Финберг:

– Могилевчане!!!

Дунаевский (с лёгким раздражением):

– Ну ладно, ладно, пусть будет «могилевчане». Так вот, я не первый раз у вас в Гомеле…

Финберг только махнул своей палочкой и повернулся к оркестру.

Выскочив из «мясорубки»

В 1966 году академиком Академии наук СССР стал биолог, лесовед Анатолий Борисович Жуков.

В 1930–1937 годах Анатолий Жуков работал в Институте лесного хозяйства в Харькове. В 1937 году был репрессирован. Однако смог выскочить из «сталинской мясорубки» и с 1938 года жил в Гомеле и работал в Белорусском научно-исследовательском институте лесного хозяйства.

После Великой Отечественной войны Анатолий Борисович работал во Всесоюзном НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства. С 1958 по 1979 год – директор Института леса и древесины СССР.

Академик Анатолий Жуков с 1970 года дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР. Свои депутатские полномочия он использовал для отстаивания правового статуса лесов страны как её национального достояния. Ушёл из жизни в Москве в 1979 году.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N