Баден-Баден: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Сергей Вершинин Сергей Вершинин Автор текста
11:00 07 Мая 2021 Общество

Баден-Баден: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем

Мы продолжаем публиковать полную версию проекта «Есть Баден-Баден, а есть Гомель-Гомель». Читайте в выпусках об известных людях, судьба которых так или иначе связана с Гомелем и Гомельщиной. Одни родились в нашем городе и области, другие здесь ушли из жизни, в судьбе третьих в наших краях произошли важные, порой переломные события.

Две «Золотых звезды» Павла Головачёва

Единственным уроженцем Гомельщины, который стал дважды Героем Советского Союза, является Павел Яковлевич Головачёв, который родился в деревне Кошелёво Буда-Кошелёвской волости Могилёвской губернии (ныне – Буда-Кошелёвский район Гомельской области) в крестьянской семье.

Окончив в 1935 году школу ФЗУ в Гомеле, Павел работал токарем и фрезеровщиком на лесокомбинате в Ново-Белице. Был хорошим, настырным форвардом заводской футбольной команды. Одновременно занимался в Гомельском аэроклубе. В 1938 году по комсомольской путёвке он был откомандирован в 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов имени П. Д. Осипенко, которую окончил в конце 1940 года. Направлен служить в 168-й истребительный авиационный полк. 


Начало Великой Отечественной войны Павел Головачёв встретил под Яссами. Летал на И-16. На второй день войны сбил свой первый самолёт, но и сам был ранен.

В октябре 1941 года был переведён в состав 69-го Одесского авиационного полка. На ЛаГГ-3 сбил несколько самолётов противника. После Сталинградской битвы был назначен командиром звена. Отличился в боях под Ростовом-на-Дону, на Донбассе, в небе Крыма и под Мелитополем.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» командиру звена 9-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старшему лейтенанту Павлу Яковлевичу Головачёву было присвоено 1 ноября 1943 года за 225 боевых вылетов, 92 воздушных боя и 17 лично сбитых самолётов противника.

После этого советский воздушный ас освобождал Белоруссию и Литву.

Во время первых боёв в Восточной Пруссии 30 декабря 1944 года, находясь в свободном поиске на истребителе Ла-7 в паре с Н. Черником, в районе города Тройбург на высоте 9000 м обнаружил воздушный разведчик противника, направляющийся в сторону наших войск, и вступил с ним в бой. Четыре раза он атаковал противника, однако Ju-188, маневрируя, всё время уходил из-под огня. Головачёву удалось поразить стрелка и поджечь самолёт, но немецкий лётчик смог сбить пламя. Когда кончился боезапас, Головачёв двинул сектор газа до упора и, сблизившись, рубанул винтом по хвосту «юнкерса». Тот рухнул вниз. Очнувшись после удара, Головачёв вывел свой истребитель из крутого пике и с большим трудом дотянул до своего аэродрома. Это была его 20-я победа. За мужество, проявленное в этом бою, Павел Головачёв был награждён орденом Красного Знамени.

Второй медали «Золотая звезда» заместитель командира эскадрильи того же полка гвардии капитан П. Я. Головачёв был удостоен 29 июня 1945 за 385 боевых вылетов и 26 лично сбитых самолётов противника. 

После войны Павел Яковлевич продолжал службу в ВВС. Параллельно окончил Военно-воздушную академию и академию генштаба. Генерал-майор авиации (1957) Головачёв служил на ответственных должностях в Советской армии. После непродолжительной болезни скончался 2 июля 1972 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.


Павел Яковлевич Головачёв награждён двумя орденами Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.

Бронзовый бюст Павлу Головачёву установлен на родине – в деревне Кошелёво. В Гомеле установлен памятник Герою, мемориальная доска на ОАО «Гомельдрев», его именем названы улица, школа, училище, создан музей. Павел Головачёв является почётным гражданином города Гомеля. 

Коктейль Молотова

В средствах массовой информации, особенно гомельских, порой проскальзывает версия, что знаменитый коктейль Молотова придуман и впервые был изготовлен в Гомеле в первые дни Великой Отечественной войны.

Однако считается, что сам принцип «бензиновой войны» восходит к гражданской войне в Испании и придуман, кстати, франкистами для борьбы с советскими танками Т-26 и БТ-7.

Название «коктейль Молотова» бутылки с самовоспламеняющейся жидкостью получили чуть позже, в период советско-финской войны, по имени наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. Бутылки с горючей смесью стали изготавливать на финских алкогольных заводах по приказу властей с формулировкой «Нам нужна жидкость, которая долго горит и плохо тухнет». Во время войны финская армия стала использовать такие бутылки как противотанковое средство. Финны называли советскую кассетную авиационную бомбу РРАБ-3 «хлебной корзиной Молотова», поскольку она в воздухе рассыпала «буханки» – распадалась на небольшие бомбы. По аналогии финская армия стала называть «коктейлем Молотова» (первоначально – «коктейль для Молотова») свои бутылки с зажигательной смесью. Вот главная версия появления этого названия.

А что касается Гомеля, то есть официальный факт, что  уже в конце июня 1941 года генерал-лейтенант Андрей Ерёменко приказал, чтобы на складе в Гомеле 10 тысяч стеклянных бутылок были наполнены смесью бензина и фосфорсодержащих веществ. И такой приказ об использовании «коктейля Молотова» в борьбе против вражеских танков действительно был первым с начала Великой Отечественной войны.

В бой идут штрафные батальоны

С середины 1942 года в частях Красной армии широко использовались штрафные батальоны и штрафные роты. Их формирование шло за счёт проштрафившихся боевых офицеров, а также бывших офицеров Красной армии, оказавшихся в окружении в первые месяцы войны. В штрафных ротах в основном воевали нарушившие дисциплину солдаты и уголовники. Эти батальоны и роты бросали в самые горячие точки, офицеры и солдаты, пролившие в боях кровь или совершившие подвиги, полностью восстанавливались в правах на прежнем месте службы.

В феврале 1944 года в ходе боёв за Рогачёв 8-му офицерскому отдельному штрафному батальону (участвовавший в освобождении Гомеля и Лоева комбат подполковник Аркадий Осипов) была поставлена задача незаметно для противника перейти линию фронта и, избегая соприкосновения с ним, смелым броском выйти в тыл, дойти до западной окраины Рогачёва и атаковать город.


Отряд дошёл до города, но столкнулся с плотным организованным огнём врага, отошёл к дороге, чтобы не допустить подхода резерва противника. Штрафники начали громить тылы немцев, разрушать коммуникации. Всё это также предусматривалось.

Батальон справился с поставленной задачей: панику в стане врага удалось навести большую. Было уничтожено значительное количество живой силы и техники противника, взяты под контроль перекрёстки важнейших дорог, перерезана линия связи. Регулярные части Красной армии взяли Рогачёв не такой большой кровью, как ожидалось.

По итогам операции около 600 штрафников (из более чем 800) было освобождено от дальнейшего отбывания наказания в штрафбате и восстановлено в прежних званиях с возвращением былых наград. Одним из главных инициаторов такого решения стали командующий фронтом Константин Рокоссовский и командарм 3-й армии генерал Александр Горбатов. 

Многие из бойцов 8-го штрафного батальона за взятие Рогачёва были награждены медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», а также орденами Славы III степени. 

Кстати, самый известный во время войны 8-й отдельный штрафной (офицерский) батальон немецкой пропагандой именовался «бандой Рокоссовского».


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N