Баден-Баден: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Сергей Вершинин Сергей Вершинин Автор текста
12:00 22 Октября 2020 Общество

Баден-Баден: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем

Мы продолжаем публиковать полную версию проекта «Есть Баден-Баден, а есть Гомель-Гомель». В выпусках проекта будет рассказано об известных людях, судьба которых так или иначе связана с Гомелем и Гомельщиной. Одни родились в нашем городе и области, другие здесь ушли из жизни, в судьбе третьих в наших краях произошли важные, порой переломные события.

Трагическое возвращение 


13 апреля 1917 года германской подводной лодкой был потоплен норвежский пароход Zara, на котором из Лондона после вынужденной эмиграции возвращался домой известный революционер-террорист Пётр Карпович.

В морской пучине погиб не только убийца министра народного просвещения России Николая Боголепова, но и, по одной из версий, сын побочной дочери Екатерины II и князя Безбородко, а следовательно, и внук самой императрицы.  

Пётр Карпович родился в 1874 году в Гомеле, воспитывался в приёмной семье, занимался в местной гимназии. Затем учился в Московском и Юрьевском университетах, из которых исключался за участие в студенческих волнениях. В промежутке между учёбой в университетах Карпович был одним из организаторов Гомельского комитета РСДРП.  

Эмигрировал в Германию, затем вернулся и 14 февраля 1901 года по собственной инициативе, без поддержки какой-либо политической организации, совершил покушение на министра просвещения Боголепова, который спустя 16 дней скончался. Суд приговорил Петра Карповича к 20 годам каторжных работ, но уже в 1907 году он сбежал из Сибири. Перебрался в Англию. Жил в Лондоне, работая банщиком-массажистом. Входил в боевую группу, организованную Борисом Савинковым.

После победы Февральской революции в 1917 году Карпович через Северное море решил вернуться в Россию, но…

В Гомеле его имя носит улица, по которой уже не одно поколение горожан ходит на центральный рынок.


Последняя попытка



Знаменитый и вечно гонимый джазист Эдди Рознер (его музыкантами была озвучена «Карнавальная ночь») в 1971 году делает в Гомеле последнюю в своей жизни попытку создать эстрадный джазовый оркестр. Однако из-за финансовых трудностей этот коллектив долго не просуществовал. 

Интересно, что гораздо раньше, когда в конце 40-х – начале 50-х годов Рознер отбывал срок в магаданском лагере, в Гомеле одно время жила его жена Рут.
После неудачи в Гомеле Эдди Рознер в 1973 году уехал в Западный Берлин, где спустя три года после продолжительной болезни скончался.

К пациентам через книги


Американский невролог и нейропсихолог, писатель и популяризатор медицины, автор ряда известных книг, описывающих клинические истории его пациентов, Оливер Сакс родился в 1933 году в Лондоне. 

Со стороны отца Сэмюэла Сакса семья происходила из местечка 

Ионишки (ныне – городок Ионишкис на севере Литвы), со стороны матери Мюриэл Ландау – из Гомеля.

Оливер Сакс получил степень доктора медицины в Оксфорде (1958), после чего переехал в Канаду и в 1960 году в США. С 1965 года жил в Нью-Йорке. Профессор неврологии в Медицинском колледже им. Альберта Эйнштейна, адъюнкт-профессор неврологии Медицинской школы Нью-Йоркского университета. Вёл медицинскую практику в Нью-Йорке. Страдал прозопагнозией. Даже после того, как у него была диагностирована увеальная меланома и он ослеп на один глаз, Сакс продолжал как писательскую деятельность, так и врачебную практику.

Книги Сакса многократно переиздавались и переведены на более чем 20 языков мира. На русском языке изданы его книги «Пробуждения», «Человек, который принял жену за шляпу», «Мигрень», «Антрополог на Марсе», «Нога как точка опоры», «Глаз разума», «Зримые голоса», «Галлюцинации».

Почётный член и доктор ряда академий и университетов. Командор Превосходнейшего ордена Британской империи (2008 год). Ушёл из жизни Оливер Сакс в 2015 году в Нью-Йорке.

Освобождая Гомельщину


В конце 1943 года знаменитая поэтесса Юлия Друнина, на тот момент санинструктор, в Гомеле получает направление в 218-ю стрелковую дивизию, где вскоре была тяжело ранена – осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, девушка просто замотала шею бинтами и продолжала работать – спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В этом госпитале она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Кстати, за участие в этих боях за Озаричи Юлия Друнина получила свою первую и самую дорогую солдатскую награду – медаль «За отвагу».

В 1991 году, так и не признав новых демократических идеалов и не простив развала СССР, Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой.

Олимпийский чемпион из Жлобина


Когда у нас на Гомельщине вспоминают олимпийских чемпионов, то зачастую обходят стороной одного выдающегося спортсмена. Может быть, дело в том, что своё золото он привёз не в Беларусь, а в Москву.

Речь идёт о Василии Руденкове, метателе молота, заслуженном мастере спорта СССР, чемпионе Олимпийских игр в 1960 году в Риме.

Василий родился в Жлобине 3 мая 1931 года. Учился в местном железнодорожном училище, которое окончил в 1948-м и где начал заниматься лёгкой атлетикой. С 1952 года полностью переключился на одну дисциплину – метание молота (первый тренер – Евгений Шукевич). В 1955 году выступал на соревнованиях за минское «Динамо». В следующем году перешёл в «Динамо» из Борисова, а в 1957-м – в московское «Динамо». Уже через два года, в 1959-м, стал чемпионом СССР, а в 1960 году в Риме – рекордсменом Олимпийских игр с результатом 67,92 м. После Олимпиады был награждён орденом Трудового Красного Знамени. 

На вопрос журналиста об условиях его успеха Руденков однажды ответил: «Мясо, сон и штанга делают олимпийских чемпионов!» Известна история, как Василия Руденкова выгоняли с тренировки – «Хватит, хватит!», а он возмущался: «Что за нагрузка?! Вот когда я работал помощником машиниста, и десять тонн уголька до Орши, столько же до Жлобина – это была настоящая тренировка». 

После завершения карьеры в лёгкой атлетике он не без успеха пробовал себя на тяжелоатлетическом помосте, выиграв несколько чемпионатов Москвы. Затем Василий Руденков работал спортивным тренером-инструктором в ЦС «Динамо».

К сожалению, перед онкологией, чумой нашего времени, все равны. Когда уже не было никаких шансов, сёстры перевезли его из Москвы в Жлобин, где он ушёл из жизни 2 ноября 1982 года. На его памятнике стихи: «С триумфом он прошёл по стадионам. Среди великих наших земляков стал первым в Риме чемпионом, метатель молота – Василий Руденков». 

В Жлобине помнят и чтут своего знаменитого земляка. В честь Василия Руденкова названа улица в городе. Уже многие годы в Жлобине проводятся легкоатлетические соревнования памяти В. Руденкова. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N