Чтобы город был удобным для всех
В Республике Беларусь реализуется государственная программа «Социальная защита». В рамках одной из её подпрограмм «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» реализуются мероприятия, направленные на то, чтобы белорусские города были удобными для жизни всех категорий населения. О том, какая работа в данном направлении проводится в Гомеле, рассказала заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Галина САМСОНОВА.
Фото из интернета, носит иллюстративный характер.
-Основная задача, которую ставит подпрограмма, это обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры, прежде всего, административных зданий, мест, где размещаются органы по труду и социальной защите, учреждения здравоохранения и образования, культуры, торговые и объекты физкультуры и спорта.
Немаловажная задача обеспечение доступности объектов улично-дорожной сети, чтобы местность была доступна для физически ослабленных лиц, и выходя на улицу, будь то человек, передвигающийся при помощи коляски, или слабовидящий, могли самостоятельно передвигаться.
- Галина Валерьевна, прошлый год был непростым, удалось ли выполнить намеченные планы в данных направлениях?
- В 2022 году было запланировано 66 объектов, которые требовалось обустроить или реконструировать. Общими усилиями всё намеченное было реализовано. При этом многие работы выполнялись за счёт организаций, к которым относились запланированные объекты. Более того, если раньше достаточно было сделать хоть какие-то элементы безбарьерной среды на объекте, то сегодня применяется комплексный подход, чтобы не только сам объект, но и прилегающая к нему территория была доступна для инвалидов. В реализации данных целей пересекается сразу несколько программ. Поэтому если планировался ремонт, готовилась проектно-сметная документация, то в неё уже сразу включались работы по обеспечению доступной среды. Управление по труду, занятости и социальной защите горисполкома является координатором этой деятельности.
В целом 2022 год отмечен значительным повышением доступности для граждан с ограниченными возможностями крупных и важных для города объектов. Например, был произведён ремонт здания Центра инклюзивной культуры. В зрительном зале сделали скатный пол, выделили специальные места для инвалидов-колясочников, частично заменили напольное покрытие, обустроили санузел для инвалидов. В здании разместили мнемосхемы, тактильно-информационные таблички, тактильно-напольные указатели и прочее.
Еще одно важное для города событие прошлого года – реконструкция больницы скорой медицинской помощи. В ходе работ в приёмном отделении была уложена тактильная плитка, обустроен пандус, парковочные места для автотранспорта выполнены с понижением бордюрного камня, объект также оснащен тактильными мнемосхемами, тактильно-речевыми информаторами, дискретными элементами.
В педагогическом колледже им. Выготского в прошлом году была обустроена входная группа с пандусом.
Что касается дорожно-транспортной сети, то в этом направлении выполнены работы по понижению бортового камня на 32 пешеходных переходах и 83 пешеходных дорожках.
- Это что касается запланированной работы. А помимо этого, поступают ли в органы власти индивидуальные обращения от граждан?
- Да, конечно, ведь не всё в жизни можно запланировать. Чаще всего обращаются к нам с просьбой организовать возможность выхода из подъезда многоэтажного дома для инвалида-колясочника. По каждому поступившему вопросу мы выезжаем на место. Рассматриваем имеющуюся техническую возможность и прорабатываем все варианты, которые возможно реализовать для решения того или иного случая.
Приведу пример одного из последних обращений. Обратился инвалид-колясочник с просьбой установить электроподъёмник на лестничном марше. Но для установки такого механизма нужны немалые средства, которые не всегда есть возможность изыскать оперативно. Был предложен временный альтернативный вариант - гусеничный подъёмник. Предложили такое устройство в использовании попробовать подойдет ли. Парень согласился, и механизм был передан ему по договору. Это не говорит о том, что вопрос устройства электроподъёмника или платформы закрыт. Но уже сегодня человек может выходить на улицу, внешний мир стал более доступен.
Каждое обращение остаётся на контроле и при возможности территориальными органами принимаются меры для его разрешения. Конечно, не всегда есть условия и, самое главное, технические возможности. Особенно это касается старой жилой застройки. Допустим, тому же гусеничному подъёмнику в стеснённых условиях старой пятиэтажки никак не развернуться. Поэтому каждый случай рассматривается индивидуально, совместно работаем над решением конкретной ситуации. И вопрос с контроля не снимается до его разрешения.
- Несколько лет назад нередкими были обращения по поводу того, что, например, пандус вроде бы сделали, но под таким углом, что человеку в коляске на него не заехать, санузел обустроили, а ширину дверного проёма не предусмотрели. Много ли сейчас таких звонков и писем?
- Дело в том, что еще несколько лет назад не всегда была конкретика в плане норм, регламентирующих обустройство безбарьерной среды. Каждый делал, как понимал. Но за это время в данном направлении государство провело большую работу, благодаря чему 21 ноября 2022 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждены Правила обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности. Немного раньше, в 2020 году, приняли строительные нормы, в которых были определены требования к созданию доступной социальной инфраструктуры.
Но и тогда, и сейчас, чтобы создать условия и тем самым предупредить поток обращений, данная работа в Гомеле проводится в тесном взаимодействии с общественными организациями, такими как ГООО «Инвалиды-спинальники», и ГООО «БелТИЗ». Ведь лучше самих инвалидов никто не знает, как для них будет удобнее.
- В 2021 году в Гомеле начали реализовывать пилотный проект “Крокі на гукі”, направленный как раз на организацию доступной среды для слабовидящих людей. Расскажите о нём. Всё ли получилось сделать?
- “Крокі на гукі” – действительно интересный проект, суть которого в озвучивании навигационной системы маршрутов общественного транспорта, для чего остановочные пункты и транспорт оборудуются специальными речевыми информаторами. Таким образом, слепой или слабовидящий человек, имея в своём мобильном телефоне специальное приложение, выходя из дома, слышит и знает, где расположена остановка, также он слышит, когда подъезжает его троллейбус.
Пилотный проект по троллейбусному маршруту №1 стартовал в 2021 году, и мы его завершили в сентябре 2022 года. В настоящее время в Гомеле речевыми информаторами оборудовано пять единиц транспорта. Установлены они и на всех остановочных пунктах по данному маршруту, где имелась для этого техническая возможность. Мы искренне благодарны всем кто активно работал над реализацией проекта. Речевые информаторы приобретались за счет средств организаций, которые откликнулись и приобрели их. Данный проект проходил совместно с ГООО «БелТИЗ», представители данной организации тестировали оборудование, выезжали совместно с ответственными представителями администраций Железнодорожного и Центрального района на остановочные пункты для установки оборудования таким образом, чтобы это было удобно для инвалидов по зрению. Благодаря такой работе территориальных органов управления, общественной организации и предприятий города сегодня в городе обеспечена доступность объектов транспортной инфраструктуры по троллейбусному маршруту №1 «Вокзал – «Салео - Гомель».
Впрочем, точка в данном проекте ещё не поставлена. С появлением возможности он дорабатывается и не только на транспорте, но в том числе может реализовываться и на объектах социальной инфраструктуры. Например, здание управления по труду, занятости и социальной защиты Гомельского горисполкома оборудуется данной системой. Чтобы приложение корректно работало, и человек, пользующийся им, мог самостоятельно передвигаться по такому зданию, речевыми информаторами должен быть оборудован каждый его этаж и каждая входная дверь.
В 2023 году системой «Крокі на гукі» планируется обеспечить автобусный маршрут № 12. Некоторые его остановочные пункты пересекаются с первым троллейбусным маршрутом, то есть частично он обеспечен. На сегодня уже шесть автобусов имеют речевые информаторы. Из городского бюджета выделены средства на оборудование еще нескольких остановок. Как правило, для работы мы выбираем остановочные пункты, в районе которых живут люди с ограничениями по зрению, либо где рядом расположены объекты социальной инфраструктуры. В частности, на этот год запланировано оборудовать остановочные пункты по ул. Интернациональной с двух сторон, «Драмтеатр», «ул. Каленикова» (с нечётной стороны). Но в каждом случае в начале изучаем техническую возможность. Это минимум, который мы планируем сделать. Имея дополнительные возможности, будем обеспечивать речевыми информаторами как можно больше остановочных пунктов общественного транспорта.
- Помимо продолжения работы над проектом, какие еще планы на 2023 год?
- В нынешнем году на выполнение подпрограммы в городском бюджете запланированы средства. В частности, в центрах социального обслуживания населения Центрального и Железнодорожного районов будут обустроены входные группы, выполнены другие работы по повышению доступности этих объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и физически ослабленных граждан.
Также в планах – на ряде остановок произвести работы по понижению бортового камня, укладке тактильной и предупреждающей плитки. Данные работы обеспечиваются предприятиями КПУП «Гомельского городского ЖКХ». Также город продолжит создавать доступную среду для всех категорий населения в пешеходных зонах.
В целом надо отметить, что доступных и частично доступных объектов в Гомеле становится всё больше. В сфере культуры уже естьдоступные объекты,в сфере образования частично доступных более 200 учреждений. К 2025 году планируется обеспечить доступность всех объектов учреждений социального обслуживания населения.
Другими словами, в данном направлении в Гомеле проводится немалая работа, однако нужно сделать ещё больше, чтобы социальная и транспортная инфраструктура города стала в полной мере доступной для инвалидов и физически ослабленных лиц. Это позволит для них реализовывать свои права и участвовать в жизни общества с более комфортными условиями.