Депутат Машкаров: «У нас действительно очень сильное школьное образование» | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Станислав Галковский Станислав Галковский Автор текста
10:00 10 Февраля 2022 Общество 1507

Депутат Машкаров: «У нас действительно очень сильное школьное образование»

Февраль этого года в Беларуси – судьбоносный в сфере законодательства. Вся страна обсуждает поправки в Конституцию и готовится к референдуму, а буквально на прошлой неделе Глава государства утвердил новую редакцию Кодекса об образовании. Плюс Президент подписал Указ № 23, где прописаны правила приёма абитуриентов для получения общего высшего, специального высшего и среднего специального образования. В законодательных тонкостях нового учебного процесса мы разбирались с депутатом Палаты представителей Национального собрания Беларуси Александром Машкаровым (у него многолетний педагогический опыт).


 Чёткая система

– Новый кодекс сделал один незаметный для непрофессионалов шаг: чётко структурировал всю систему образования нашей страны. Для каждой ступени есть свой перечень нагрузок, учреждений образования, стандартов. Получилась качественная инструкция: бери и учи. Однако на нескольких пунктах стоит остановиться. Документ узаконил действовавшую ранее норму о закреплении места прописки за школой. Будут принимать в первую очередь детей, проживающих в данном микрорайоне, а остальных желающих – если будут свободные места. Иначе мы приходили к такой схеме, что в так называемую сильную школу – не попасть, а в соседней – недобор. Но надо понимать, что рейтинг учреждения поднимают не только учителя, но и способные ученики. Если они все перебегают в гимназии, это понижает общий балл обычных школ. Кстати, изменятся условия поступления в 10-е классы гимназий. Если ранее гимназисты после 9-го имели право сразу перейти в 10-й, то теперь для них вводится конкурс. Отбирать будут на основании среднего балла аттестата и отметок за предметы, которые изучаются на повышенном уровне (из четвёртого в пятый класс экзаменов не будет). Однако хочу заметить, практика показывает, что нагрузка в выпускных классах гимназий сегодня не сильно отличается от обычных школ. Если ребёнок хочет учиться, поступать в дальнейшем, то в любой школе есть нормальная база для подготовки к этому важному жизненному шагу. Кстати, в этом и отличие нашей белорусской системы школьного образования от европейской или американской. Я исхожу из практических знаний, изучал работу школ Чехии и Польши. У них очень сильная разбежка между элитным учреждением и общедоступным. Сделана она за счёт снижения уровня общедоступных. У нас действительно очень сильное школьное образование. Даже в сельских школах выдержан высокий стандарт качества. Наш среднестатистический школьник намного лучше подготовлен по всем предметам, и особенно по точным наукам, чем литовский или польский. 


Единый экзамен и технический вуз  

– Наверное, самая обсуждаемая тема сейчас в образовании – объединение выпускных и вступительных экзаменов. Начиная с 2023 года в 11-м классе введут централизованные экзамены, их не будет дублировать ЦТ в вузе. Сертификаты ЦЭ станут основанием для поступления в вузы. На технические специальности будет сертификат о ЦЭ по русскому или белорусскому языку, а также математике. После абитуриент сдаёт профильный предмет в виде ЦТ. Это серьёзно разгрузит юные умы при подготовке к выпускным испытаниям. Если говорить о вузах и колледжах, то сегодня экономикой наиболее востребованы технические специальности. Главные заказчики – промышленность и IT-сфера, да и сельское хозяйство – уже компьютеризированный механизм. Как итог, наше школьное и внешкольное образование, ещё с советских времён ориентированное на «физиков, а не на лириков», оказалось отличной базой для такой высшей образовательной ступени. Вузы с каждым годом увеличивают наборы технарей и сокращают гуманитариев. Кстати, в отличие от многих второстепенных стран ЕС. Там промышленность разрушена (она не создаёт рабочие места), а основные студенты – политологи, социологи, экологи и психологи. Ещё одно новшество, «заточенное» под экономический спрос, – целевой набор. Согласно Указу Президента  № 23, в Беларуси расширится сфера применения целевой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населённых пунктах и на загрязнённых территориях, но и в иных населённых пунктах. Механизм будет применяться как на уровне профессионально-технического и среднего специального образования колледжей, так и на уровне высшего образования – университетов, академий и институтов. По такой схеме планируют готовить до 70 процентов специалистов для сельского хозяйства, 80 процентов – медиков и примерно 60 процентов профессионалов других профессий.

  • Беларусь сегодня готовит специалистов не только для нужд собственной экономики. Наши программисты, медицинские работники, инженерные и строительные кадры  востребованы за рубежом. С одной стороны – это проблема «утечки мозгов», с другой  – показатель высокого уровня нашего среднего, среднего специального и высшего образования.

Конституция в помощь

– Кодекс – своего рода конституция для нашего образования, такая основа. Он не затрагивает ряд нюансов, которые будут коррелироваться дополнительными нормативными актами. Интересно, что поправки в Конституцию дают нам дополнительные ресурсы для улучшения нашей системы получения знаний. Могут появиться дополнения статьи 32, по которым «государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодёжи, создаёт необходимые условия для её свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодёжи в интересах всего общества». Это очень важно. Фактически общество берёт на себя функции финансирования и моральной поддержки нормального развития школьников и студентов.

Ещё одна значимая поправка «Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси». Логично, потому что чаще всего основы деструктивного поведения растут из семьи, но когда у ребёнка появляются проблемы, родители начинают в этом обвинять школу, улицу и так далее. Поэтому мы должны в первую очередь обратить внимание, чему учат детей в семьях. Если не уважать свою страну, свой флаг, историю, тогда вопрос не к детям, а к взрослым. Образование – это не только теоремы и формулы, но ещё и инструмент для понимания мира, и он должен быть откалиброван в соответствии с ценностями современного общества.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N