"Два века с Богом в душе": как жил Свято-Петро-Павловский кафедральный собор в конце XIX–начале XX века | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Олеся Шацкая Олеся Шацкая Автор текста
Марина  Васильева Марина Васильева Автор фото
15:10 05 Января 2025 Общество 864

"Два века с Богом в душе": как жил Свято-Петро-Павловский кафедральный собор в конце XIX–начале XX века

Конец XIX–начало XX века выдались непростыми для Петро-Павловского собора. Царскую эпоху сменило время советской власти, а значит, впереди храм ждало забвение. О некоторых событиях этого периода и именах, с ним связанных, – в новом выпуске нашего проекта.


ИСТИННАЯ КНЯГИНЯ.

В документах Могилёвской духовной консистории хранятся сведения о прихожанах Петро-Павловского собора, которые совершали пожертвования не только на строительство, но и на многие другие благотворительные цели. Среди этих людей были представители разных социальных сословий – от крестьян до дворян. Так, 4 марта 1904 года отмечены заслуги княгини Ирины Ивановны Паскевич-Эриванской – за пожертвование на ремонт ограды соборной церкви и приобретение ценного священнического и диаконского облачения и стихаря для псаломщика.

Последняя владелица Гомельского имения Ирина Ивановна Паскевич вместе с мужем Фёдором Паскевичем-Эриванским прибыла в Гомель в 1856 году. Она происходила из знатного рода Воронцовых-Дашковых и имела блестящее образование. В Гомеле посвятила себя благотворительной деятельности: принимала участие в постройке приходских школ, училища, больниц – глазной и гинекологической, госпиталя и аптеки, а также содержала приют для девочек-сирот, музыкальный салон для одарённых детей-сирот и приют-богадельню для пожилых людей. Обеспечивала образование одарённым и наиболее способным детям.



В дореволюционной России для многих богатых людей благотворительность была обычным явлением, но щедрость Паскевичей поражала воображение их современников. Особый размах благотворительность Ирины приобрела после смерти мужа в 1903 году. По описанию современников, эта набожная худенькая и теряющая зрение женщина вела скромный, почти монашеский образ жизни, всегда носила тёмную одежду с белым воротничком и была похожа на учительницу. Не имея детей, всё своё существование она подчинила строительству зданий, водопровода и обустройству города. Особое внимание уделяла инвалидам войны, семьям погибших, выплачивая им пособие, помогала обеспечивать жильём работников Добрушской фабрики.

Революцию 1917 года княгиня встретила спокойно. Собрав все списки движимого и недвижимого имущества, она на третий день революции отнесла их в ревком и переселилась в квартирку недалеко от дворца, в которой вместе со служанкой прожила до 14 апреля 1925 года. Проводить её в последний путь пришло множество людей. Поместить тело княгини должны были в фамильном склепе, рядом с мужем, но похоронили её с правой стороны Петро-Павловского собора, рядом с приделом святителя Николая, в простом чёрном гробу. В 1930 году останки перезахоронили, и ныне место захоронения знаменитой княгини неизвестно.



Гомельчане очень любили княгиню за великое милосердие и тепло сердца. В конце XIX века в её честь была названа улица, которая, несмотря на переименование в 20-х годах XX века, в 2013 году снова стала Ирининской.

ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ ПАСКЕВИЧЕЙ.

Знали ли вы, что при храме существовала дворцовая церковь в честь апостола Иоанна Богослова и Елисаветы Чудотворицы? Вряд ли, потому что сведений о ней сохранилось мало. Скорее всего, основана она была в 1857 или 1858 году, и её именование посвящено небесным ангелам-хранителям почивших родителей Фёдора Паскевича. По традиции, идущей со времён Московской Руси, в резиденциях русских князей и вельмож было принято строить небольшие домовые церкви, и Фёдор Иванович не мог не последовать ей.



Известно, что в домовой церкви предполагалось устройство иконостаса с иконами святителя Николая, Божьей Матери на холсте, а по бокам – святых архангела Михаила и первомученика и архидиакона Стефана. Как говорится в полисе «Варшавского страхового от огня общества», строение представляло собой каменную церковь, крытую железом: «высота подвального этажа 2 сажени, от подвала до крыши 3 сажени, в ней иконостас окрашен на масле с вызолоченными царскими вратами и резными украшениями с десятью писаными на холсте иконами; над церковью небольшой купол с главою и вызолоченным яблоком и крестом». Неизвестно, по какому порядку совершались в ней богослужения, но не приходится сомневаться, что они происходили здесь в особо чтимые для Паскевичей даты – дни именин и упокоений членов их семейства. В церкви находились различные ценнейшие шедевры культового искусства, одних только икон византийского, русского и западного письма насчитывалось 120 единиц, облачённых в бисерные и серебряные оклады. 





Закрылась домовая церковь в 1918 году после национализации дворца и княжеского имущества. Позднее в её помещении был устроен антирелигиозный музей, а после разместилась одна из комнат Дворца пионеров. После Великой Отечественной войны из прежнего религиозного собрания сохранилось всего лишь 12 предметов. По окончании реставрационных работ, проводившихся в 1995–2003 годах, в бывшей церкви была создана экспозиция произведений религиозного декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Её экспонатами стали церковные книги, алтарные принадлежности, облачение священнослужителей и иконы как из бывшей коллекции Паскевичей, так и поступившие в фонды музея в результате послевоенной собирательской деятельности его сотрудников.

МОЛЕНИЕ О МИРЕ.

Немного о состоянии собора и имеющейся в его владении земле можно узнать из Инвентаря городских и уездных церквей 1906 года. В нём сказано: «Земли при церкви 68 десятин – частью в городе, частью за городом… Прихожан обоего пола 5750 душ». Этот период связан с именем преподавателя Могилёвской духовной семинарии Александра Яковлевича Зыкова, который в 1911 году был назначен на должность настоятеля Петро-Павловского собора. Его заслуги в пастырской, учительской и общественной деятельности неоднократно отмечались в дальнейшем. Так, протоиерей Зыков стал представителем от Могилёвской епархии на 1-й Всероссийский поместный Собор, начавший свою работу 25 августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля, – на нём было принято решение о восстановлении патриаршества в России. Собор заседал больше года и совпал с такими важными событиями в русской истории, как война с Германией, выступление генерала Лавра Корнилова, провозглашение России республикой, падение Временного правительства и Октябрьская революция, разгон Учредительного собрания, издание Декрета об отделении церкви от государства и начало Гражданской войны. Собор сделал заявления по поводу некоторых событий, а большевики не чинили прямых препятствий к его проведению.



При протоиерее Зыкове в августе 1916 года Гомель посетил архиепископ Могилёвский и Мстиславский Константин (Булычёв), чтобы освятить возрождённый незадолго до этого Макарьевский монастырь, но прежде всего посетил Петро-Павловский собор и другие городские церкви. В соборе Владыка пожелал мира для всех, о котором нужно молиться: «Это моление должно быть усердным особенно ныне, когда злой враг, как хищник, напал на нашу Родину и на соплеменное нам славянство, чтобы оскорбить святыни наши и лишить нас самостоятельности. Настоящее время требует от нас подвигов и лишений, чтобы достичь победы над врагом». Также Владыка посетил дворец княгини Ирины Паскевич и лазарет, находившийся под её ведением, где благословил каждого воина образком Владимирской иконы Божией Матери и обошёл все палаты, чтобы пообщаться с больными.

УПАДОК И ЗАКРЫТИЕ.

Сведений о соборе за период конца 1910–начала 1920-х годов найдено мало. Известно, что в конце апреля 1922 года в гомельских церквях состоялись изъятия ценных предметов в пользу голодающих российского Поволжья, но перечня изъятого не имеется. В июле 1927 года члены городского Совета депутатов провели проверку сохранности имущества собора, в результате которой было установлено, что «…в течение ряда лет группа верующих ремонт здания не производила… С наружной стороны здания местами осыпается штукатурка, крыша затекает и прочее. Так как в целях дальнейшего сохранения здания необходимо производство срочного ремонта, ГомОкрОтдел просит коммунальный отдел выделить техника для определения работ по ремонту, производство которых необходимо в данное время…». Далее верующим, которым принадлежало церковное здание, предписывалось приступить к ремонту в месячный срок, но производился ли он – данных не найдено.

Постепенно прежних священников сменили новые, и прихожане практически перестали посещать собор, из-за чего прекратились и без того скудные денежные поступления на его содержание. В первой половине 1931 года богослужения в храме прекратились, и 27 ноября он был официально закрыт. Несколько лет простоял в бездействии, и только в 1935 году в его здании разместился отдел исторического музея, а с 1939 года и до начала Великой Отечественной войны находился антирелигиозный отдел

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N