Ещё раз о работе дефектолога
К Международному дню дефектолога пообщались со специалистами, чья работа – помогать детям преодолевать трудности развития, улучшать восприятие, память и добиваться успеха в учёбе.
ПОМОГАТЬ РАСТИ И РАЗВИВАТЬСЯ. В Гомельском городском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей учат говорить. И делают это виртуозно, по праву получая благодарность родителей. Маленьких побед не бывает, делится директор учреждения Ирина Андрейчикова, рассказывая, чем живёт коррекционно-педагогическая служба города. Каждый ребёнок идёт в своём темпе, и даже если на первый взгляд изменений нет, они обязательно станут видны – всему своё время. А специалисты, от чьих профессиональных действий зависит каждый такой шаг вперёд, никогда не опускают руки. Залог этому – огромная любовь к делу, которое они выбрали своим на годы.
– В городе создана сеть учреждений, которая позволяет обеспечить запросы родителей по оказанию коррекционно-педагогической помощи для детей всех категорий в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья, – рассказывает Ирина Викторовна. – По состоянию на начало учебного года в Гомеле успешно осуществляют свою деятельность 475 учителей-дефектологов в различных учреждениях: дошкольного, общего среднего образования и других. В нашем центре таких специалистов 11. Да, работа непростая, всё, что связано с детьми, вообще является областью очень тонкой, требующей бережного отношения. Тем более ценен каждый специалист, который выбирает вложить кусочек своей души, любви, заботы в каждодневный труд, помогающий самым маленьким гомельчанам расти и развиваться. Поэтому желаю всем дефектологам Гомеля, чтобы выбранная профессия всегда приносила удовлетворение, почёт и процветание, жить, трудиться с радостью, покорять новые профессиональные вершины и быть счастливыми!
ВАЖНОЕ ЗВЕНО. Учитель-дефектолог Гомельского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей Ирина Петровская пришла на работу в учреждение как педагог в 2003 году и за следующие десять лет так срослась с коллективом, детьми, что решила расширить свои профессиональные возможности.
Ирина Петровская
С 2012-го она стала учителем-дефектологом.
– В какой-то момент почувствовала, что могу дать моим подопечным больше, – делится Ирина Валентиновна. – Я с детства знала, что буду работать с детьми. Что это будут особенные дети – понимание пришло гораздо позже, но я ни разу не пожалела о своём желании помогать. Не было страха или сомнений, потому что коллектив, который сложился у нас в центре, очень поддерживающий, бесстрашный, творческий, и мы все давно стали настоящей командой, которой по плечу любые трудности.
Ирина Валентиновна проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста и работает в связке с другими специалистами центра – такая помощь называется ранней комплексной и имеет большое преимущество. Дома родители подчас не имеют возможности обеспечить ребёнку необходимую среду, в частности, для запуска речи, а в центре работают не только дефектологи, но и психологи, есть занятия по ЛФК, развитию мелкой моторики рук и многие другие. Вот и получается, что проходит буквально месяц – и ребёнок вдруг начинает говорить.
– Конечно, таких побед достаточно, но у нас есть дети, которым такого толчка не хватает, – поясняет Ирина Валентиновна. – Это может быть связано с различными тяжёлыми, множественными нарушениями, и тогда путь к освоению новых навыков, социализации гораздо более долгий и серьёзный. Но успех – понятие относительное, мы радуемся любому изменению.
Из 475 учителей дефектологов в Гомеле 136 имеют высшую категорию, 163 – первую, 75 – вторую, 101 – без категории.
КРЕАТИВ И ТВОРЧЕСТВО. В специальном детском саду № 99 Гомеля учитель-дефектолог высшей категории Наталья Климович работает с 2016 года, и именно в этой профессии реализовались не только её педагогические таланты, но и творческие, а ей есть чем гордиться.
Наталья Климович
Часть своего трудового пути Наталья Владимировна преподавала изо, теперь наполнение её уютного кабинета – это дело её золотых рук и помощников – отца, мужа и дочери.
– Хоть рабочее время учителя-дефектолога занимает четыре часа в день, подготовка к каждому занятию отнимает гораздо больше сил, – отмечает Наталья Владимировна. – Я очень благодарна близким за то, что они меня поддерживают и придумывают креативные дидактические пособия, вспомогательные материалы. Муж придумал из обрезков старой мебели интересную полку, которая позволила скрыть трубы и удобно разместить пособия, регулярно создаёт фигурки из дерева, дочь шьёт игрушки, и все мои воспитанники очень любят созданную ею куклу, у которой продуман и воспроизведён настоящий артикуляционный аппарат, – с ней я могу не просто объяснять детям, как работает наш рот, но и показывать на примере, как двигается язык, где у него корень и прочее. От моего папы в кабинете хранится указка – ей уже больше 20-ти лет.
Со стороны кажется, что вложить по максимуму сил нужно только в первый год работы – мол, потом будет легче. Но Наталья Владимировна с таким утверждением не согласна:
– Всё вокруг настолько меняется, что мы, взрослые, сами рискуем не успеть за детьми. Я не могу в работе опереться на знакомые мне с детства образы из книг и мультфильмов, потому что ребята их просто не знают, вот и занимают места Буратино и Винни-Пуха фиксики, смешарики и им подобные персонажи. Поэтому я не могу позволить себе оставаться на месте. И когда вижу горящие глаза детей, их реакцию, результат проведённого занятия, понимаю, что это успех – наш общий большой успех.
Конечно, немаловажно, когда то, что делаешь, замечают и другие, например, начальство, которое само способно вдохновлять коллег на новые свершения. Заведущая учреждением Екатерина Мельникова, по словам специалиста, умеет ценить чужой труд и даёт толчок развиваться. Так, с её подачи Наталья Владимировна проверила свои силы в областном конкурсе «Лучший учитель-дефектолог» и стала победителем городского этапа в номинации среди специалистов специальной группы в 2021 году.
НА РАБОТУ С РАДОСТЬЮ. По признанию дефектолога средней школы № 11 Светланы Шевченко, в профессию она могла прийти гораздо раньше, ведь уже после девятого класса, желая испытать свои силы и просто узнать, что такое вступительные экзамены, решила поступать в педагогический колледж.
Светлана Шевченко
Будучи отличницей, сделала это и тут же попыталась забрать документы, но их отдали только в присутствии мамы – мол, вон сколько девочек льёт слёзы, потому что не прошли по баллам, а тут сама передумала поступать… Но мама и школьные учителя поддержали – Светлане нужно было высшее образование, правда, из-за большой любви к математике – экономическое. Стоит сказать, что именно экономистом она впоследствии и работала, пока всерьёз не решила получить второе высшее образование.
– Полдня работала на основном месте работы, а после обеда ездила на занятия… допоздна. И так восемь сессий в течение двух лет. В 2007 году получила диплом с отличием по специальности «Учитель-дефектолог», – рассказывает Светлана Владимировна. – И теперь точно могу сказать, что нахожусь на своём месте. Чувство, что я могу многое дать детям, не позволяло мне пасовать перед трудностями, а работа дефектолога далеко не так проста, как, возможно, кажется на первый взгляд. Буду говорить за многих коллег: приходится засиживаться за компьютером допоздна дома, а также в выходные, подбирая, а порой и самой изготавливая дидактические пособия и материалы с использованием современных педагогических технологий. Это необходимо нашим детям для того, чтобы они проявляли больший интерес к занятиям, и, разумеется, для получения скорейшего результата. И когда видишь, что ребёнок, имеющий затруднения в усвоении школьной программы, нашими общими усилиями получает хороший результат, – это необыкновенные ощущения.
Светлана работает в пункте коррекционно-педагогической помощи с учениками 1–4-х классов, которые имеют нарушения устной речи (общее недоразвитие речи, проблемы со звукопроизношением), письменной речи (дисграфию), а также нарушения высших психических функций: памяти, внимания, мышления и других. Каждый случай – индивидуальный, поэтому от дефектолога требуется особый, подчас творческий подход. Подобная работа нравится Светлане, а её собственные разработки, основывающиеся на приёмах мнемотехники, пользуются спросом среди коллег. Не так давно талантливый специалист заняла третье место на городском этапе республиканского конкурса с темой «Нейропсихологический подход в развитии когнитивных функций».
– Это очень актуально сегодня, причём не только для детей, но и для взрослых, особенно в постковидный период, – рассуждает Светлана Владимировна. – Память, внимание заметно страдают, и моя задача – помочь компенсировать эти трудности. Моим разработкам по мнемотехнике уже много лет, они постоянно дорабатываются и, я надеюсь, однажды станут настоящей книгой, тем более спрос есть. А вот нейропсихологический подход стала осваивать недавно, посещая онлайн международные вебинары. Оказалось, это очень интересная тема.
На работу Светлана Шевченко идёт с радостью. Как и раньше, она не страшится трудностей, а каждую задачу воспринимает как вызов найти нестандартное, интересное решение.
Автор фото: Игорь Степанцов и Анна Пащенко