«Автосервисы голодают»: в Гомеле обсудили, как готовить квалифицированные кадры
Автобизнес «голодает», испытывая потребность в квалифицированных и мотивированных узких специалистах. С этой точки зрения разговор у экспертов идёт даже о вымирании сферы. Как «утолить голод», обсуждали за круглым столом в Гомеле три стороны: образовательные учреждения, представители бизнеса и компании-производители запчастей и автосервисного оборудования.
Задача – построить мост.
Встреча в городе над Сожем открыла ряд круглых столов, которые пройдут на протяжении года в Беларуси и России в рамках Международного проекта EDIN и программы поддержки и развития транспортных технологий на 2020 год. Организатор – компания SENSYS Engineering. О необходимости сесть за стол переговоров подсказали сами бизнесмены и образовательные учреждения.
– Между ними сегодня достаточно много разногласий. Образовательные учреждения хотели бы организовывать производственную практику ребят, но это происходит в недостаточной мере: студенты зачастую выполняют непрофильные работы. Со стороны бизнеса картина другая: они видят не подготовленных к практике ребят, соответственно, отсутствует доверие к выполнению сложных работ, – оценивает положение дел управляющий партнёр инжинирингового центра SENSYS Андрей Бракоренко. – Цель круглых столов – организовать мост, в рамках которого будет создано единое учебное пространство, где преподаватели смогут получать свежую информацию напрямую от производителя технологий и корректировать действующие учебные программы. Самое главное, что это не отменяет учебный процесс, а дополняет его и улучшает донесение информации. В итоге из стен заведения выходят мотивированные ребята с крепкой базой фундаментальных и, главное, профильных знаний, необходимых для работы на конкретном предприятии.
По мнению Андрея Бракоренко, сфера автосервиса менее привлекательна по одной причине – профориентация. У молодых людей существует стереотип, что автослесарь – это грязная работа. Хотя в условиях развития технологий любой автомобиль сегодня – это сложное техническое устройство.
– Общаясь с представителями бизнеса, я понял, что мы не просто зависимы от специалистов. Как сфера автосервис, к сожалению, начинает растворяться, – говорит Андрей Бракоренко. – Появляется больше гаражного ремонта, меньше – массированного бизнеса с отстроенными бизнес-процессами. Чтобы оценить новинки и технологии, нужен квалифицированный специалист.
К слову, «голодает» без кадров автобизнес не только в Беларуси. На вес золота автослесари в США, Германии, Китае, даже несмотря на высокий уровень зарплат. К примеру, в Великобритании сегодня готовы переманивать специалистов из любой точки земного шара.
«Нянчить нет времени».
Юлия Малаховская – управляющий партнёр одного из крупных столичных сервисов по ремонту автостёкол. В сфере около 19 лет. Разработчик уникальной программы обучения «Технология ремонта и замены автостекла», она единственная в республике выпустила учебное пособие на эту тему.
– В Трудовом кодексе нет такой специальности, как мастер по ремонту и установке автостекла. Этому нигде не учат. Мне как никому нужны кадры, которые приходится растить самостоятельно, – говорит она.
В компании готовы обучать молодых специалистов на «живых» автомобилях. Но только тех, кто принимает условия практики, а она в сервисе бесплатная, и кого не придётся «нянчить»:
– Мы ожидаем, что ребята, которые приходят в автомобильный бизнес, как минимум хотят быть слесарями, механиками. Но на практике, к сожалению, всё совсем иначе. Часто сталкиваемся с тем, что студенты выбирают профессию неосознанно или потому что «мама сказала». Полученные в учебном заведении знания не всегда соответствуют реальности, так как технологии меняются каждый день. Они требуют знаний не только устройства автомобиля, но в использовании компьютера, считывающих устройств и сканеров.
У владельца автосервиса есть надежда, что, набирая молодых специалистов с базой знаний, он получит нового сотрудника. Но математика печальна: из 100 человек пять теоретически можно взять на практику. Из них остаётся один. Такая же история в грузовом, легковом и узкоспециализированном сервисе по всей стране.
– Обучение на месте практики требует времени, которого мало. Любой независимый сервис сегодня – коммерческий. У нас чёткие правила, регламенты, связанные с зарабатыванием денег. Первоначально подпустить к клиентскому автомобилю «сырого» специалиста для частного сервиса – очень большая ответственность. Стоимость автомобильного стекла наших клиентов доходит до четырёх тысяч рублей. До 250 тысяч долларов – стоимость автомобиля. Как вы думаете, каковы мои риски, если специалист допустит ошибку? – говорит Юлия Малаховская.
Плюс молодой специалист – это дополнительная финансовая нагрузка (выплата денежной помощи, оплата за переезд, места проживания иногородним). Окупятся ли эти инвестиции и останется ли молодой специалист после отработки – далеко не факт.
«Было бы кого учить».
Сегодня в Гомельском государственном дорожно-строительном колледже, где проходил круглый стол, на дневном обучении находится 900 человек.
– Последние два года тенденция такова, что кадры наши востребованы и проблем с распределением нет, – говорит директор учреждения Вячеслав Пильщиков. – Распределение по специальности «Техническая эксплуатация автомобилей» на бюджетной форме обучения стопроцентное. Дети уходят в автотранспортные предприятия области, частные компании, автосервисы, передвижные механизированные колонны. Да, есть проблема у нанимателей с точки зрения подготовки узких специалистов. Надеемся, что мы выработаем такой механизм взаимоотношений, чтобы наниматели, которые обладают современным оборудованием и системами диагностики, участвовали в процессе обучения кадров. А дети проходили практику непосредственно в том месте, где будут работать.
Преподаватели дорожно-строительного колледжа отмечают, что при составлении учебных программ учитываются современный уровень развития транспортных средств, передовые технологии обслуживания и ремонта и современные методы диагностики. Чтобы дать свежие данные об автомобилях, последние пять лет обновляется материальная база колледжа. Актуализация содержания учебных программ осуществляется не реже одного раза в два года, в соответствии с требованиями организаций-заказчиков кадров. Стоимость некоторого программного обеспечения и современного оборудования для ремонта и диагностики автомобилей достаточно высока. Поэтому в рамках учебного процесса преподаватель даёт о них общую информацию. Практические навыки учащиеся получают при прохождении производственной практики.
Резюмируя, преподаватели говорят, что в системе образования колледжа есть оборудование, пусть не такое современное, как требует время, есть технологии обучения. Было бы кого учить…
***
В ходе круглого стола принято решение проводить профориентационную работу с учащимися 4–7 классов с помощью электронного обучения и интерактивных симуляторов, организовать ознакомительные встречи с представителями сферы на базе предприятий и автосервисов. По согласованию с каждым заказчиком кадров будет дополнена вариативная часть образовательной программы посредством модульного дополнения электронного обучения и организована производственная практика на предприятии заказчика с узкой специализацией.
Юлия Малаховская на основе собственного многолетнего опыта «нарисовала» портрет выпускника, как его видит работодатель.
Ожидания:
• Будут применять полученные знания.
• Осознанно выбрали профессию.
• Знают физику.
• Знают устройство автомобилей.
• Понимают свою специализацию.
• Умеют пользоваться инструментом.
• Готовы развиваться и выполнять поставленные задачи.
• Производственный план совпадает с учебным.
Реальность:
• Полученные знания не соответствуют реальности.
• Выбор профессии не осознан.
• Существует стереотип высоких и постоянных доходов без особого труда.
• Мало времени на то, чтобы окунуться в работу. Работодателю приходится обучать на месте элементарным вещам, к примеру, устройству автомобиля.
• Трудно находят контакт с коллективом.
• Существует мнение: «Я тут временно», «Меня обязали», «Всё равно не уволят, я ж молодой специалист».
• Ждут льготных условий, безынициативны.
Автор фото: Юлия Митрахович