Гомельский священник рассказал о мощах и чудесном исцелении | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Ольга Астапенко Ольга Астапенко Автор текста
14:30 21 Ноября 2019 Общество

Гомельский священник рассказал о мощах и чудесном исцелении

В разные моменты нашей жизни – хорошие они или нет – многие из нас стремятся приложиться к мощам святых, веря, что через них мы получим исцеление и духовную помощь. Но некоторые задаются вопросом, не кощунственно ли прикладываться к останкам человека, откуда вообще пошла эта традиция и реально ли люди получают просимое? Об этом мы побеседовали с настоятелем храма священномученика Алексия, пресвитера Лельчицкого, протоиереем Александром ЛОПУШАНСКИМ. 



– Отец Александр, часто в наш город прибывают мощи святых. Сейчас, к примеру, икона с частицей мощей блаженной Матроны Московской находится в храме Преображения Господня. Сотни людей идут поклониться и попросить помощи и утешения. Тысячи едут в паломничество в святые места. Откуда вообще происходит почитание мощей? 

– Мощи – это останки людей, которые после смерти причислены к лику святых. Учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе. Согласно христианскому учению, мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться. Конечно, кто-то относится к этому критически, кто-то – с величайшим благоговением, разные есть люди. Но в целом это никак не противоречит общехристианской доктрине. Дело в том, что для христиан тело любого человека – это святыня. Апостол Павел говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1 Кор.6:19) С точки зрения христианства жизнь человека не оканчивается после смерти, человек – существо вечное. Если мы обратим внимание на другие религии, то мы увидим, что и там есть понятие души. Но есть то, что принципиально отличает христианство от всех этих верований, – мы верим не только в бессмертие души, но ещё и в бессмертие тела человеческого. Мы верим в будущее воскрешение всех усопших (не мёртвых, а усопших, то есть уснувших). Именно поэтому мы с благоговением погребаем тела. Святые отцы говорят, что наши тела, когда мы воскреснем, будут подобны телу Христа после Его воскресения. И человек однажды снова станет полноценным – с душой и с телом. Вот в ключе этого вероучения мы можем смотреть несколько иначе на мощи святых. То есть все мы, в том числе и святые, находимся в ожидании того великого дня. Если человек жил по вере, жил согласно Евангелию, то Дух Святой пронизывал всего человека – его душевное, духовное, телесное составляющее. Тела святых – это залог и напоминание о нашем будущем воскресении.

– Как вообще становятся святыми? 

– Каждый приобщён к Богу и его благодати в той или иной степени. Если мы живём праведно, то тогда Господь дышит в нас. Если мы живём плохо, греховно, тогда наши грехи не дают нам приобщиться к Господу. А праведники, те, кого мы называем святыми, жили по правде Божией.
Господь дышал в них и до сих продолжает дышать даже через их останки. И через них мы можем получить помощь. 

– Значит, я могу прийти к мощам, помолиться и святой мне поможет? 

– Существует масса свидетельств про блаженную Матрону Московскую, и про нашу замечательную святую преподобную Манефу Гомельскую, и про отца Иоанна Кормянского, что люди, придя к их останкам или к святому на могилу, получают то, что они просят. Но нужно понимать, что это не святые помогают, а Господь даёт помощь через них. Не святой сотворил то или иное чудо, чудеса творятся силой Господа. Святые – наши друзья, они за нас молятся, и молитва их бывает действенна.

– Обязательно ли придёт помощь? Или это зависит от веры человека?

– Безусловно, всё даётся по нашей вере. Но не надо искать принцип плацебо, думать, что уверенность в чём-то нас исцелит. Вы знаете, я вспоминаю проповедь одного священника. Когда Иисус Христос шёл к своим ученикам по воде галилейского озера, ученики испугались, подумали, что это призрак. Позже апостол Пётр спросил Христа: «А могу ли я так пойти?» «Иди!» – сказал Иисус. И Пётр пошёл по воде. Но когда посмотрел вниз, увидел под собой бездну, и ему стало страшно. Он начал тонуть. Много проповедей существует на эту тему, много слов сказано. Некоторые считают, что Петром двигала вера, потом он засомневался и начал тонуть. Отчасти это верно. Но я нашёл более простой ответ – Пётр шёл по воде не просто потому, что он верил, а в первую очередь потому, что рядом был Христос. Потому что именно Христос сказал ему: «Иди!»   

В нашей жизни примерно так же. Мы получаем просимое не потому, что уверены, что мы это получим, не потому, что это внушили себе. Знаю много примеров, когда люди думают только о деньгах, но они при этом остаются бедными. Или думают только о выздоровлении, но остаются больными. Верят в чудодейственность каких-то магов, бабушек, но это не помогает. Когда человек не просто верит, а начинает осознавать, что рядом Христос и именно он может помочь, реально начинают происходить исцеления. То есть причиной этого чуда является даже не вера человека, причиной является Христос. 

– А вы лично были свидетелем какого-нибудь исцеления?

– Прихожане часто рассказывают, что получают просимое. Но я не записываю истории. Верующий человек не видит в мире случайностей. И чудом его не удивишь. Я чаще всего общаюсь с верующими людьми и постоянно слышу о чудесах. Мне кажется, что это абсолютно естественно. Хотя есть вещи действительно обескураживающие. Был случай, о котором гомельчанка рассказала одному священнику. Однажды она ехала на операцию в Боровляны. По пути зашла в один из придорожных храмов. Он был закрыт. Но женщина знала, что там растёт дерево, которое, согласно преданию, было посажено местным белорусским святым, который служил там. Женщина просто помолилась этому святому. Когда приехала, врачи ей сказали, что приехала она напрасно, предыдущая операция прошла хорошо, шов ровный, всё замечательно. Она сказала: «Мне не делали операцию, меня направили к вам на операцию». Врачи ответили ей: «Нет, женщина, о чём вы говорите? Мы видим, вас оперировали, у вас нет никакой опухоли, у вас всё хорошо, и врачу своему передайте, что всё хорошо он сделал». Она в недоумении уехала и поведала об этом позже священнику. Батюшка, конечно, сожалеет, что не записал данные этой женщины. Это одно из последних чудес, о которых я слышал. 

– Но бывает, люди вообще в храм не ходят, а как беда случилась, идут к мощам, едут в дальние паломничества. Правильно ли это?

– Да, к сожалению, бывает так, что люди в храм или к святым идут только для того, чтобы решить какую-то проблему прямо сейчас, прямо здесь, проявляя в какой-то мере свои потребительские качества. Это не всегда верно. Конечно, мы должны обращаться за решением своих проблем, но не ставить это во главу угла. Вообще, в духовной жизни человек должен искать не просто ответы на свои вопросы, решение своих насущных проблем, а чего-то большего, искать встречи с самим Христом. Вот это должно оставаться в приоритете. Известный путешественник Фёдор Конюхов, он, кстати, православный священник, в своих интервью иногда делится какими-то духовными мыслями. Как-то у него спросили: «А что вы ищете во всех этих путешествиях?» Он ответил: «Везде, куда бы ни приехал, я пытаюсь найти отражение лика Бога». Так вот и мы во всём: в рассвете и закате, в радости и в скорбях – должны искать и находить Бога.

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N