Имя ему – герой: Тимофей Бородин: «В последний час пишу вам…» | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
09:49 09 Сентября 2023 Общество

Имя ему – герой: Тимофей Бородин: «В последний час пишу вам…»

«Родные! В последний час пишу вам. Видно, такая моя судьба, чтобы умереть от пули… Дорогие, берегите себя, не обижайте друг друга. Папа, берегите Тоню и Сашу. Привет в предсмертный час всем родным и знакомым. 20-VI-42 г.», – написал на окровавленном носовом платке перед казнью 24-летний подпольщик Тимофей Бородин. Что же совершил этот мужественный человек?


Война застала Тимофея в Западной Беларуси, где он работал на строительстве оборонных сооружений. В начале августа 1941 года изнеможённый парень добрался до Гомеля. Вскоре его вызвал к себе директор фабрики «Полеспечать» и сказал зайти в горком партии. Там Тимофею предложили остаться в Гомеле для ведения подпольной работы. Когда в город пришли немцы, Бородин продолжил работу в типографии, где гитлеровцы печатали свои обращения к населению, удостоверения и другие документы. Позже брат Женя и сестра Нина начали приносить в типографию Тимофею что-нибудь покушать в чугунке, а обратно в нём выносили листовки с призывом не подчиняться фашистам, пропуска и удостоверения для подпольщиков. 

Осуществлял Бородин и диверсии. Под его руководством были уничтожены мастерская по ремонту вражеских танков, склад горючего в Новобелице, офицерский ресторан в Гомеле. Члены группы Бородина спасали военнопленных из лагеря «Дулаг-121». Рискуя жизнью, приносили пленным еду, медикаменты, документы и одежду, организовывали побеги. Практически ежедневно им удавалось освободить от 5 до 16 человек.



Тимофей со своими товарищами готовился к очередной операции – подрыву электростанции. Через своих агентов оккупационным властям удалось раскрыть этот план. 8 мая 1942 года на конспиративной квартире Бородин был арестован и вместе с группой подпольщиков брошен в тюрьму.

После допросов опухшего от побоев Тимофея повели в парикмахерскую. Он был так слаб, что с трудом передвигал ноги. Угловая камера, где его обычно пытали, была на этот раз без жутких орудий истязаний. Бородин удивился, увидев в руках палача вместо плётки помазок.

– Разрешаю вам говорить, – великодушно махнул перчаткой гитлеровец.

– Нам говорить не о чем, – с трудом произнёс Тимофей и попытался усмехнуться. – Вы ведь хвастали, что всё знаете.

– Бородин, вы ещё изволите шутить? Знайте, вам будет капут. Сейчас мы вас побреем, сфотографируем... на память, – пояснил гитлеровец и рассмеялся своей шутке, – а потом... гоп... и будете болтаться. Пусть полюбуются на вас.

– Всех не перевешаете.

– У вас есть средство облегчить свою участь. Скажите, где находится партизанский отряд, кто ещё из ваших скрывается здесь, в городе, где ваши явочные квартиры, и мы вам заменим смертную казнь на концентрационный лагерь.

– Чтобы подохнуть там от голода и болезней, – перебил капитана Бородин.

– Молчать, когда я говорю! – побагровев, рявкнул фашист.



Несмотря на зверские пытки, которые длились больше месяца, Бородин не выдал врагу нужной информации и был расстрелян в районе Лещинца. За особые заслуги в создании Гомельского подполья, личную отвагу и мужество Тимофею Бородину было посмертно  присвоено звание Героя Советского Союза.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N