Из учителя в танкисты. Как Анатолий Хуторянский стал Героем, сражаясь за Гомель в горящем танке | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
09:25 26 Ноября 2022 Общество

Из учителя в танкисты. Как Анатолий Хуторянский стал Героем, сражаясь за Гомель в горящем танке

Из наградного листа старшего лейтенанта Анатолия Хуторянского, командира роты танков Т-34: «Лично сам товарищ Хуторянский уничтожил одно противотанковое орудие, миномёт, разбил два дзота, подавил огонь трёх станковых пулемётов. Танк Хуторянского был обстрелян и загорелся. До последней минуты он вёл огонь из горящего танка, вторичное попадание снаряда в башню вывело командира из строя. Достоин присвоения звания Героя Советского Союза». Наградной лист подписал командир 253-го танкового полка Белолюбский, завизировал представление к самой высокой награде СССР командующий фронтом Константин Рокоссовский. И случилось это в боях за Гомель.



Из учителей в танкисты. Выпускник СШ № 1 города Буйнакска Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики, уроженец советской Украины Анатолий Хуторянский мечтал стать учителем, изучал иностранные языки в краснодарском институте. Но вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз побудило юношу, как и миллионы других его сверстников, проситься на фронт. 

В Буйнакском военном комиссариате приняли решение направить студента Анатолия Хуторянского на учёбу в Сталинградское военное танковое училище, где он старательно и добросовестно осваивал военную специальность и готовился стать командиром танкового подразделения. Весной 1942 года к сыну в училище приехал отец. Его тепло встретили друзья Анатолия. Командование и инструкторы училища благодарили Хуторянского-старшего за воспитание старательного и дисциплинированного юноши, выразив уверенность, что Анатолий будет смелым воином и умелым танковым командиром. Приятно было отцу слышать доброе слово о сыне. Перед отъездом домой он сказал: «Держись, сынок, тебя здесь хвалят, мне приятно слушать, но это лишь учёба, а крещение – в бою. Не подкачай!» Сын ответил: «Не подкачаю, не сомневайся». Слово Анатолий сдержал, сражаясь с ненавистным врагом до последнего выстрела и став героем.



Сталинградский «Уран». И вот лейтенантские «кубари» уже на петлицах Анатолия Хуторянского, принявшего командование танковым взводом в 253-м танковом полку 21-й общевойсковой армии Сталинградского фронта. Это был июль 1942 года: тяжелейшая обстановка на театре военных действий, особо горячо – под Сталинградом, где на волоске висела не только судьба города, но и всей страны. Анатолий Хуторянский воевал, обороняя хутор Верхне-Бузиновку, железнодорожную станцию Тингуту, дрался с фашистами в районе посёлков Песчанка и Бекетовка. Поймав в прицел вражеский танк, Хуторянский подавал сигнал механику-водителю, и когда тот на мгновение сбавлял ход машины, производился выстрел из танкового орудия, а затем снова быстрый манёвр, чтобы избежать поражения боевой машины. 



Став опытным офицером, Хуторянский участвовал в операции по окружению фашистской группировки войск под Сталингадом под кодовым названием «Уран», но 23 ноября 1942 года в бою у хутора Цыбенко командир танкового взвода был тяжело ранен и оказался на госпитальной койке. После непродолжительного лечения Анатолий в звании старшего лейтенанта отправился воевать на Курскую дугу.


Здесь после гибели старшего лейтенанта Артюхова командование танковой ротой принял Анатолий Хуторянский. 12 июля 1943 года, когда наши войска перешли в контрнаступление, рота лейтенанта освобождала станцию Судимир, победно одной из первых ворвалась в Брянск, а 5 августа 1943 года вошла в Орёл. Впереди предстояли бои за освобождение советской Белоруссии, где и совершил свой подвиг храбрый лейтенант.

 
Пронеслись огненным смерчем. В ночь с 14 на 15 ноября 1943 года Хуторянский под сильным огнём противника первым переправил свои танки на правый берег Сожа. Его бойцы вместе с пехотой захватили плацдарм у деревень Золотой Рог, Калиновка, Будёновка, обеспечив переправу других частей на правый берег реки. 16 ноября разгорелся жестокий бой, гитлеровцы пытались крупными силами отбросить наши войска за Сож. В сложной обстановке рота старшего лейтенанта нанесла по противнику фланговый удар и сорвала замысел. «Комроты Хуторянский получил ранение, но поле боя не оставил, более того первым на боевой машине ворвался в сильно укреплённый пункт немцев, увлекая за собой подчинённых, и враг был разгромлен», – значилось в боевом донесении командира 253-го отдельного танкового полка.


15 ноября 1943 года под сильным огнём противника Хуторянский одним из первых переправил через Сож танки своей роты, уничтожив два противотанковых орудия, три дзота и подбил самоходку «Фердинанд».

После сражения командир полка лично отправил Анатолия в медсанбат, но уже 21 ноября, полностью не поправившись, тот вернулся в полк и повёл роту в атаку на прорыв укреплённого района немцев. Внезапным для врага броском танкисты Хуторянского стремительно вышли к переднему краю обороны фашистов и устремились на их миномётно-артиллерийские позиции. В этом бою рота полностью уничтожила огневые позиции четырёх миномётных батарей, восьми точек станковых пулемётов, рассеяла и частично уничтожила до батальона немецкой пехоты, а также захватила несколько обозов с боеприпасами и продовольствием. Огненным смерчем пронеслись танкисты по позициям врага. А смелость и решительность действий их командира, проведшего 12 атак, обеспечили полный разгром противника на участке фронта и успешное продвижение наступающих частей. 



Из письма матери… При освобождении Гомеля танк Анатолия Хуторянского был подожжён сильным артиллерийским огнём немцев, но экипаж, следуя воле и героическому примеру командира, продолжал громить врага. И лишь прямое попадание вражеского снаряда в башню машины прервало её огненную атаку… Старший лейтенант Анатолий Хуторянский погиб, уйдя в бессмертие и навечно вписав своё имя в героическую историю страны. За образцовое выполнение боевых заданий ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Советская журналистка Александра Путерброт, автор сборника о героях-дагестанцах, готовя очерк о подвиге Хуторянского, встретилась с его матерью Марией Петровной, которая рассказала о последнем письме сына, датированном 17 ноября 1943 года. Он писал: «...15-го легко ранен в голову и ногу. Никуда не уехал. Остался на месте (при санчасти) и завтра буду проситься в бой».



Погиб офицер в неполные 25 лет. Украинец по рождению, воспитанник дагестанского Буйнакска, советский парень Анатолий Хуторянский пал смертью храбрых на белорусской земле, в Гомельской области, на реке Сож, у деревни Новая Жизнь Ветковского района. В белорусской земле и покоится прах героя, имя же его и память о нём будут жить вечно!



Стоял он насмерть. В советский период было сложено множество стихов и даже баллад о подвигах танкистов на фронтах Великой Отечественной войны. Одно из четверостиший написано словно с нашего героя: «В машине, пламенем объятой,/ Стоял он насмерть, как когда-то/ Богатыри с картины той,/ Приняв с врагом неравный бой».
В дагестанском Буйнакске у школы, в которой учился Хуторянский, ему установлен памятник, есть в городе и улица, носящая имя героя. А в изданном в Махачкале сборнике «Боевая слава Дагестана» ему посвящён очерк «Навечно в строю». Символично и справедливо. Тем более что приказом министра обороны СССР Анатолий Николаевич был навечно зачислен в списки танкового полка. Также в Краснодаре, на территории университета, в котором обучался Анатолий, установлен бюст мужественному офицеру. А в благодарной Беларуси в его честь названы улицы в Ветке и Гомеле.



Инициаторами установки в Гомеле памятной доски на здании СШ № 23 выступили её педагоги. В холле школы также размещён бюст танкиста. Нынешнее поколение учителей, продолжая заложенные их старшими коллегами традиции, ведёт большую и плодотворную работу по воспитанию школьников на примере жизни и подвига Анатолия Хуторянского – человека, отдавшего свою молодую жизнь за освобождение Беларуси.

Памятную доску установили в Гомеле в 1980 году на фасаде здания СШ № 23. А похоронен офицер в братской могиле в деревне Радуга Ветковского района. фото из архива СШ № 23

ТЕКСТ: Владимир КАСЬЯНОВ

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N