Евгения Мироновская Евгения Мироновская
16:00 12 Февраля 2019 Общество

Как рождаются многотомные жалобы

Когда человек не может справиться с какой-то проблемой самостоятельно, логично обратиться за помощью к другим. Но таков закон жизни: хочешь, чтобы тебя услышали, умей слушать сам. Этот принцип очень важен в работе с обращениями граждан.



Востребованность прямого диалога не снижается

Прямые телефонные линии - одна из самых востребованных форм работы органов власти с населением. Обращения на них - это своего рода барометр общественного мнения, определённый срез проблем и вопросов, которые сегодня волнуют горожан.

Несмотря на то, что прямые телефонные линии в субботние дни введены в практику с 2015 года, их актуальность не снижается. Наиболее активно звонки поступают тогда, когда диалог с горожанами ведут председатель горисполкома Пётр Кириченко и председатель горсовета Николай Ковалевич: в среднем за три часа - около 30. 

- Анализ обращений, - делится начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Гомельского горисполкома Наталья Иванченко, - показывает, что горожан больше всего беспокоят вопросы ЖКХ и дорожного хозяйства (протекание кровель, неудовле-творительная работа диспетчерских служб, ремонт системы водоснабжения, благоустройство дворовых территорий, ремонт дорог и прочее), которые необходимо оперативно решать. 

Около восьми процентов обращений на прямые телефонные линии, проводимые в горисполкоме, затрагивали вопросы связи, торговли, здравоохранения, организации труда и социальной защиты населения. Граждане говорили о неправильном начислении им пенсии, требовали разъяснения, а в большинстве случаев просили провести проверку производимых начислений. Заявители также жаловались на сложности с трудо-устройством, на незаконное, как они считали, увольнение. 

- По своей сути прямые телефонные линии выполняют функции центров оперативного реагирования на проблемы, волнующие горожан, - убеждена Наталья Иванченко. 

-  По итогам года из поступивших обращений удовлетворено каждое пятое, другие находятся в стадии рассмотрения.


Когда не только для себя

Примечательно, что многие, обращаясь в органы власти, поднимают общегородские проблемы, вносят предложения. Например, гомельчанка Людмила Николаевна, позвонив на прямую линию в мае, призналась, что сквер имени Громыко давно стал одним из самых любимых мест в городе для жителей не только Центрального района. Здесь родители бывают с маленькими детьми дошкольного возраста. Почему бы для них не обустроить игровую площадку? Это предложение было поддержано администрацией Центрального района, и через полтора месяца ребятишки разных возрастов уже резвились в многофункцио-нальном комплексе.

Жительница дома № 3 по улице Кожара поделилась, что в их подъезде давно нужно навести порядок. Она заверила, что большинство жителей воспримут идею о проведении ремонта с энтузиазмом, однако ЖЭУ должно выступить с инициативой и решить организационные вопросы. В результате через несколько месяцев за счёт жильцов были покрашены потолок и стены, заменены почтовые ящики. Стало чисто и уютно.

В ноябре прошлого года Александр Владимирович пожаловался на постоянные переносы сроков выполнения ремонта проезжей части по улице Лебедовского после реконструкции водопровода. Звонок на субботнюю прямую телефонную линию оказался действенным - буквально через несколько дней на улице заработала необходимая техника. В этом же месяце житель города Иван Сергеевич обратился с просьбой восстановить наружное освещение на участке улицы Лепешинского. Руководство ДКПУП «Гомельгорсвет» оперативно решило этот вопрос.

Важно обратить внимание и на такой аспект прямых телефонных линий, как разъяснительный характер их работы. В прошлом году свыше 40 граждан получили консультации по различным вопросам. Много это или мало? Анализ показал, что до 70 процентов обратившихся получили ответы на волнующие их темы, что называется, из первых рук, без хождений по разным кабинетам. В итоге же можно смело утверждать, что еженедельно по субботам три часа диалога руководства регионов с населением проходят не впустую.
 
Другая сторона медали

Но здесь есть, как говорится, и другая сторона медали. К сожалению, сформировалась категория постоянных жалобщиков потребительского характера, обращающихся на прямые линии как в стол заказов. Нередки ситуации, когда поднимающие ту или иную проблему не хотят понимать, что для улучшения качества их жизни требуются не только усилия государственных структур, но в не меньшей, а может быть, даже и в большей степени – каждого лично и всех нас, вместе 
взятых.

Так, например, одна из гомельчанок постоянно обращается на прямые линии по вопросам медицинского обследования и госпитализации для лечения гайморита, однако записаться сначала на приём в поликлинику, как ей рекомендуют, отказывается. Многие горожане часто поднимают вопросы некачественной уборки в подъездах, не задумываясь о том, что во многом чистота и порядок в наших домах зависят, прежде всего, от культуры самих жильцов. То, что нужно и можно сделать своими силами (хотя бы не мусорить в подъезде своего дома или во дворе, забить торчащий гвоздь в детской песочнице и тому подобное), гражданин не должен перекладывать на плечи государства. Хотим хорошо жить? Давайте начнём с себя. 



Услышать аргументы, принять очевидное – большая наука

Нам, журналистам, периодически освещающим на страницах газеты прямые линии, часто приходится слышать одни и те же фамилии. Некоторые истории тянутся годами, одни и те же вопросы поднимаются вновь и вновь, а стремящиеся добиться желаемого результата охватывают все возможные инстанции.

Вот и переписка органов власти с Вячеславом Леонидовичем и Тамарой Николаевной (мужем и женой) грозит перей-ти в многотомник. С 2015 по 2018 год только в горисполком поступило семь обращений от супругов (в том числе на личном приёме председателя горисполкома, на прямой линии с ним). Такие же вопросы звучали и в прямом диалоге с председателем горсовета. Не согласившись с аргументированными ответами, Тамара Николаевна обратилась в редакцию «Гомельских ведомостей», продублировав свои претензии. Автор публикации была включена в состав комиссии, в энный раз тщательно изучившей поступившие обращения от семейной пары.

Самое главное из них – несогласие Вячеслава Леонидовича с установленной группой инвалидности. Ситуация, заметим, и вправду непростая. В июне 2011 года Гомельской специализированной ортопедо-травматологической МРЭК Вячеславу Леонидовичу была определена группа инвалидности (её причина - общее заболевание). Однако гомельчанин, не согласившись с вердиктом, попросил увязать свои болезни с работами по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. По настоянию мужчины вопрос был рассмотрен в декабре 2011 года на заседании Гомельского областного межведомственного экспертного совета, а также неоднократно - на заседании Республиканского межведомственного экспертного совета (последний раз – 29 июня 2015 года). Согласно его заключению, «установить причинную связь заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями участия в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС не представляется возможным».

Огорчившемуся гомельчанину было разъяснено, что законодательство изменилось и в принятом решении нет какого-то злого умысла местных властей, нежелания помочь ему. В то же время его проинформировали, что он может обжаловать его в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур». Также Вячеслава Леонидовича заверили, что он всегда может получить необходимое обследование и пройти лечение в филиале № 9 Гомельской центральной городской поликлиники. Однако он отверг оба предложения.

Не убедили гомельчанина и аргументы специалистов, приведённые ему в управлении социальной защиты администрации Центрального района, Комитете по труду, занятости и социальной защите облисполкома, управлении здравоохранения облисполкома, Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, Департаменте по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В 2012-2018 годы в этих структурах ему много раз разъяснялись порядок установления группы и причины инвалидности, а также механизм выплаты возмещения ущерба и пенсии в соответствии с действующим законодательством. Но в ответ – повторные жалобы.

С длинной бородой и другие темы, затрагиваемые супругами. Примечательно, что во всех обращениях Тамары Николаевны в горисполком фигурируют вопросы, рождённые непростыми отношениями с соседними землепользователями. По её утверждению,  те ведут реконструкцию своих домов и возведение построек с нарушением строительных норм и правил. Специалисты разных служб неоднократно выезжали по указанным адресам и убеждались, что страхи преувеличены: противопожарные разрывы от здания бани, возводимой  соседом, до строений заявительницы соответствуют необходимым требованиям. Когда же был выявлен факт смещения этого здания относительно прилегающих строений на участке заявительницы, хозяину было рекомендовано устройство противопожарной стены в торцевой части бани. Тамару Николаевну проинформировали об этом в установленном порядке. Не нашли члены комиссии и нарушений в пристройке другим соседом мансарды. Поскольку устройство этажа предусматривается в габаритах старого жилого дома и согласованной пристройки, дополнительное согласие заявителей не требуется. 

Важно дополнить, что службами горисполкома неоднократно принимались меры по урегулированию возникающих непониманий между домовладельцами. По поручению председателя горисполкома установлено ограждение на границе земельных участков Тамары Николаевны и соседа. Предприятием «Красная гвоздика» выполнено обследование деревьев на участке. И хотя признаков аварийности не установлено, как утверждала заявительница, выполнена обрезка.

Добавим, что для рассмотрения обращений супругов создавалась не одна комиссия, на заседания которой Тамара Николаевна приглашалась. Однако горожанка отвергла предложения, мотивируя свой отказ недоверием к её составу. Но ведь, чтобы установить истину, нужно не только говорить, но и слушать, уметь признавать очевидные факты. 


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях