Как в Гомеле учат управлять "самолетами" | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Юлия Митрахович Юлия Митрахович Автор текста
15:30 14 Сентября 2018 Общество

Как в Гомеле учат управлять "самолетами"

Кружок авиамоделирования Гомельского городского центра дополнительного образования детей и молодёжи, или «моделка», находится в гомельской школе № 55 на улице известного авиаконструктора Павла Сухого. Совпадение?

– Не думаю, – смеётся педагог Валерий Лобзиков. –  Это судьба. Фамилию, кстати, я тоже не выбирал.

Свой первый планер он сделал в далёком 1986 году. До сих пор в памяти чувство зашкаливающей радости, которая переполняла при осознании, что сделанная своими руками модель парит в воздухе. 


«Моделка» – царство мини-самолётов, в котором они рождаются из безжизненных пластин бальзы, коробок-«бананниц» и фанеры. Токарный станок, лазерное оборудование, на подходе – самодельный 3D-принтер… Здесь стоит особенный букет ароматов – древесины, растворителя, краски, топлива, основной компонент которого – эфир.

– Для меня это запах души. Если вы зашли в «моделку», и в ней так не пахнет, значит, она неживая, – говорит Валерий Васильевич. – Это даже не второй, это мой первый дом. Не говорить об этом жене? А она за 26 лет совместной жизни смирилась. За что ей отдельное спасибо. Даже когда по молодости встречались, она ждала меня с занятий в модельной, после чего шли на свидание. 


– А вот моя до сих пор ревнует, – подключается к разговору дядя Сергей, который даже на даче держит пару моделей, чтобы отвлекаться на время от огородных дел.
Работник «Гомельводоканала», он бредил авиамоделированием ещё в школе. Тогда, при Советском Союзе, это был один из самых популярных кружков, на который в очереди стояли.  Потом дядя Сергей на долгое время забросил хобби. Лет шесть назад узнал про Валерия и снова вернулся к детскому увлечению. Кто-то любит рыбалку, он – самолёты. В основном немецкие. 

– Мессер (прототип немецкого Messerschmitt Bf.109), «Пилотажка», «Стрекоза», «Батон», – представляет он своих «детей», развешенных под потолком мастерской. Что-то делалось по готовым чертежам, сейчас колдует над экспромт-вариантом. 


Рядом – разбитая радиопилотажка Евгения Орена. На тренировке из-за потери связи самолёт немного «приложился». Сейчас любимчик и предмет гордости Жени на реконструкции. Парню 17 лет, учится в Костюковском государственном аграрно-техническом профессиональном лицее. Больше шести лет он в авиамоделке. Раньше занимался радиобоем, сейчас – пилотажем. С детства Женя пропадал у дедушки на автосервисе, поэтому с техникой на ты с ранних лет. С ней планирует связать и своё будущее. 

– Сделать модель – это самое простое, – говорит Валерий Лобзиков. – Главное – заставить самолёт летать, и летать правильно. Для этого нужна практика. В обучающих боях модели живут недолго. Люди «слётываются», модели уничтожаются. Ремонтность – малая. Думать, когда самолёт в небе, некогда. Ты должен на автоматизме, рефлекторно выполнять программы. Как только начинаешь думать – получаешь разбитую модель. 



Чтобы минимизировать их «гибель», прежде чем выйти в поля, пилоты тренируются на радиосимуляторе. 

Практика в реальных условиях – каждое воскресенье. Это традиционный полётный день. Уже давно нет оборудованного картодрома у станции Гомель-Северный, на которой начинал заниматься Валерий Лобзиков. Сейчас участки для тренировок – поля в посёлке Красное либо на  аэродроме в Зябровке. 

Кто-то в этом особом мире любит кордовые модели, кому-то по душе «бойцовки». Всё зависит от характера пилота. К примеру, Володю Панченко в авиамоделирование привёл отец, который в юности занимался вместе с Валерием Лобзиковым. Володя, бывший хоккеист, свою бойцовскую энергию перенёс со льда в небо. Парень становился чемпионом открытых городских соревнований по воздушному бою в классе Союз-500. Это небесная схватка, где два соперника пилотируют свои модели одновременно в одном и том же круге с целью срубить ленту, закреплённую на модели соперника. 

Полёты на соревнованиях – это комплексная работа двух человек. Сначала работает механик. Он обязан за полминуты завести и отрегулировать оборудование, а это процентов 40 успеха команды. Затем в бой вступает пилот. 

– Есть одна проблема, – делится наболевшим Валерий Лобзиков. – Зачастую на соревнования поехать некому. В Советском Союзе занятия авиамоделированием были ликбезом. Тогда понимали, что это будущее рабочее поколение нашей страны. В России на время эту практику в системе образования разрушили, но снова вернули. Чтобы попасть на соревнования более высокого уровня, там даже проходят региональные отборы. Сложно тягаться и с украинцами, которые, несмотря на экономические трудности в стране, показывают класс. 


Сейчас «моделка» на улице Сухого живёт на энтузиазме её создателя и группы таких же влюблённых в самолёты людей. Их диагноз – авиамоделирование. Кто-то надолго не задерживается, кто-то заболевает на годы. В целом, говорит Валерий Лобзиков, по разным причинам наблюдается текучка детей. Все хотят быстрый результат. Но чтобы достичь успеха на соревнованиях, нужен не один год подготовки.  

– Моделисты – это ребята, имеющие жизнеспособные возможности для дальнейшего развития. Человек, закончивший обычную школу, и человек, занимающийся в авиамоделке, – совершенно разные люди. Наши ребята смотрят на мир по-другому.  Будут они строить самолёты или нет, не так уж важно. Я хочу научить их жизни. Самолёты –  лишь наше общее дело. Моя главная цель как педагога дополнительного образования – моральное воспитание, всестороннее развитие и становление ребят в обществе.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N