Какими были 25 лет развития городской системы образования | Новости Гомеля
Какими были 25 лет развития городской системы образования
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
11:30 01 Июня 2020 Общество

Какими были 25 лет развития городской системы образования

Образование – одна из важнейших сфер социальной жизни. От знаний, умений, таланта и моральных ценностей подрастающего поколения во многом зависит будущее нашей страны. Главное – создать условия, при которых юные звёздочки смогут раскрыть свой потенциал и засиять на небосклоне. А уж в том, что гомельская земля богата дарованиями, сомневаться не приходится.

«Детский сад – это школа малышат». 

С чего всё начинается? Конечно же, с дошкольного образования. И вторая половина 90–начало 2000-х стали временем серьёзных перемен для этой системы. Детские сады уходили из-под крыла предприятий и передавались на баланс отделов образования. Это позволило проводить единую политику в сфере образования, организовать повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, а также обеспечить комплексный контроль, направленный на повышение качества и доступности образовательного процесса. 


К 2018-му году в Гомеле открылся первый в стране детский сад, встроенный в многоэтажный жилой дом. 


Из года в год рос массовый охват малышей дошкольным образованием. К примеру, в 2006 году этот показатель составлял 83,5 процента. В городе функционировали 116 детских садов. Некоторые учреждения перепрофилировались в специальные. В них образовательные услуги смогли получать дети с нарушениями зрения, речи и другими особенностями развития. Сегодня в Гомеле система дошкольного образования представлена достаточно широко. Это центры развития ребёнка, ясли, детские сады, санаторные и специальные учреждения, которые позволяют в полной мере удовлетворить имеющийся спрос. При этом учитываются возможности каждого малыша. 

Город живёт, вырастают новые микрорайоны, а значит, потребность в дошкольных учреждениях шаговой доступности постоянно увеличивается. Поэтому сейчас открытие новых детских садов, перепрофилирование помещений, создание дополнительных групп – тема № 1. В 2018 и 2019 годах в эксплуатацию введены три таких объекта: детский сад № 100 (построенный на первом этаже жилого дома в 17-м микрорайоне по специально разработанному проекту), ясли-сад 
№ 50 (в 104-м микрорайоне, рассчитанный на 265 мест) и ясли-сад № 45 по улице Международной (открыт после реконструкции для 80 воспитанников). Работа в данном направлении продолжается. 

В канун Дня Независимости в микрорайоне № 104 открыли долгожданный социальный объект: детский сад № 50.


Профили для профи. 

Следующая ступень – общее среднее образование. С учётом запросов детей и их родителей на протяжении ряда лет создавалась определённая модель образовательного пространства: открывались учреждения нового типа – гимназии и лицеи, а также формировались профильные и лицейские классы, школы и классы с уклонами. По данным на 2006 год, в целом по городу 72,6 процента учащихся 8–11 классов получали образование на повышенном и углубленном уровнях. Наибольшей популярностью пользовались физико-математическое направление, филологическое, а также химико-биологическое. Обучение в профильных и лицейских классах оказалось очень эффективным. Об этом говорит показатель поступления таких выпускников в вузы: в среднем 65 процентов, что в два раза выше, чем в общеобразовательных классах. 

Профильное образование не утратило своей популярности и по сей день. Как правило, наибольшее количество дипломов, которыми пополняется копилка достижений юных гомельчан, именно на счету гимназистов и лицеистов. Зачастую они показывают высокие результаты и на централизованном тестировании. Бесспорно, эти учреждения считаются флагманами в нашем образовании. 



«Не просто отлично, а изумительно!» 

В дневниках наших родителей могли красоваться только пять цифр. А вот уже в наших – все десять. С 1 сентября 2002 года в школах, ПТУ и вузах Беларуси введена десятибалльная система отметок. Конечно, с плеча никто не рубил. Прежде чем воплотить идею в жизнь, на протяжении трёх лет взвешивались все плюсы и минусы такой системы. Преимуществ оказалось больше. Так, специалисты посчитали, что десятибалльная система позволит более точно и объективно оценить знания и способности каждого ученика. «Садись, пять!» – говорили раньше педагоги. Теперь же за хороший ответ учитель вправе поставить 8, 9 и даже 10. Причём последняя отметка значит не просто «отлично», она значит «изумительно» и включает в себя, помимо высокого уровня знаний, ещё и креативный подход в выполнении того или иного задания. 

Талантливым ребятам нашего города ежегодно вручаются премии Гомельского горисполкома. Награды удостоен и воспитанник гимназии № 51 Алексей Бруёк.


Та самая «Сотня». 

В 2004-м в жизни гомельских выпускников случилось важное событие. С этого времени постепенно внедряется централизованное тестирование. Такая форма вступительных испытаний позволяет исключить субъективность оценки знаний, сделать экзамен максимально прозрачным и справедливым, ведь всё зависит только от знаний абитуриента и его умения справиться с волнением в нужный момент. В 2004-м тестирование считалось обязательным по русскому или белорусскому языкам. Но, оценив преимущества, ЦТ стали проводить по всем возможным предметам. 

Конечно, как и любая система, централизованное тестирование постоянно совершенствуется: меняются нижние пороговые значения отметок, модернизируются способы оценивания заданий и многое другое. Вместе с тем в последнее время можно услышать и критику в адрес такой формы вступительных экзаменов. Некоторые педагоги считают, что дети перестают думать, анализировать, а вся их подготовка сводится к определённому алгоритму действий. Когда же ребята становятся студентами-первокурсниками, начинаются трудности: им сложно выражать своё мнение, обосновывать его, не получается смотреть шире, ведь больше никто не предлагает конкретные варианты решения. Их нужно искать самостоятельно. 


В нынешнем году сроки проведения ЦТ сдвигаются. Старт будет дан только 25 июня. 


И хотя дискуссии до сих пор продолжаются, от ЦТ никто не отказывается, а средний балл, набранный выпускниками школ, гимназий и лицеев, считается одним из показателей качества образования. Что касается нашего города, мы можем наблюдать поступательное движение вперёд. Да, иногда случаются неудачи, но в целом цифра постепенно растёт. Если в 2013-м средний балл выпускников по ЦТ составлял 43,11, то в 2019-м – уже 58,86. Неплохие результаты и по количеству 100-балльных сертификатов. В 2014-м их было всего лишь три на весь город. В 2019-м цифра выросла почти вдвое – 11. Рекордсменом же в этом плане стал 2017 год: 13 сертификатов с заветной «сотней». Хочется рассказать и про удивительный для Гомеля случай, который произошёл в 2018-м. Высший балл по ЦТ получили три выпускника-одноклассника Гомельского городского лицея № 1: Алексей Лапицкий, Ярослав Островский и Александр Задорожнюк. Подготовила ребят учитель математики Ирина Хаменя. 

Таких Ген больше нет! 

Из гомельских учреждений образования вышло много талантливых ребят – победителей международных предметных олимпиад, спортивных состязаний и творческих конкурсов. Но, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что одно имя знают на всех континентах. Геннадий Короткевич. В настоящее время Гена является самым титулованным спортивным программистом планеты, многократным победителем международных и всероссийских чемпионатов и турниров по спортивному программированию, в том числе организованных такими компаниями, как Google, IBM, Facebook, «ВКонтакте», «Яндекс», Mail.ru Group и другими. 

Родился молодой человек в нашем городе. Его родители Владимир и Людмила Короткевичи – программисты, преподаватели кафедры математических проблем управления и информатики Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Учился Гена в гимназии № 56 имени А. А. Вишневского. Свою первую задачу мальчик решил уже в восемь лет, а в начальных классах стал писать собственные программы. Когда пришло время выбирать вуз, парень отдал предпочтение Санкт-Петербургскому национальному исследовательскому университету информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

Дипломов много не бывает. 

Ещё одним качественным показателем уровня образования считается участие школьников в олимпиадном движении. Слагающих успеха в этом деле три: талант самих ребят, профессионализм педагогов и поддержка родителей учащихся. Чтобы попасть в финал главного интеллектуального состязания страны – республиканской олимпиады по учебным предметам, – мальчишкам и девчонкам приходится пройти несколько этапов, и на каждом – довольно высокая конкуренция. 


В 2019 году золотые медали были вручены 161 выпускнику. Серебряных удостоены 16 ребят. 


Из года в год гомельские школьники показывали разные результаты. С 2013 по 2015-й ребята удерживали планку в 43 диплома. В 2017-м удалось взять только 37. А вот в 2019-м – сразу 52! Это было самое успешное выступление наших учащихся за всё время олимпиадного движения. Причём на долю гомельчан пришлось больше 50 процентов от всех дипломов, завоёванных Гомельской областью. 


В настоящее время в Гомеле работает 125 учреждений дошкольного образования, 71 – общего среднего, в том числе 52 школы, 9 гимназий и один лицей.


В нынешнем году в проведение олимпиады свои коррективы внёс коронавирус. Так, участие в заключительном этапе состязания принимали только одиннадцатиклассники, а программа была сокращена. В итоге лишь 13 наград. Наилучший результат показали учащиеся гимназии № 51 (три диплома), Гомельского городского лицея № 1 и гимназии № 10 (по два). 













Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях