Какими были 25 лет развития городской системы образования | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Какими были 25 лет развития городской системы образования
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
11:30 01 Июня 2020 Общество

Какими были 25 лет развития городской системы образования

Образование – одна из важнейших сфер социальной жизни. От знаний, умений, таланта и моральных ценностей подрастающего поколения во многом зависит будущее нашей страны. Главное – создать условия, при которых юные звёздочки смогут раскрыть свой потенциал и засиять на небосклоне. А уж в том, что гомельская земля богата дарованиями, сомневаться не приходится.

«Детский сад – это школа малышат». 

С чего всё начинается? Конечно же, с дошкольного образования. И вторая половина 90–начало 2000-х стали временем серьёзных перемен для этой системы. Детские сады уходили из-под крыла предприятий и передавались на баланс отделов образования. Это позволило проводить единую политику в сфере образования, организовать повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, а также обеспечить комплексный контроль, направленный на повышение качества и доступности образовательного процесса. 


К 2018-му году в Гомеле открылся первый в стране детский сад, встроенный в многоэтажный жилой дом. 


Из года в год рос массовый охват малышей дошкольным образованием. К примеру, в 2006 году этот показатель составлял 83,5 процента. В городе функционировали 116 детских садов. Некоторые учреждения перепрофилировались в специальные. В них образовательные услуги смогли получать дети с нарушениями зрения, речи и другими особенностями развития. Сегодня в Гомеле система дошкольного образования представлена достаточно широко. Это центры развития ребёнка, ясли, детские сады, санаторные и специальные учреждения, которые позволяют в полной мере удовлетворить имеющийся спрос. При этом учитываются возможности каждого малыша. 

Город живёт, вырастают новые микрорайоны, а значит, потребность в дошкольных учреждениях шаговой доступности постоянно увеличивается. Поэтому сейчас открытие новых детских садов, перепрофилирование помещений, создание дополнительных групп – тема № 1. В 2018 и 2019 годах в эксплуатацию введены три таких объекта: детский сад № 100 (построенный на первом этаже жилого дома в 17-м микрорайоне по специально разработанному проекту), ясли-сад 
№ 50 (в 104-м микрорайоне, рассчитанный на 265 мест) и ясли-сад № 45 по улице Международной (открыт после реконструкции для 80 воспитанников). Работа в данном направлении продолжается. 

В канун Дня Независимости в микрорайоне № 104 открыли долгожданный социальный объект: детский сад № 50.


Профили для профи. 

Следующая ступень – общее среднее образование. С учётом запросов детей и их родителей на протяжении ряда лет создавалась определённая модель образовательного пространства: открывались учреждения нового типа – гимназии и лицеи, а также формировались профильные и лицейские классы, школы и классы с уклонами. По данным на 2006 год, в целом по городу 72,6 процента учащихся 8–11 классов получали образование на повышенном и углубленном уровнях. Наибольшей популярностью пользовались физико-математическое направление, филологическое, а также химико-биологическое. Обучение в профильных и лицейских классах оказалось очень эффективным. Об этом говорит показатель поступления таких выпускников в вузы: в среднем 65 процентов, что в два раза выше, чем в общеобразовательных классах. 

Профильное образование не утратило своей популярности и по сей день. Как правило, наибольшее количество дипломов, которыми пополняется копилка достижений юных гомельчан, именно на счету гимназистов и лицеистов. Зачастую они показывают высокие результаты и на централизованном тестировании. Бесспорно, эти учреждения считаются флагманами в нашем образовании. 



«Не просто отлично, а изумительно!» 

В дневниках наших родителей могли красоваться только пять цифр. А вот уже в наших – все десять. С 1 сентября 2002 года в школах, ПТУ и вузах Беларуси введена десятибалльная система отметок. Конечно, с плеча никто не рубил. Прежде чем воплотить идею в жизнь, на протяжении трёх лет взвешивались все плюсы и минусы такой системы. Преимуществ оказалось больше. Так, специалисты посчитали, что десятибалльная система позволит более точно и объективно оценить знания и способности каждого ученика. «Садись, пять!» – говорили раньше педагоги. Теперь же за хороший ответ учитель вправе поставить 8, 9 и даже 10. Причём последняя отметка значит не просто «отлично», она значит «изумительно» и включает в себя, помимо высокого уровня знаний, ещё и креативный подход в выполнении того или иного задания. 

Талантливым ребятам нашего города ежегодно вручаются премии Гомельского горисполкома. Награды удостоен и воспитанник гимназии № 51 Алексей Бруёк.


Та самая «Сотня». 

В 2004-м в жизни гомельских выпускников случилось важное событие. С этого времени постепенно внедряется централизованное тестирование. Такая форма вступительных испытаний позволяет исключить субъективность оценки знаний, сделать экзамен максимально прозрачным и справедливым, ведь всё зависит только от знаний абитуриента и его умения справиться с волнением в нужный момент. В 2004-м тестирование считалось обязательным по русскому или белорусскому языкам. Но, оценив преимущества, ЦТ стали проводить по всем возможным предметам. 

Конечно, как и любая система, централизованное тестирование постоянно совершенствуется: меняются нижние пороговые значения отметок, модернизируются способы оценивания заданий и многое другое. Вместе с тем в последнее время можно услышать и критику в адрес такой формы вступительных экзаменов. Некоторые педагоги считают, что дети перестают думать, анализировать, а вся их подготовка сводится к определённому алгоритму действий. Когда же ребята становятся студентами-первокурсниками, начинаются трудности: им сложно выражать своё мнение, обосновывать его, не получается смотреть шире, ведь больше никто не предлагает конкретные варианты решения. Их нужно искать самостоятельно. 


В нынешнем году сроки проведения ЦТ сдвигаются. Старт будет дан только 25 июня. 


И хотя дискуссии до сих пор продолжаются, от ЦТ никто не отказывается, а средний балл, набранный выпускниками школ, гимназий и лицеев, считается одним из показателей качества образования. Что касается нашего города, мы можем наблюдать поступательное движение вперёд. Да, иногда случаются неудачи, но в целом цифра постепенно растёт. Если в 2013-м средний балл выпускников по ЦТ составлял 43,11, то в 2019-м – уже 58,86. Неплохие результаты и по количеству 100-балльных сертификатов. В 2014-м их было всего лишь три на весь город. В 2019-м цифра выросла почти вдвое – 11. Рекордсменом же в этом плане стал 2017 год: 13 сертификатов с заветной «сотней». Хочется рассказать и про удивительный для Гомеля случай, который произошёл в 2018-м. Высший балл по ЦТ получили три выпускника-одноклассника Гомельского городского лицея № 1: Алексей Лапицкий, Ярослав Островский и Александр Задорожнюк. Подготовила ребят учитель математики Ирина Хаменя. 

Таких Ген больше нет! 

Из гомельских учреждений образования вышло много талантливых ребят – победителей международных предметных олимпиад, спортивных состязаний и творческих конкурсов. Но, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что одно имя знают на всех континентах. Геннадий Короткевич. В настоящее время Гена является самым титулованным спортивным программистом планеты, многократным победителем международных и всероссийских чемпионатов и турниров по спортивному программированию, в том числе организованных такими компаниями, как Google, IBM, Facebook, «ВКонтакте», «Яндекс», Mail.ru Group и другими. 

Родился молодой человек в нашем городе. Его родители Владимир и Людмила Короткевичи – программисты, преподаватели кафедры математических проблем управления и информатики Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Учился Гена в гимназии № 56 имени А. А. Вишневского. Свою первую задачу мальчик решил уже в восемь лет, а в начальных классах стал писать собственные программы. Когда пришло время выбирать вуз, парень отдал предпочтение Санкт-Петербургскому национальному исследовательскому университету информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

Дипломов много не бывает. 

Ещё одним качественным показателем уровня образования считается участие школьников в олимпиадном движении. Слагающих успеха в этом деле три: талант самих ребят, профессионализм педагогов и поддержка родителей учащихся. Чтобы попасть в финал главного интеллектуального состязания страны – республиканской олимпиады по учебным предметам, – мальчишкам и девчонкам приходится пройти несколько этапов, и на каждом – довольно высокая конкуренция. 


В 2019 году золотые медали были вручены 161 выпускнику. Серебряных удостоены 16 ребят. 


Из года в год гомельские школьники показывали разные результаты. С 2013 по 2015-й ребята удерживали планку в 43 диплома. В 2017-м удалось взять только 37. А вот в 2019-м – сразу 52! Это было самое успешное выступление наших учащихся за всё время олимпиадного движения. Причём на долю гомельчан пришлось больше 50 процентов от всех дипломов, завоёванных Гомельской областью. 


В настоящее время в Гомеле работает 125 учреждений дошкольного образования, 71 – общего среднего, в том числе 52 школы, 9 гимназий и один лицей.


В нынешнем году в проведение олимпиады свои коррективы внёс коронавирус. Так, участие в заключительном этапе состязания принимали только одиннадцатиклассники, а программа была сокращена. В итоге лишь 13 наград. Наилучший результат показали учащиеся гимназии № 51 (три диплома), Гомельского городского лицея № 1 и гимназии № 10 (по два). 













Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях