Календарь религиозных праздников в декабре
В какой день православные чтят святителя Николая Чудотворца и когда католики отмечают День святых невинных младенцев Вифлеемских? Читайте об этом в календаре религиозных праздников декабря.
Фото из открытых источников.
Православные праздники
4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Великий христианский праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам православной церкви. Основанием служит церковное предание о том, как в трёхлетнем возрасте родители торжественно ввели в Иерусалимский храм Марию, будущую Богоматерь. Этот праздник установился ещё на заре христианства. В православии он получил широкое распространение в IX веке.
Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, что если родится дитя, то посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить своё обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажжёнными свечами в руках привели её в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней.
Мария, как только Её поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария по внушению свыше ввёл Пресвятую Деву в святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна, вручив дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Мария оставалась на воспитании в храме вплоть до совершеннолетия, то есть до 15-летнего возраста, после чего была выдана замуж за пожилого вдовца плотника Иосифа.
22 декабря – празднование в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная Радость».
Икона названа в память об исцелении некоего грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы. В сказании о чуде, описанном святителем Димитрием Ростовским, говорится, как некий грешник, проводя жизнь в грехах, имел, однако, обыкновение преклоняться пред иконой Богоматери и приносить Ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная!» Матерь Божья не отвергла его молитвы. Она стала молить Бога о помиловании грешника. И Господь даровал ему покаяние.
Однажды, собираясь идти на грешное дело, тот человек по своему обыкновению встал на молитву пред образом Богородицы. Внезапно он увидел, что из ребра, рук и ног Младенца потоками течёт кровь, как некогда на Голгофе. Божья Матерь открыла беззаконнику, что он и другие грешники вновь и вновь распинают Сына Её, когда творят грехи. Потрясённый до глубины души, с сокрушённым сердцем, молил человек Пресвятую Богородицу быть ему Заступницей пред Богом и Ходатаицей о прощении его грехов.
Матерь Божия до тех пор не прекращала Своих молитв за грешника, пока не услышала от Господа Иисуса Христа слова: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради».
19 декабря – День памяти святителя Николая Чудотворца.
Святитель Николай, живший в III–IV веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.
Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трёх мужей, невинно осуждённых корыстолюбивым градоначальником. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим её. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.
Католические праздники.
4 декабря – День святой Варвары.
Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила она с отцом в городе Илиополе Финикийском в царствование Максимиана Галерия (305–311). Она рано лишилась матери и была окружена прислугой, среди которой было немало христиан. Когда Диоскор узнал, что любимая дочь тайком от отца стала христианкой, гневу его не было предела. Девушка была затворена в башне, пристроенной к его дому. Все попытки принудить Варвару отказаться от христианской веры и снова поклоняться языческим богам были отвергнуты. Однажды Диоскор в ярости выхватил меч и хотел ударить им Варвару, но она бросилась бежать. Диоскор стал догонять её, но дорогу Варваре преградила гора. Тогда девушка обратилась к Богу за помощью. Гора расступилась, и Варвара укрылась в пещере (с тех пор святая Варвара считается покровительницей горняков).
Однако скала не могла долго скрывать девушку. Диоскор нашёл дочь с помощью пастуха и жестоко избил её. Закрыв Варвару в тёмной комнате, он стал морить её голодом и жаждой, чтобы заставить отречься от христианской веры. Не добившись этого, он предал свою дочь в руки правителя Мартиана, гонителя христиан.
Мартиан долго старался уговорить святую Варвару поклониться идолам. Он обещал ей всякие земные блага, а затем, видя её непреклонность, отдал на истязания. Бог покарал мучителей Варвары: Диоскор и Мартиан погибли от удара молнии.
8 декабря – День непорочного зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме, – один из главных праздников, посвящённых Богородице. Имеет высший статус в иерархии католических праздников – торжества. Во всех европейских костёлах в этот день совершаются торжественные богослужения.
Непорочное зачатие Девы Марии (лат. Immaculata conceptio) – католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей, но на Неё не перешёл первородный грех. Догмат отвергается православием (непорочное зачатие Марии, но не её девственность), протестантизмом и другими христианскими течениями.
8, 15, 22 декабря – второе, третье и четвёртое воскресенья Адвента.
Адвент (от лат. adventus – «пришествие») – предрождественское время, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи, время ожидания Рождества Христова. Во время Адвента в храмах ранним утром служится Святая Месса в честь Пресвятой Девы Марии – рората. Символом этой мессы является зажжённая свеча, которая освещает путь идущих в церковь до восхода солнца. Чтобы свеча не погасла, её помещают в специальный фонарик с прозрачными окошками. Все воскресенья Адвента приравнены по своей значимости к великим праздникам, и если на воскресенье Адвента выпадает какой-либо иной праздник, он переносится на понедельник. Первое воскресенье Адвента считается началом нового литургического (церковного) года.
Каждое воскресенье Адвента посвящается определённому воспоминанию, которому соответствуют евангельские чтения во время богослужения: первое воскресенье посвящено грядущему пришествию Иисуса Христа в конце времён, второе и третье – Иоанну Крестителю, предварившему общественное служение Христа, четвёртое – событиям, непосредственно предшествовавшим рождению Сына Божия и особому месту Девы Марии в тайне Боговоплощения.
13 декабря католики отмечают День святой Люции, мученицы времён Диоклетиана (III век). По легенде, у святой были прекрасные глаза, которыми она очаровала некоего молодого человека, и чтобы он не впал в искушение, она выколола свои глаза и прислала их ему на тарелке. Благодаря этой легенде в романских и германских странах святая Люция считалась покровительницей света и целительницей глазных болезней.
Однако в обрядах и поверьях многих стран сохранилась память и о самом «ведьмином» дне – Дне святой Люции. По некоторым поверьям в этот день ведьмы сбивают под мостами масло, танцуют на перекрёстках и могут затанцевать попавшихся им мужчин и парней до смерти, ночью ходят в белых покрывалах и с вёдрами в руках, собираются на шабаши.
Соответственно, предпринимались и различные меры по защите людей и их окружения от ведьм. Например, как и всякую нечистую силу, ведьм выгоняли из села шумом, свистом, стуком, колокольным звоном, выстрелами, хлопаньем бича. Для защиты от пагубного ведьмовского воздействия использовали чеснок: его ели сами и давали есть скоту, а также натирали им лоб, руки и ступни, мазали его соком стены хлевов и рисовали чесноком или дёгтем кресты над входом в хлев и дом. В качестве оберегов применялись и различные запреты. Например, на Люцию запрещалось прясть и шить (иначе, по поверью, скрючит пальцы, работа будет всё время портиться, куры перестанут нестись); стирать, печь хлеб, работать на лошадях, ломать или разбивать что-либо.
24 декабря – сочельник у западных христан.
Это день накануне Рождества Христова и приготовления к этому великому празднику. Название «сочельник» происходит, как полагают, от слова «сочиво» – это особая зерновая каша, обычно с мёдом и фруктами. Традиционно вкушать «сочиво» положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды связана с воспоминанием о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Христа. Однако уставом эта традиция не предписана.
В рождественский сочельник в церквях утром служится месса по чину Адвента, а месса навечерия Рождества начинается затемно, как правило, в полночь, но по пастырским соображениям разрешено начинать богослужение на несколько часов раньше.
25 декабря – Рождество Христово.
Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Это один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира.
28 декабря Римско-католическая церковь отмечает День святых невинных младенцев Вифлеемских.
Христиане почитают святых младенцев как мучеников, полагая, что всякий, кто был убит из ненависти ко Христу, должен рассматриваться как мученик, даже если он не подозревал о смысле происходящего. Согласно Евангелию от Матфея (2:16), царь Ирод приказал убить всех невинных младенцев, узнав от волхвов о рождении Христа (Мессии). Ирод хотел устранить Иисуса как потенциального претендента на свой трон, однако младенцу Иисусу удалось избежать смерти, так как святой Иосиф ушёл с семьёй в Египет. День памяти святых невинно убиенных младенцев, начиная с V века, стала праздновать Константинопольская церковь, а затем и остальные христианские церкви. Мощам святых невинно убиенных младенцев поклонялись в трёх главных центрах восточного христианств: Константинополе, Антиохии и Александрии. Нетленные останки одного из младенцев были переданы в дар римским епископам, а позднее Папа Римский Стефан II передал их французскому королю Пипину Короткому. В 770 году Карл Великий поместил их в монастыре в Брантоме (Франция), и с тех пор сюда совершаются массовые паломничества верующих, особенно перед данным праздником.