Когда труд – крут. Любые трудности воспринимаю как вызов | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Евгения Мироновская Евгения Мироновская Автор текста
Дарья Моложавская Дарья Моложавская Автор фото
12:20 27 Января 2023 Общество

Когда труд – крут. Любые трудности воспринимаю как вызов

С такой установкой идёт по жизни кондуктор автобусного парка № 6. ОАО «Гомельоблавтотранс» Татьяна Евтушкова. В 2019 и 2022 годах её признавали лучшим кондуктором предприятия.



Неслучайная случайность. Кондуктором Татьяна Александровна, по её словам, стала случайно. Но это, очевидно, та случайность, которую можно назвать скорее предоставленным жизнью шансом, позволившим проявить ещё больше присущие ей черты: упорство, терпение, доброжелательность.

До перехода на кондукторскую работу Татьяна Евтушкова 24 года трудилась на гомельском заводе электрооборудования электромонтажницей.

– Многих удивляло, что я выбрала себе такую не совсем женскую специальность. Но мне было очень интересно, – вспоминает она. – Я получила на предприятии звание ветерана труда, отмечалась грамотами. И не ушла бы оттуда, если бы не семейные обстоятельства. В 2014 году мне потребовался более гибкий график работы, чтобы уделить необходимое внимание дочери с больным ребёнком. Работа кондуктором показалась в этом плане наиболее удобной. Сначала я трудилась пять лет в автопарке № 1, а затем перешла в шестой. И тот факт, что предприятие находится в нескольких автобусных остановках от моего дома, сыграл решающую роль.

Сначала, призналась Татьяна, было очень трудно осваивать новую работу. После небольшого коллектива, в котором трудилась ранее, оказалась сразу в переполненном салоне и осознала, что работа кондуктора требует постоянного общения. А этому научить нельзя. Такое умение приходит со временем. Но поработав немного, почувствовала себя увереннее.

Жизнь стала, безусловно, более хлопотной. Самым сложным оказалось приспособиться к специфике работы. Первая смена начинается в пять часов утра. Значит, встать нужно не позже трёх, чтобы успеть собраться и не опоздать к дежурному автобусу, ожидающему её на остановке в 4.20. После второй смены, начинающейся в 14.00 или в 15.00, попасть домой удаётся только около трёх часов ночи (последний автобус заходит в парк в 1.30). В среднем смена длится 8–10 часов.

– Но это только звучит так устрашающе, – улыбается собеседница. – У нас есть время немного отдохнуть между рейсами, подготовить салон, проветрить. А в период пандемии мы выполняли тщательную санитарную обработку сидений, перил. Хотя практически всю смену находишься на ногах, привыкла к такому напряжению. И даже довольна: всё время в движении, оттого и килограммов лишних нет.

И психолог, и нарколог, и воспитатель. Кондуктор в автобусе – своего рода стюардесса транспортного средства. И Татьяна Евтушкова, как и положено представителю этой профессии, не считает своей обязанностью только обеспечение пассажиров проездными билетами. Главное – создать комфортную безопасную атмосферу.



– Пассажиры, – делится она, – ведь бывают всякие. Иногда, особенно на ранних рейсах, встречаются такие колючие, просто излучающие злость личности. Здесь надо найти тонкий подход, чтобы вежливо, шуткой погасить это раздражение. Ведь кондуктор – он и психолог, и нарколог (нередко встречаются подвыпившие пассажиры, и приходится вести с ними непростой диалог), и воспитатель (важно иметь навыки педагога, чтобы правильно построить диалог с подростками).

Требуется быть и очень внимательной, невзирая на накопленную к концу смены усталость, чтобы заметить поддельные проездные документы, которые пытаются иногда предоставить мошенники.

– К сожалению, – признаётся Татьяна, – поддельные проездные билеты – далеко не единичный случай. Например, в декабре прошлого года я обнаружила пять таких попыток, в этом месяце за неделю, перед тем как уйти в отпуск, три. Иногда конфликт с хитрецами разрешается просто: я изымаю билет, они платят за проезд, а порой приходится подключать милицию. Чтобы обнаружить подделку без труда, приобрела специальный ультрафиолетовый луч, но в принципе опытный глаз уже сразу видит, что с документами что-то не так.

Первой на предприятии Татьяна Александровна стала применять для расчёта с пассажирами терминал. И постепенно вдохновила многих покупать не только одноразовые билеты, но и декадные, месячные проездные.

– Сначала дело шло туго, ведь некоторые думали, что для покупки декадных или месячных проездных билетов нужно скачать для мобильных телефонов специальное приложение, – рассказывает кондуктор. – А сейчас вхожу в салон, пассажиры видят меня и уже держат свои банковские карточки наготове. Удобно и им, и мне. Ведь с наличкой возиться гораздо хлопотнее.

Как опытный кондуктор, Татьяна Александровна обучила своему мастерству много молодёжи.

– Что вы советуете молодым в первую очередь? – интересуюсь.

– Самое главное – корректное, грамотное обращение к пассажирам. Очень доброжелательное. Всегда учу начинающих правильно разрешать конфликты. И ещё не отмахиваться от вопросов: «Где лучше выйти?», «Как добраться к …?» Не знаете? Обратитесь к гуглу. Я, например, работаю именно так.

У всех свои секреты. Профессиональные. Как у каждого кондуктора, есть у Татьяны Александровны свои секреты. Например, как пройти по переполненному салону, не раздражая пассажиров: «Где-то улыбнёшься, вежливо попросишь потесниться, где-то изловчишься протиснуться…»

Опыт подсказал и необходимость всегда иметь разменные деньги.

– Всякие ситуации бывают. Например, самый ранний рейс, у тебя ещё нет сдачи, а пассажир протягивает купюру большого достоинства. Хорошо, если кто-то может разменять или пассажир соглашается оплатить по терминалу, конечно, если на карточке есть деньги. А если нет? Тогда расспрашиваешь человека, до какой остановки он едет, чтобы успеть собрать для него сдачу. В общем, такие ситуации лучше предусмотреть заранее.

Работать приходится на разных маршрутах. Но есть у Татьяны Александровны и любимый – семнадцатый, курсирующий из Клёнковского микрорайона в медгородок.

– Люблю его за то, что здесь большой пассажиропоток: пока обилетишь всех, и время незаметно пролетает, – говорит она. – А ещё мне нравится, что маршрут пролегает через центр, практически через весь город. И публика здесь очень интересная, представленная разнообразными категориями горожан: пенсионерами, студентами, врачами. Мне нравится наблюдать, как по-разному они себя ведут.



А самый тяжёлый день в её деле, по признанию кондуктора, – это пятница, завершающая рабочую неделю. В такие дни в салоне, к сожалению, немало пассажиров под градусом, и это вносит в работу дополнительное напряжение.

– Но я привыкла к трудностям, – говорит Татьяна Александровна. – Для меня чем сложнее, тем интереснее. Набираюсь опыта и смотрю на всё позитивно. То, что сложно, нас закаляет. Я и детей своих учу: не бойтесь круто менять жизнь, ищите свои варианты, относитесь к трудностям жизни как к урокам.

И вообще, призналась Татьяна Александровна, она не очень любит отдыхать, труд всегда предпочтёт отдыху. И с удовольствием выходит на замену, работая порой по две смены кряду. Она – одна из тех, кто доказал свою самоотверженность и преданность делу в период пандемии, когда на больничный ушли много кондукторов. Справлялись тогда малыми силами, и пассажиры не почувствовали никакого напряжения.

У очень энергичной и трудолюбивой женщины хватает сил и на нелёгкую работу, и на общественную жизнь, и, конечно же, на семью. У Татьяны Евтушковой трое детей. Двое уже имеют свои семьи, помогает им чем может. Две внучки и внук обожают бабушку, считая её самой молодой и самой лучшей. Младшая дочь Виолетта учится в университете имени Ф. Скорины, получает профессию психолога. И Татьяна Александровна с гордостью признаётся, что дочь уже даёт ей профессиональные советы, которые она использует в своей любимой работе.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N