"Колледж дал профессию, дал судьбу", - своими воспоминаниями о студенческих временах делится директор СШ №12 Вячеслав Антоненко | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Евгения Мироновская Евгения Мироновская Автор текста
Дарья Моложавская Дарья Моложавская Автор фото
09:06 06 Октября 2020 Общество

"Колледж дал профессию, дал судьбу", - своими воспоминаниями о студенческих временах делится директор СШ №12 Вячеслав Антоненко

Четверть века. Именно столько на сегодня директора Гомельской СШ № 12 Вячеслава Антоненко отделяет от того момента, когда он впервые попал в стены педагогического колледжа имени Л. С. Выготского – одного из старейших учреждений нашего города, которое несёт вечное добро и свет в жизнь любого общества – готовит первых учителей и воспитателей, педагогов с большой буквы, но для самых маленьких. Предлагаем воспоминания Вячеслава Владимировича о годах учёбы и его признание в любви к колледжу.



Дорога в профессию. 

Учёба в школе давалась мне легко, особенно математика. Контрольные решал быстрее всех в классе. Любил географию и историю. Участвовал в олимпиадах, был призёром на втором этапе. Всегда занимался спортом, хотя в первом классе был освобождён после операции на целый год. Отличником не был. Не хватало совсем чуть-чуть, чтобы писать на «выдатна» диктанты по белорусскому и на отлично рисовать. Кем я хотел быть? Уж точно не учителем... Мне, как мужчине, прежде всего хотелось работать руками, а точнее, и головой, и руками с техникой, с механизмами. Но мои мечты разбились при прохождении медкомиссии: слабое зрение не позволило претендовать на поступление в железнодорожный техникум. В выборе дальнейшего жизненного пути сыграл свою роль отец, который сказал, что мне нужно идти в педагогическое училище и стать учителем начальных классов. На вопрос, почему он так думает, ответил: «У тебя хорошо получится, ты умеешь ладить с детьми». Поначалу это суждение было не очень понятно, так как Бог не дал мне родных братьев и сестёр. Откуда отец мог знать, как я общаюсь с малышами? Мужчина-учитель начальных классов – очень редкое сочетание для нашего времени. Но сейчас я начинаю понимать, что он видел другое, он заметил, как я себя веду со своими одноклассниками, как помогал им готовить уроки, восполнять пробелы и исправлять двойки. Видел, как мне нравится помогать друзьям с учёбой.

Доверился мнению родителей. Поступить оказалось нелегко. Училище было лучшим учреждением области. Конкурс в 1994 году составлял более восьми человек на место. 45 из 90 мест были отданы сразу отличникам и «целевикам». Я не писал безупречно диктанты, пришлось дополнительно готовиться с репетитором, штудировать сборник, усердно повторять геометрию, чтобы не «провалиться» на устном экзамене по математике.

От уроков к спаренным урокам, год за два и работа в две смены. 

Начался учебный год – и понеслось. Совсем не так, как в школе. Вместо одного урока по предмету идёт сразу два: отлично – можно много изучить и успеть, а иногда и ужасно – один урок могут только опрашивать, тестировать и проверять: нужно постоянно готовить домашние задания, зубрить, писать, читать... Это сейчас я понимаю, что 11 уроков в расписании на втором курсе колледжа с 8.00 до 19.30 нас морально и физически готовили к работе на двух сменах в случае замены... А семь подготовок за вечер, где три обязательно по исписанной двенадцатистраничной тонкой тетрадке с конспектом урока и ещё три по зазубренной наизусть на страницу А4 информации по педагогике, психологии, методике преподавания или социально-гуманитарным наукам, разве не та ещё школа памяти и жизни?! Школьная программа за 10–11 классы, пройденная за год, и сданные по ней экзамены показались лёгкой прогулкой по сравнению с первым семестром и переводным экзаменом по педагогике. Было тяжело, иногда случались и кризисы, когда наши поступившие без экзаменов отличники не смогли решить контрольную за 4-й класс за два часа по математике и им грозили позор и отчисление... Но мы справились, никого не потеряли за четыре года напряжённого труда и с успехом получили первую свою профессию. Система обучения и воспитания в колледже нас закаляла и готовила к самому главному – к умению с гордостью и честью нести звание учителя и педагога.



Педагог, ты как Бог...
Колледж – это не стены, это прежде всего люди, работающие в нём. Я очень благодарен судьбе за то, что на моём пути встретились личности, которые оказали существенное влияние не только на моё профессиональное и жизненное становление, но и на всех моих однокурсников. Не могу не упомянуть о них.

Святослав Геннадьевич Крупенько – мы пришли с ним в колледж одновременно: он – в статусе лучшего учителя года, я как обычный учащийся. Учитель пишет стихи, песни, поёт, да ещё на «матчынай мове»... Знает всю изнанку белорусской национальной литературы, знаком лично со всеми членами Союза писателей Беларуси. Он на волне белорусского возрождения был просто обречён на успех. И сотворил чудо: мы тоже запели, стали не только свободно говорить, но и любить и писать стихи на «матчынай мове». 



Любимому учителю Святославу Крупенько от благодарного ученика

Калi ў сэрцы ёсць агмень руплiвы,
Калi ў позірку натхненне ды любоў
Да ўcix, хто побач, – наталяе сілай
Той свет жыцця, цяпло пяшчотных слоў.

Нiбы ў цемры сярод церня 
ў бездарожжы,
Нясуць такія людзі людзям хлеб.
У нясчымніцы, ахвяраваным падарожжы 
Прарошчваюць дабро сярод 
дарэмных глеб.

То нашы з вамі пілігрымы-педагогі 
Уразлівыя несумленнасцю быцця.
Няхай нясуць ix доўга 
па дарогах ногі
Зусім няпростага 
імклівага жыцця!


Вторым откровением для меня стал опыт преподавания от Валерия Николаевича Уралова. Он смог научить с нуля взрослого человека играть на музыкальном инструменте и полюбить музыку. Легко и непринуждённо. Настоящий мастер своего дела.

Как сделать нудное и скучное интересным, забавным и весёлым, смог на своих занятиях и примером показать преподаватель математики Лев Зосимович Черноглаз. 

Залог теоретической, интеллектуальной, психологической подготовки на многие годы и на многие экзамены вперёд заложила преподаватель педагогики Мария Николаевна Артюхова. Мы не понимали, почему так важны зубрёжка и дословное воспроизведение продиктованной информации. Теперь осознаём. При отсутствии учебников и методичек это был единственный способ научить нас воспроизводить точно определения, перечисления, структурировать ответы. Учить раз и навсегда, а не на один день. Скажу честно, после ваших экзаменов больше ничего в педагогических вузах учить не приходилось... Мы всё узнали от вас.

С Людмилой Леонидовной Капатковой нам, к сожалению, получилось сотрудничать только год. Но именно она первой научила нас писать конспекты уроков. Это было хоть и сложно, но очень интересно! Может ли учитель давать уроки без конспекта? Может. Если вы сначала писали их с Людмилой Леонидовной.

Очень интересен опыт организации дополнительных специализаций в колледже. При поступлении в училище мною в качестве специализации был выбран иностранный язык, но из-за отсутствия лингафонного кабинета специализацию так и не открыли. Зато очень хорошо получилось заняться ритмикой и хореографией с Еленой Кирилловной Климович. 

Тому, как можно выполнить любое порученное дело, смогла научить преподаватель изобразительного искусства Валентина Леонидовна Драгоева. Я научился оформлять презентации, афиши, буклеты, плакаты, разрабатывать учебные пособия. Кроме изобразительного искусства, нас пристрастили к народному творчеству, традициям и фольклору.

Как провести урок физкультуры на ковре? Знала и научила Валентина Николаевна Слукина. Я так и не пришёл к ней пересдать четвёрку на пятёрку, за что теперь в наказание преподаю физкультуру вот уже более 20 лет. И если получу категорию учителя-методиста, то только благодаря этому педагогу.

Куратор группы Валентина Антоновна Чеченкова – спасибо ей за заботу обо всех нас. Её чуткость, внимательность, эмпатия, сострадание станут нашими профессиональными составляющими.

Хоть и не был никогда отличником, но один человек сделал так, что теперь уже четырежды отличник. Нина Аркадьевна Черныш – заведующая педагогическим отделением. Самый строгий и требовательный педагог. Влепила тройку по каллиграфии на первом курсе и заставила написать тетрадь правильных букв на четвёртом, чтобы сделать отличником... Спасибо за этот бесценный опыт и урок, Нина Аркадьевна!

Все наши преподаватели, извините, что обо всех не упомянул, настолько нас увлекали и поглощали работой с собой, что некогда было замечать скрытую, но не менее важную работу руководителей учреждения – директора Александра Кирилловича Прусова, заместителя директора по воспитательной работе Елены Григорьевны Рыбаковой. В этом тоже секрет профессионализма: не мешать творческим, неординарным педагогам и личностям реализовывать свою воспитательную концепцию. Благодаря им мы очень рано почувствовали себя взрослыми людьми, которые могут воспитывать других людей.

Почему вдруг «Мы». 

Почему в моём повествовании вдруг стали появляться местоимения «мы»? По двум причинам. Мне кажется, что каждый, кто в своё время учился вместе со мной, может подписаться под моими словами и согласиться во многом со мной. А ещё, пришёл в колледж я один, а ушёл вместе со своей будущей супругой, с которой мы с 17 лет вместе. И на этом история не заканчивается, я очень надеюсь, что мои дети или внуки обязательно ещё вернутся в пропитанные добротой и любовью стены колледжа, ставшие навсегда для нас родными.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N