Кто такой военрук и чему он учит детей | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
14:00 06 Декабря 2021 Общество

Кто такой военрук и чему он учит детей

– А теперь домашнее задание: в свободное от учёбы время попробуйте создать отряд тимуровцев, выберите командира. И самое главное – подумайте, какие добрые дела вы можете совершить, – так заканчивается один из уроков в СШ № 59. 

В этом учебном году в учреждениях образования снова появились военруки. Чему хотелось бы научить современных детей? Кто такой настоящий человек? Об этом поговорили с руководителем военно-патриотического воспитания средней школы № 59 Дмитрием УКЛЕЙКО.

К своим обязанностям Дмитрий Николаевич приступил 15 сентября, так что его в прямом смысле слова можно назвать молодым наставником, который не только учит, но и учится сам. До этого он долгое время служил в органах пограничной службы. С последней занимаемой должности – помощник командира Гомельской пограничной группы по работе со СМИ – ушёл в звании подполковника.

– В школу меня, наверное, привела судьба. В своё время я проходил обучение в военной академии. Там готовили и инженеров по эксплуатации техники, и юристов, а я получил специальность «социальный педагог, педагог-психолог». Когда выдавали диплом, пробежала мысль: может, ещё пойду с детьми работать? Как в воду глядел, – смеётся Дмитрий Уклейко. – Знаете, когда ты родитель, школа воспринимается как-то иначе. Мне почему-то всегда казалось, что наших детей учат совершенно не так, как учили нас. Но сейчас, когда я оказался на месте педагога, понимаю, что за это время изменилась сама система образования, изменилась методика преподавания, да и дети стали другими. 

– Чему бы вам хотелось научить ребят? 

– Умению критически оценивать те события, которые нам преподносятся. Это первое и самое важное. У детей сейчас клиповое мышление. Увидели какую-то картинку, краткий комментарий – и слепо этому верят. Хочется научить детей, особенно тех, кто постарше, сопоставлять события и логически приходить к какому-то выводу, думать. И это касается всего. Даже рекламы, которая постоянно выскакивает в интернете. Если раньше продукт был хороший, но в некрасивой обёртке, то сейчас продукт плохой, но в красивой обёртке.

Ещё я бы хотел вырастить патриотов своей страны. Дети должны понимать, что Беларусь – это наша Родина, которую нужно ценить и любить. 

Я стараюсь показать, что хорошего есть в нашей стране. Есть АЭС, нефтеперерабатывающие заводы, БМЗ, «Беларуськалий». Возможно, кто-то, повзрослев, пойдёт туда работать. И это здорово. Хочется показать ребятам, что у нас есть достижения, и эти достижения всего народа и для народа. 
Сейчас у маленьких детей спрашиваю, кто хочет быть космонавтом? Многие смеются. Но давайте вспомним, что 4 ноября президенты Беларуси и России утвердили Договор о создании Союзного государства на 2021–2023 годы. 

И, возможно, через 10–15 лет, белорусский космонавт будет трудиться на какой-то союзной космической станции. 

– В вашем понимании, кто такой патриот? 

– Это человек, который любит свою Родину. Понимает, что такое Родина и с чего она начинается. А начинается она с картинки в букваре, со школы. Наверное, какие основы мы заложим в учреждении образования, с таким багажом дети и пойдут во взрослую жизнь. Сейчас многие говорят о гражданине мира. То есть о человеке успешном и востребованном везде, в любой точке земного шара. Но такой человек забывает о своих корнях. А этого допускать нельзя. 

– Дмитрий Николаевич, вы сказали, что дети сейчас другие. Может, нужно искать какие-то новые нестандартные формы работы с ними? 

– Мы ищем. Только что с четвероклассниками у нас был киноурок. В республике это совсем молодой проект, только набирает обороты. Сначала ребятам демонстрируется короткометражный фильм, а потом начинается обсуждение. Причём очень активное. У детей создаётся определённый эмоциональный фон, который затем нужно подкрепить какими-то действиями. Вот, к примеру, сегодня была тема волонтёрского движения. Дети не знают, кто такие тимуровцы, но знают, кто такие волонтёры. Да и вообще, каждый понимает, что значит сделать доброе дело. А после занятия они попробуют подкрепить полученные знания делом – создать свои волонтёрские отряды. 


  • Дети не знают, кто такие тимуровцы, но знают, кто такие волонтёры. Дмитрий Уклейко


С детьми нужно посещать музеи, места воинской славы. Эти формы тоже работают. Многие мои коллеги говорят, что школьников следует учить собирать-разбирать автомат. Я считаю, делать этого не стоит. Сначала нужно забраться к детям в душу, повлиять на их сознание, создать у ребёнка внутри добрый мир. Так мы воспитываем настоящих граждан. А рано или поздно эти граждане станут защитниками страны. Каждый на своём участке. Кто-то пойдёт служить, кто-то нет, но он будет патриотом на своём рабочем месте. 

Понимаете, самое главное – развивать детей духовно. Должен быть внутренний стержень. 

И учить нужно на наших примерах. Вот совсем недавно белорусским военным лётчикам майору Андрею Ничипорчику и лейтенанту Никите Куконенко посмертно были присвоены звания Героев Беларуси. Найдите в интернете хоть одного американского лётчика, который бы совершил такой подвиг. Виктор Оськин Новобелицу спас, отвёл бомбардировщик. На такое способны только наши люди. 

Хочется, чтобы дети знали: подвигу есть место и в мирное время. Из последнего привожу пример Ромы Когодовского. Мальчик, сверстник учеников, которые приходят ко мне на занятия, действительно совершил подвиг. 

– Педагоги часто говорят, их главная задача – вырастить настоящего человека. Какими качествами обладает такая личность? 

– Думаю, настоящий человек должен уметь отличить добро от зла. А ещё уметь сопереживать. Знаете, у нынешних детей нет коллективного мышления. Долго прививалась идея индивидуальности, мира, в котором есть «я», но нет «мы». А ведь товарищество, дружба – это основа. Если же у школьника телефон – единственный друг, это очень печально. Рано или поздно телефон сломается, и человек останется один.

Когда ребёнок работает в команде, он думает о других, переживает. И значит, будет переживать за всё. Думаю, такое переживание стимулирует развитие и критического мышления.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N