Листая календарь: Православные и католические праздники февраля | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Наталья  Сафонова Наталья Сафонова Автор текста
11:55 03 Февраля 2024 Общество 5543

Листая календарь: Православные и католические праздники февраля

В какой день православные верующие вспоминают блаженную Ксению Петербургскую и когда у католиков начинается Великий пост? Об этом читайте в календаре религиозных праздников на февраль.



Православные праздники.

3 февраля православные верующие чтят память преподобного Максима Грека. Он был сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания).

Юноша получил блестящее образование, много путешествовал, изучал языки и науки в странах Европы, побывав в Париже, Флоренции, Венеции. Вернувшись на родину, Максим прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами, позже переводил на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу деяний апостолов и несколько богослужебных книг.

6 февраля – День памяти блаженной Ксении Петербургской. Святая родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но Андрей Феодорович скоро скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовой на 26-м году её жизни.

Этот неожиданный удар так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла всё земное, человеческое, все радости и утехи и вследствие этого многим казалась лишившейся рассудка. Так на неё стали смотреть даже её родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала всё своё имущество бедным.

Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжёлый путь юродства Христа ради. Облачившись в одежды мужа: надев его бельё, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна.

14 февраля – День памяти святого мученика Трифона. Трифон был родом из Фригии. Его родители были простые и благочестивые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил. Но святой Трифон ещё ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил многие иные благодеяния.

15 февраля – Сретение Господа Нашего Иисуса Христа. Праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии – встрече в иерусалимском храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном. Когда воплощённому Слову Божию пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божьим уготованы были некоторые избранные из человеков – встретить Его чудесное всеспасительное явление и возвестить его миру. Одним из них был исполненный Духа Святого старец Симеон, которому было обещано от Бога, что не покинет он сей мир до тех пор, пока не увидит Христа Господня.

20 февраля – День памяти святителя Парфения, епископа Лампсакийского. Святой родился в городе Мелитополе (Малая Азия), где его отец Христофор служил дьяконом. Юноша не учился грамоте, но хорошо усвоил Божественное Писание, часто присутствуя в храме на богослужениях. Парфений славился добрым сердцем и, занимаясь рыболовством, раздавал вырученные деньги нищим. Исполненный благодати Божьей, святой Парфений с 18 лет именем Христовым лечил болезни, изгонял бесов и творил другие чудеса.

Узнав о добродетельной жизни юноши, Мелитопольский епископ Филипп дал ему образование и посвятил в пресвитера. В 325 году, в царствование Константина Великого, архиепископ Кизический Ахиллий поставил Парфения епископом города Лампсака (Малая Азия). В городе было множество язычников, и святитель стал усердно распространять веру во Христа, утверждая её по воле Божьей многими чудесами и исцелениями больных. Являя людям великую силу веры во Христа, святитель Парфений обратил множество идолопоклонников к истинному Богу.

25 февраля – празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Икона, называемая ещё Вратарницей, или Привратницей, изображает Деву Марию с Младенцем. Оригинал образа находится в Иверском монастыре на горе Афон в Греции. Согласно преданию, икону написал евангелист Лука, сподвижник апостола Павла. Существует легенда, которая и дала иконе одно из её имён. В IX веке образ хранился у благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. Чтобы спасти лик Богородицы от иконоборцев, которые стали особенно активны в правление императора Феофила, женщина опустила икону в море. Через некоторое время монахи Иверского монастыря, расположенного на горе Афон, увидели её в море. Икону поддерживал огненный столб.

Святой Гавриил, инок монастыря, прошёл по воде и принёс икону в монастырь. Однако утром её обнаружили над воротами. Согласно преданию, её несколько раз пытались внести в помещение, но всегда она возвращалась обратно. Поэтому икону и прозвали Привратницей.



Католические праздники.

2 февраля – Сретение Господне у западных христиан. Принесение в иерусалимский храм Младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после рождества и на 32-й день после обрезания. Поэтому католическая церковь отмечает его 2 февраля. Сретение в Римско-католической церкви – праздник очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении Младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на 40-й день после рождения первенца.

При входе в храм Богородицу встретили святой Симеон и старица Анна, обитавшая при храме. Евангелист Лука повествует о том, что когда Мария стояла в храме с Младенцем 
Иисусом на руках, к ней подошёл старец Симеон, известный в городе своей мудростью и праведностью. Увидев Иисуса, он взял его на руки и произнёс: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32).

5 февраля – День памяти святой Агаты. Святая Агата Сицилийская (231–251) происходила из одного знаменитого рода, проживавшего на острове Сицилия.

После принятия крещения она из любви к Христу решила сохранить девственность. Но её красота привлекла внимание римского наместника Квициана. Когда наместник, как и прочие кандидаты в женихи, получил отказ Агаты, он возненавидел девушку.

Квициан, выполняя распоряжения императора, возглавил волну гонений на сицилианских христиан. Одной из первых была арестована Агата. В это время на Сицилии произошло землетрясение, в ходе которого погибло много язычников, и тогда испуганный наместник, видя в этом руку провидения, прекратил гонения на христиан. Испуганные палачи прекратили терзать Агату, но та, не выдержав пыток, скончалась в тюрьме.

14 февраля – Пепельная среда. Она открывает Великий пост, продолжающийся 45 дней (или 46 дней – в високосный год) и заканчивающийся Пасхой. В этот день, в соответствии с древним обычаем, верующим наносится на лоб знамение креста освящённым пеплом.

C III–IV веков церковь стала возлагать пепел на головы публично кающихся после исповедания ими своих грехов. С X века голову пеплом стали посыпать все верные, чтобы обозначить своё вступление на путь обращения. В XIV веке возложение пепла встречалось уже повсеместно. Пальмовые (или вербные) ветви, сохранившиеся с прошлого праздника Входа Господня в Иерусалим (Пальмовое воскресенье), сжигаются, а собранный пепел освящается. Огонь, сжигающий ветви, указывает на огонь любви, который превращает всё грешное в пепел.

Также 14 февраля католики вспоминают святых Кирилла и Мефодия. Около 861 года оба брата в составе византийского посольства в Хазарский каганат дважды побывали в Херсонесе, затем были посланы императором Михаилом III в Великую Моравию, одно из крупнейших государств Средней Европы того времени.

Эта миссия была организована по просьбе моравского князя Ростислава, который стремился ограничить в своём княжестве влияние немецкого духовенства и хотел, чтобы христианское учение проповедовалось на понятном славянам языке, а не на латыни.

Кирилл и Мефодий переводили с греческого на славянский язык книги Священного Писания, а также литературу, необходимую для богослужений. В основу перевода легли хорошо известные им восточно-болгарские диалекты.

В отличие от других практиковавшихся в ту эпоху способов записи славянской речи славянское письмо Кирилла и Мефодия представляло собой особую законченную систему, созданную с учётом всех особенностей славянского языка. Для текстов переводов ими была создана особая азбука – глаголица. Братья также обучили местных священнослужителей совершать богослужение по-славянски. Этот опыт получил распространение и в соседних населённых славянами землях.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N