Листая календарь: православные и католические праздники сентября
Когда православные отмечают День усекновения главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и церковное новолетие, а в какой день католики празднуют Рождество Божьей Матери. Об этом – в календаре церковных праздников на сентябрь.
Православные праздники.
8 сентября. Празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Владимирская икона Божией матери, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». В Россию икона принесена из Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о её чудотворениях дошёл до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении её из Владимира в Москву.
10 сентября. Празднование в честь обретения мощей преподобного Иова Почаевского.
Преподобный Иов Почаевский родился в середине XVI века в Галиции от благочестивых родителей по прозванию Железо и был наречён в крещении Иоанном. Своим усердием он завоевал любовь монастырского братства, прозорливый же игумен провидел в нём большие духовные дары. На двенадцатом году жизни Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов, а на тринадцатом – уже после многих иноческих подвигов – был рукоположен в священнический сан (впоследствии он принял схиму). Известия о духовных подвигах Иова широко распространились по всему краю.
11 сентября. День усекновения главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна посвящён воспоминанию события, описанного евангелистами Матфеем (Мф. 14:1-12) и Марком (Мк. 6:14-29). Святой Иоанн Креститель был заключён в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи, потому что открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать всё, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мёртвой главы проповедника покаяния ещё раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в самарийском городе Севастии, там, где совершилось злодеяние. Отмечать день мученической кончины Иоанна Крестителя начали его ученики. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка. В этот день проводится также поминовение усопших воинов.
14 сентября. Церковное новолетие – начало индикта.
Пожалуй, самым незаметным православным праздником является церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется «началом индикта» и празднуется 14 сентября. Именно эта дата считается первым днём нового церковного года. Празднование новолетия началось в сентябре 1363 года как дань гражданской византийской традиции. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что он пришёл «исцелять сокрушённых сердцем». Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времён Юлианского календаря. В день церковного новолетия в православных храмах совершают особый молебен, в котором благодарят Бога за прожитый год и просят благословить наступивший новый.
18 сентября. День памяти пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей святого Иоанна Предтечи. Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Праведные священник Захария и жена его Елисавета (сестра Анны, матери Пресвятой Богородицы), «поступая по всем заповедям Господним беспорочно», страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии».
21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – важный церковный праздник, в православии он относится к числу двунадесятых и отмечается 21 сентября. Праздник установлен церковью в IV веке. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам предание. В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара – Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принёс в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», – подумала Анна. Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнёшь и родишь дочь, благословенную, превыше всех. Через Неё получат благословение Божие и все земные народы. Через Неё будет дано всем людям спасение. Имя Ей будет Мария». Святая церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от пресвятой их дочери девы Марии родился Иисус Христос.
27 сентября. Праздник Воздвижения креста Господня.
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня установлен в память обретения и воздвижения креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трёх войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землёй Голгофу и гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Разыскивая Животворящий крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время её поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены гроб Господень и неподалёку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие тело Господа.
Католические праздники.
8 сентября. Рождество Божьей Матери у западных христиан.
Праздник Рождества Божией Матери Девы Марии, отмечаемый католической церковью ежегодно 8 сентября, посвящён воспоминанию рождения Матери Иисуса Христа – Пресвятой Девы Марии. В Новом Завете содержится крайне мало сведений о жизни Богородицы и событие, отмечаемое в этот день, зафиксировано только в церковном предании. В предании сообщается о том, что родителями Девы Марии были благочестивые Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна – из рода первосвященников. Дева Мария была рождена по особому обетованию Бога, данного Иоакиму и Анне, когда они уже были в преклонном возрасте. Имя Богородицы было указано ангелом, который возвестил родителям и о самом её рождении. Празднуя Рождество Богородицы, христиане подчёркивают, насколько важная роль отведена Деве Марии в осуществлении божественного плана спасения человечества. Первые упоминания о праздновании Рождества Богородицы относятся ко второй половине V века. Примерно в это же время праздник был включён в церковный календарь. Рождество Богородицы является одним из великих праздников.
29 сентября. День святого Михаила.
Праздник святого Михаила в средние века считался обязательным, но, начиная с XVIII века, постепенно утратил своё торжественное значение. Почитание архангела Михаила издревле было связано с верой в торжество добра над злом. В иконографии Михаил часто изображался как воин-защитник, покровитель народа божьего в его борьбе за свободу. Отцы церкви учат, что именно Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни, он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта, через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима. С архангелом Михаилом связываются и другие важные библейские эпизоды. В Ветхом Завете архангел Михаил выступает как военный покровитель избранного народа. Именно он является вестником побед над войсками язычников. Святому Михаилу молились о здоровье.