Мешочки с солью, скандинавская ходьба: интересные проекты СШ №69 | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
11:00 07 Сентября 2019 Общество

Мешочки с солью, скандинавская ходьба: интересные проекты СШ №69

Внешне эта школа не слишком отличается от других, но вот то, что происходит внутри, действительно заслуживает восхищения. Для формирования ровной осанки у детей здесь используют мешочки с солью. Для укрепления здоровья – палки для скандинавской ходьбы. Ну а для вдохновения – бессмертные хиты Фредди Меркьюри. Звучит оригинально и даже чуточку нереально, но это чистая правда. Мы сами убедились, побывав в гостях в средней школе № 69, которую уже более 14 лет возглавляет Александр Машкаров. 



В военном деле не остался. За любыми достижениями, а тем более в образовании, стоят десятки людей. В этой сфере не бывает мгновенных результатов, это долгий, кропотливый, ежедневный труд целой команды единомышленников, но всё же направляет их один человек – лидер. На роль руководителя сгодится не каждый – уж больно велики ответственность и набор нужных качеств, но когда капитан на борту, корабль на всех парусах устремляется к неизведанным горизонтам. 

Александр Валерьевич не гомельчанин, родился и вырос в Оршанском районе Витебской области. Там же окончил школу со спортивной направленностью. 


– В то время возможность развития спорта была тесно связана со студенчеством. Поэтому я выбрал Мозырский государственный педагогический институт имени Н. К. Крупской, факультет общетехнических дисциплин и физики, – вспоминает директор. – Тогда два направления шли параллельно: я и специальность получал, и профессионально занимался лыжным спортом и биатлоном. 

К трудовой деятельности новоиспечённый педагог приступил в 85-м на гомельской станции юных техников. Правда, проработал недолго – Родина позвала, и молодой человек ушёл в армию. Полтора года Александр Валерьевич отслужил в элитном подразделении стратегической авиации. И хотя это время подарило много новых возможностей, в военном деле педагог не остался. Вернувшись в Гомель, Александр Машкаров устроился учителем в среднюю школу № 51. Тогда в этом перспективном учреждении всё только начиналось: жизнь кипела, в школе реализовывалось множество направлений, так что молодой специалист попал в самую гущу событий. И отдал этому месту ни много ни мало 18 лет. Но знания, умения, опыт и энергия требовали чего-то нового. 

В 2005 году в День космонавтики, 12 апреля, Александра Валерьевича представили коллективу средней школы № 69 в качестве директора. 

Школа начинается с территории. Быть в ответе за себя – удел самодостаточного человека, а вот брать ответственность за других, причём не только за их успехи, но и за неудачи, что куда сложнее, это участь настоящих руководителей. 

– Систему образования в последнее время довольно сильно штормит. И задачи, которые сегодня ставят перед руководителем, настолько широки, что всё и не охватишь, – признаётся Александр Машкаров. – Современная школа – это не просто образовательное учреждение, это полноценный социально значимый объект, с которым связаны не только ученики, но и жители всего микрорайона. Так что подход в организации работы должен быть масштабным и продуманным. 

Как театр начинается с вешалки, так школа начинается с территории. В учреждении разработали свою концепцию благоустройства, исходя из потребностей не только школьников, но и жителей близлежащих домов. В этом месте много многоэтажек, и зачастую мамам с колясками даже негде прогуляться. Так что территория учреждения в свободном доступе и открыта для всех. Правда, есть во всём этом и обратная сторона. 


– К сожалению, никуда не деться от вандализма. Десятки дорогих саженцев были выкопаны или испорчены, тумбы с петуниями наполовину разворовали, – делится печальными фактами директор. Однако сдаваться здесь не собираются: в проекте территория должна выглядеть ещё лучше. 

Отдельным поводом для гордости коллектива является спортивная площадка. Раньше на её месте была баскетбольная площадка, не соответствующая нормам безопасности. Сегодня здесь раскинулась уникальная многофункциональная зона с мягким покрытием, на которой можно играть в футбол, волейбол, большой теннис и бадминтон, проводить уроки физической культуры и здоровья. В скором времени планируется установить баскетбольные кольца. И что самое удивительное: площадка опять-таки готова принять и учащихся, и жителей микрорайона. 

– Справедливости ради отмечу, что очередь к нам не выстроилась, – с грустной улыбкой говорит Александр Валерьевич. – Да, пришли поиграть родители, которые нас знают, но на этом всё. 

Палки в руки – и вперёд! Содержать здание школы, как и любое хозяйство, весьма непросто. Ещё сложнее – развивать, причём делать это так, чтобы работали абсолютно все направления. К тому же во главу угла хочется поставить не только качество образовательного процесса, но и сохранение здоровья школьников. Именно поэтому в учреждении ищут интересные решения. 

– Мешочки с солью – сегодня уже норма, – признаётся директор. – Такая методика позволяет формировать у детей правильную осанку. Принцип работы предельно прост: как только мешочек сползает с головы или падает, малышу нужно распрямить плечи, выровнять спину. Посторонним людям это кажется немного странным, но, поверьте, дети воспринимают очень хорошо. Они настолько привыкают, что умудряются даже к доске выйти, не уронив мешочек. 


Конторки, на которых настаивает Центр гигиены и эпидемиологии, тоже давно стали обычным делом. Причём пользуются ими не только ученики начальной школы, но и старшеклассники. А ещё добавьте сюда массажные коврики из природных материалов. Благодаря таким нехитрым вещам образовательный процесс проходит куда более эффективно и позитивно.  

Ещё один замечательный проект связан с физической активностью школьников. К сожалению, компьютеры и смартфоны целиком захватили современных подростков. Гиподинамия достигла небывалых масштабов, а всевозможные физкультминутки мало спасают ситуацию. Вот и решили в учреждении обратить внимание на такую популярную методику оздоровления, как скандинавская ходьба. 



Что важно для педагога? Личный пример. Александр Валерьевич до сих пор серьёзно занимается лыжным спортом, скандинавской ходьбой. В копилке его достижений – множество наград. В их числе и медали Всемирных зимних игр в Польше. 


– Благодаря попечительскому совету мы закупили у белорусского производителя около 80 пар палок для норвежской ходьбы, – рассказывает Александр Валерьевич. – Ими пользуются не только ребята из среднего и старшего звена, но и наши малыши. На уроках физкультуры освобождённые школьники не сидят на скамейке: они занимаются полезным для здоровья делом. 

Более того, это направление настолько прижилось, что в школе даже открыли клуб для любителей скандинавской ходьбы. 

Хороший специалист – это здорово, но узконаправленно. Для руководителя задача № 1 – собрать достойный коллектив: привлечь людей интересных, идейных и неравнодушных. 

– Конечно, хочется, чтобы в твоём учреждении работали звёзды, – улыбается Александр Машкаров. – Но я уверен: всегда можно вырастить своих. Никто меня не переубедит, у нас толковая молодёжь. Новоиспечённые специалисты ещё и фору дадут тем, кто проработал уже 20 лет. Поэтому ставку делаю на молодёжь, но при этом стараюсь не растерять потенциал старшего поколения педагогов. В школе трудится категория людей, которым я сказал: будете работать столько, сколько захотите вы, а не я. 

Обязанности руководителя крадут практически всё время, но всё же чувствовать себя педагогом нужно обязательно: преподавать хотя бы по два–три часа в неделю, уверяет собеседник. Для себя директор выбрал 5-е классы. За год он успевает познакомиться со всеми ребятами, понять, кто из какого теста слеплен, чтобы в будущем помогать и направлять. Сегодня в учреждении обучается порядка 700 школьников. Не поверите, но большинство из них Александр Валерьевич помнит по именам. 


В современном обществе о потенциале выпускника часто судят по его аттестату. 

– Для меня уровень оценки – вообще не показатель, причём уже давно, – признаётся директор. – Хороший специалист – это здорово, но узконаправленно. Если человек не обладает качествами, которые должны быть сформированы за годы учёбы в школе, навряд ли он может считаться примером в обществе. Знаете, как говорят: хороший человек – это не профессия. Поэтому, думаю, наша главная задача – заложить в детях лучшие качества. 


За годы, даже столетия своего существования профессия педагога претерпела значительные изменения. Стала практически женской (из 93 человек коллектива СШ № 69 только 10 мужчины) и утратила былой престиж. 

– Мне хочется дожить до тех времён, когда перед учителем опять начнут снимать шляпу, – говорит Александр Машкаров. – Не знаю, на каком этапе это похоронили. Статус педагога – человека, который на протяжении всей жизни отдаёт и вкладывает, – сегодня занижен. Более того, учителям приходится заниматься работой, которую они не должны выполнять, тогда как у педагога одна обязанность – творить. 

«У нас есть своя религия». В жизни любого наставника немало разочарований, но ещё больше поводов для радости, гордости. Школа – это ведь не просто здание с партами да учебниками, это особый дом, в котором царит удивительная и поистине неповторимая атмосфера. 


– Я счастлив, когда вижу результат. Когда мои ученики приводят уже своих детей. Когда люди, приехавшие из другого города, благодарят за красивую благоустроенную территорию. Когда ребята в единой спортивной форме занимаются на спортивной площадке, – улыбается Александр Валерьевич. 

Видеть, как дети находят себя в этом учреждении, тоже большой подарок, если не лучший. Поверьте, таких примеров десятки. Один мальчишка пришёл в школу изгоем, до этого сменил несколько учреждений образования, но так нигде и не прижился. И только в 69-й обрёл свой второй дом: не просто наладил отношения со сверстниками, но и стал кандидатом на участие в международной олимпиаде по географии. Другой парень месяц не посещал занятия: было какое-то отторжение. Но в результате подросток дошёл до заключительного этапа республиканской олимпиады и стал победителем. Разве не это настоящее достижение?

– У нас есть своя религия, своё видение, – подытоживает руководитель. – Когда всё задуманное получается, это приносит огромное удовольствие. 





Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N