Николай Румянцев и Ирина Паскевич: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем - в проекте "Баден-Баден" | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Сергей Вершинин Сергей Вершинин Автор текста
11:00 10 Сентября 2021 Общество

Николай Румянцев и Ирина Паскевич: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем - в проекте "Баден-Баден"

Мы продолжаем публиковать полную версию проекта «Есть Баден-Баден, а есть Гомель-Гомель». Читайте в выпусках об известных людях, судьба которых так или иначе связана с Гомелем и Гомельщиной. Одни родились в нашем городе и области, другие здесь ушли из жизни, в судьбе третьих в наших краях произошли важные, порой переломные события.

Канцлер государства российского

Знаменитый французский политик и дипломат Шарль Морис де Талейран-Перигор писал графу Николаю Петровичу Румянцеву: «Вы соединяете в себе французскую любезность с английской глубиной и ловкость итальянца с твёрдостью русского». Это не одна лишь лесть – граф действительно соединял в себе множество достоинств и талантов. Притом проявил он их не только на дипломатическом поприще.


Николай Румянцев родился 3 (14) апреля 1754 года в семье выдающегося полководца Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны, урождённой Голицыной. Свои первые годы провёл в Москве, получая домашнее воспитание под руководством своей матери. Девятнадцати лет Николай Румянцев был представлен ко двору. Его пожаловали камер-юнкером, а вскоре, в 1776 году, он уже получил первое дипломатическое поручение: отправился в Вену с извещением о вступлении цесаревича Павла в новый брак. В 1782 году начал дипломатическую службу в качестве чрезвычайного посла в Германии. Позже возглавил Департамент водных коммуникаций, и именно при нём началось строительство Мариинской водной системы, соединившей бассейн Волги с Балтийским морем, что было необходимо для снабжения Санкт-Петербурга хлебом.

В 1808 году Александр I вновь призвал Румянцева в сферу международных отношений – теперь уже в качестве министра иностранных дел. Важнейшим направлением деятельности на новом посту стало урегулирование отношений с Францией. При непосредственном участии Николая Румянцева состоялась встреча Александра I и Наполеона в Эрфурте, результатом которой явилось подписание союзной конвенции, на какой-то период смягчившей отношения между государствами.

Особенно удачным, принёсшим европейскую славу графу Румянцеву, стало подписание в сентябре 1809 года в Фридрих­сгаме мирного договора, завершившего русско-шведскую войну, последнюю в истории двух государств. Результатом договора стало присоединение к России Финляндии.

7 сентября 1809 года Николаю Румянцеву было присвоено звание государственного канцлера России, а в январе 1810 года он стал первым председателем Государственного совета.

Уже имея известия о вступлении наполеоновской армии в российские пределы, Румянцев не хотел им верить и убедился в их истинности, лишь получив подтверждение от самого Александра I. Это подтверждение стоило ему здоровья: с графом случился апоплексический удар. В 1813 году он подаёт прошение об отставке, которое было удовлетворено в августе 1814 года.

Наряду с полномасштабной государственной деятельностью Николай Румянцев известен как коллекционер, меценат, покровитель учёных и исследователей. Румянцевский музей, собрание которого легло в основу Российской государственной библиотеки, один из главных итогов деятельности графа. Завещав свою библиотеку (28 000 томов, из них 104 экземпляра инкунабул, издания Эльзевиров, множество русских старопечатных и рукописных книг) и коллекции «на общую пользу», Николай Петрович действительно «увековечился». А ещё он снарядил на свои средства экспедиции Крузенштерна и Коцебу. И теперь в Южной Америке растёт пальма сиагрус Румянцева, а на Филиппинах, Суматре и Яве живет бабочка парусник Румянцева, именем графа назван один из атоллов в архипелаге Туамоту.

Одним из направлений деятельности Николая Петровича Румянцева, особенно важным для нас, стало создание нового, европейского облика Гомеля. В 1796 году, после смерти отца унаследовав Гомельское имение, он разворачивает здесь полномасштабные строительные работы. В первой четверти XIX века в центре города была сформирована площадь, от которой лучами разошлись три главные улицы Пробойная (ныне – Советская), Садовая (Замковая, ныне – проспект Ленина), Фельдмаршальская (Пролетарская). На центральной площади возведены общественные здания: гостиный двор, ратуша, костёл, доходное училище, чуть в стороне  Петропавловский собор, дом для проживания владельца, дом для летнего проживания, более известный гомельчанам под названием «Охотничий домик», немецкий и русский трактиры. На улице Пробойной выросли каменные аптека, больница, ланкастерская школа, начала строиться Троицкая церковь. Чуть в стороне на высоком берегу реки выросло здание лицея. Обширнейшая программа возведения нового города была реализована архитекторами Джоном Кларком, приглашённым в Гомель в 1801 году, и Иваном Дьячковым, работавшим в городе с 1814-го.

Граф Николай Петрович Румянцев скончался 3 (16) января 1826 года в Санкт-Петербурге. По его завещанию был похоронен в Гомеле в соборе святых Петра и Павла.


Гомельская княгиня

Ирина Паскевич родилась в 1835 году в семье действительного тайного советника, члена Государственного совета графа Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова и Александры Кирилловны, урождённой Нарышкиной.

Получила хорошее домашнее образование, знала несколько иностранных языков. В доме много внимания уделялось русской и зарубежной литературе, часто проводились вечера, где собирались известные русские писатели и поэты.


В 1852 году Ирина вышла замуж за Фёдора Ивановича Паскевича. В 1856 году, после смерти генерал-фельдмаршала Ивана Фёдоровича Паскевича, его сын Фёдор и Ирина унаследовали Гомельское имение и титулы. Ирина Ивановна стала светлейшей княгиней Варшавской, графиней Паскевич-Эриванской.

Увлечение литературой позволило Ирине Паскевич в дальнейшем заявить о себе как о переводчике произведений русских писателей. Одним из наиболее известных и значимых стал перевод на французский язык романа Льва Толстого «Война и мир». Это был первый перевод бессмертного произведения на французский. Он вышел в 1879 году с подзаголовком: «Исторический роман, переведён русской с разрешения автора». Переводчиком под псевдонимом «Паскевич М» являлась Ирина Ивановна. Кроме этого княгиня сама писала стихи, пьесы, рассказы.

Паскевич не толь­ко всячески способствовала экономическому развитию Гомеля и имения, но и оставила хорошую память своей благотворительной деятельностью. В 1867 году княгиня «обязалась жертвовать для бесплатного женского училища, что на Спасовой сло­боде, ежемесячно по 10 рублей серебром». Список благотворительных дел княгини достаточ­но обширен. Это учреждение приюта для малолетних девочек (1874 год) и Гомельского об­щества вспомоществования учащимся (1878 год), строительство каменного дома на Конной площади (район современного Центрального рынка) для гомельского ночлежного приюта и чайной, четырёх народных училищ в деревнях Прибор, Залипье, Давыдовка, Студёная Гута, гинекологической больницы и родильного дома; пожертвования на постройку го­родского водопровода, содержание Гомельского городского приёмного покоя и так далее. Благо­даря деятельности Гомельского общества вспомоществования учащимся, председателем которого на протяжении многих лет являлась Ирина Ивановна, ежегодно в гимназиях го­рода обучалось бесплатно более двух десятков детей из малообеспеченных семей. Ирина Паскевич финансировала обучение многих одарённых детей, из которых потом получились известные врачи, учителя, архитекторы. По прошению обеспечивала любую девушку Гомеля приданым. Масштаб благотворительной деятельности княгини Паскевич не имел себе равных в Белоруссии и заметно выделялся своим размахом в пределах Российской империи.

Уже в конце XIX века благодарные гомельчане в знак своей признательности назвали одну из центральных улиц города в честь княгини Ирининской. На этой улице долгое время функционировала глазная лечебница, построенная на средства Паскевичей.  

Высокую оценку современников получила деятельность Ирины Ивановны и по бла­гоустройству парка и дворца.

В 1913 году она финансировала строительство военного госпиталя и земской больницы, здания которых сохранились до наших дней. В годы Первой мировой войны княгиня активно участвовала в размещении на Гомельщине военных лазаретов. В эти же годы она передала Российскому обществу Красного Креста собственный легковой автомобиль.

После революции 1917 года всё движимое и недвижимое имущество Ирины Ивановны было национализировано. В 1919 году в здании дворца на основе собраний предметов искусства и живописи Паскевичей был открыт музей. Последние дни своей жизни Ири­на Ивановна провела в небольшой квартирке на улице Жандармской (ныне – Карла Маркса). Умерла от воспаления лёгких 14 апреля 1925 года. Похоронена была светлейшая княгиня Варшавская, графиня Паскевич-Эриванская у со­бора святых Петра и Павла.

Гомельчане чтут память двух своих выдающихся меценатов. На территории Петропавловского собора установлен бюст княгини Ирины Паскевич и мемориальная доска. Улице Первомайской возвращено прежнее название – Ирининская, а на самой улице установлен памятник княгине. Одна из гимназий города носит её имя.

Перед нашим главным дворцом находится памятник графу Николаю Румянцеву. С 1861-го

по 1919 год главная улица города в честь человека, перевернувшего облик Гомеля, называлась Румянцевская (ныне – Советская). В настоящее время на улице Советской находится ресторан «Румянцевский».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N