Нужен ли в троллейбусе кондуктор? | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Евгения Мироновская Евгения Мироновская Автор текста
09:47 07 Июля 2018 Общество

Нужен ли в троллейбусе кондуктор?

Ежедневно на городские транспортные магистрали выходит несколько сотен автобусов и троллейбусов. И если во многих автобусах к вам обязательно подойдёт кондуктор и поинтересуется наличием проездного, а при его отсутствии продаст билет, то в троллейбусах  пассажиру требуется прокомпостировать имеющийся талон или приобрести у водителя. К сожалению, многие выбирают третий вариант – бесплатный проезд.

Как предупредить такую ситуацию?

На каждую уловку – свой ответ 

Во время прямой линии председателя Гомельского горисполкома Петра Кириченко, прошедшей в июне, горожанка Галина Аркадьевна внесла предложение ввести в троллейбусах кондукторов.

 - Мне больно видеть, - поделилась неравнодушная женщина, - на какие уловки идут пассажиры, причём весьма, судя по одежде, обеспеченные, чтобы не выкладывать свои кровные за талончик… Недавно наблюдала такую картину: модно одетая горожанка вошла в салон с листочком белой бумаги, прокомпостировала его и, расположившись на сиденье, стала сверять с уже использованными талонами. Как это выглядит со стороны, её нисколько не волновало. Я, всю жизнь покупающая проездной билет, не могу смириться с таким отношением. 

Увы, как рассказал начальник отдела контроля за оплатой проезда КУП «Гор-электротранспорт» Геннадий Зайцев,  подобная уловка – одна из многих, присущих любителям прокатиться в общественном транспорте без оплаты. Самому приходилось видеть не раз «визитницы» пассажиров с комплектом использованных талонов. Однако и  «сгоревших» на этом, предупреждает он, немало. Код компостера меняется постоянно, в наличии сотни вариантов. Так что, по его выражению, «здесь выиграть сложнее, чем в лотерею».

Ещё недавно какое-то время на потоке стояла подделка удостоверений для инвалидов, имеющих право бесплатного проезда. Некоторые умельцы очень ловко обновляли старые проездные билеты. Сейчас таких махинаций стало меньше, поскольку возросла защита этих документов. Да и факты открытия уголовных дел по поводу подделок проездных остудили пыл «умельцев». 

Кто-то пытается проехать по удостоверению инвалида, выданному кому-то из родителей много лет назад. Иные молодые люди пытаются доказать, что они ещё школьники, предъявляя выданные им несколько лет назад справки или поддельные удостоверения. 

Но на каждую уловку у опытных контролёров есть свой ответ. При выявлении нарушений в «Горэлектротранспорте» руководствуются статьёй 11.33 «Подделка проездных документов» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно ей, «изготовление или сбыт» поддельных билетов или иных документов на проезд либо провоз грузов влекут наложение штрафа в размере от 10 до 20 базовых величин».

- Недавно мы стали наблюдать ещё одно удивительное явление,  - делится Геннадий Зайцев. - Выходя на остановке из салона, пассажир протягивает использованный талон входящему. Но тот, кто спешит воспользоваться им и говорит благодетелю спасибо, может попасть в очень неприятную ситуацию. Чаще всего при проверке контролёрами выясняется, что талончик недействителен, а пассажира  специально подставили. Кстати, недействительный талон могут оставить и на сиденье или приспособить его к окошку. Не спешите воспользоваться, помните о пословице «Скупой платит дважды».

Фактор неожиданности и неизбежность наказания

Если говорить о статусе безбилетника, именуемого в народе «зайцем», преимущественно это временно неработающий или стоящий на учёте в центре занятости. Самые же дисциплинированные пассажиры – пенсионеры. 

Ежедневно в городе на линии дежурят бригады контролёров – три-четыре человека на автомобиле, два-три – передвигающиеся своим ходом. Если перейти к языку цифр, в 2017 году было выявлено около 13 тысяч безбилетников, за пять месяцев нынешнего года – 5800.

А вообще, заблуждаются те, кто считает, что главное в работе контролёра – выявить побольше «зайцев» и тем самым «пополнить кассу».  Цель совсем другая – добиться оплаты проезда теми, кто пользуется услугами транспорта. Если падает выручка от продажи проездных талонов и билетов, значит, интенсивность проверок недостаточно высока, и работу нужно улучшать. Именно по объёму реализации проездных билетов оценивается работа контролёра. А ещё по ответной реакции пассажиров. При подтверждении сигнала о некорректности кого-то из представителей контрольной службы наказание со стороны руководства всегда адекватно.  Поэтому на предприятии уверены: если будут регулярно проводиться проверки и действовать фактор неожиданности, сократится количество тех, кто любит прокатиться бесплатно, а по сути – за счёт добросовестных пассажиров. Результат такого подхода налицо. Напомним, в 2002 году было зафиксировано 56 тысяч нарушителей.

Если сравнить с цифрами, приведёнными выше, количество «зайцев» сократилось в разы. Меньше приходится фиксировать и случаев откровенной «подставы» безбилетниками других людей, когда при установлении личности для оформления протокола указываются не свои паспортные данные, а адреса и фамилии друзей или просто знакомых. Благодаря большой профилактической работе, а также созданию единой базы правонарушений удалось значительно снизить количество таких фактов.

Многим стало понятно, что при раскрытии подобного проступка виновный заплатит не только большой штраф, но и столкнётся с проблемами при выезде за границу.

Экономически нецелесообразно

Тема введения кондукторов в электрическом транспорте не нова. Её не раз обсуждали на предприятии, просчитывали экономическую целесообразность нововведения. Об этом рассказал главный инженер КУП «Горэлектротранспорт» Максим Речкалов:

 - Полнота сбора платы за проезд является неотъемлемой частью перевозочного процесса, от уровня организации и функционирования которой зависят доходы предприятия. При этом полученная выручка должна в максимальной степени окупать произведенные предприятием затраты. В рамках эксперимента с 1 сентября по 31 октября 2017 года был введён кондукторный метод сбора выручки в троллейбусах по маршруту № 25 «Микрорайон "Клёнковский"» - Солнечная». Анализ результата показал, что дополнительно полученного дохода от продажи проездной продукции было недостаточно для покрытия расходов на содержание кондукторов. С учётом изложенного применение кондукторного метода сбора выручки в настоящее время экономически нецелесообразно. Поэтому предприятием взят курс на усиление разъяснительной работы с населением о порядке оплаты проезда в городском электрическом транспорте (размещение соответствующей информации в салонах троллейбусов, постоянное напоминание водителем о необходимости оплаты), чёткий контроль со стороны бригад. И, конечно же, создание необходимых условий для приобретения проездных талонов и билетов. Все горожане успели оценить установленные КУП «Горэлектротранспорт» стильные киоски. А пассажирам важно помнить, что оплата проезда – это новые троллейбусы, комфорт, облик нашего любимого города.

Автор фото: из интернета

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N