О буднях и людях, составляющих золотой фонд коллектива гомельского вагоностроительного завода — в материале "В" | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Наталья  Рудева Наталья Рудева Автор текста
09:30 17 Февраля 2024 Год качества 8537

О буднях и людях, составляющих золотой фонд коллектива гомельского вагоностроительного завода — в материале "В"

Гомельскому вагоностроительному заводу исполнилось полтора века. ВСЗ – старейший завод не только по меркам древнего Гомеля. Промышленных предприятий страны, чьи истоки идут с конца XIX века, не так уж много. Ещё меньше тех, кто смог обернуть время в успешное развитие. Сегодня ЗАО «Гомельский ВСЗ» – мощное высокотехнологичное предприятие, где трудятся профессиональные, многопрофильные специалисты. О богатом и славном историческом прошлом, о буднях современности и людях, составляющих золотой фонд коллектива, в материале, посвящённом юбилею. 





– Все мы знаем, что толчок расцвету небольшого уездного Гомеля дала именно железная дорога. Дальнейшее развитие Либаво-Роменской ветки диктовало необходимость ремонта подвижного состава – пассажирских и товарных вагонов, паровозов, – говорит Виталий Панасюк, заместитель директора по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Гомельского вагоностроительного завода. 

– 18 февраля 1874 года был подписан акт о вводе в действие железнодорожных мастерских, которые через полтора века преобразовались в наш вагоностроительный завод. Даже на тот момент в них работало 600–700 человек, что делало мастерские крупнейшим предприятием не только города, но и региона.

Суровый оскал капитализма.

 Условия труда, как упоминает история, были неимоверно тяжелы: рабочие трудились по 12–13 часов, зачастую ночуя на рабочих местах. Отопления в цехах не было, грелись кострами. Травматизм демонстрировал катастрофические цифры – 25–30 процентов от общей численности работников получали травмы и увечья. Контрастом на этом фоне была прибыль акционеров завода: она составляла порядка трёх миллионов рублей в год – огромные по меркам того времени доходы.
Первая мировая и последующая гражданская войны внесли эвакуационный хаос в работу мастерских. Но всякий раз производство удавалось наладить, реконструировать мощности. 

К 1941 году Гомельский паровозоремонтный завод стал крупнейшим в своей области предприятием с численностью работников три тысячи человек.

В войну – без остановок

– 23 июня 41 года первые бомбы упали на Гомель, но производство не останавливалось, хотя было решение об эвакуации в Уфу. Последний поезд, отремонтированный и переоборудованный в санитарный, ушёл с завода 13 июля, а 14 июля последний вагон с заводским оборудованием покинул стены предприятия, – говорит Виталий Владимирович. 

Страница истории в период фашистской оккупации пропитана горечью и героической жертвенностью. Немцам надо было ремонтировать свои вагоны и тепловозы, поэтому они достаточно быстро наладили на территории завода производство. Условия работы, как говорит Виталий Панасюк, были ещё более каторжные, нежели в царской России. Но, несмотря на это, активными работниками, оставшимися трудиться под властью фашистов, была создана подпольная ячейка – одна из первых в городе. 

– Вредили как могли: подсыпали песок в буксы, срывали и прятали изоляцию с паровозов, что выводило их зимой из строя, – перечисляет Виталий Панасюк. – Когда была разгромлена армия Паулюса под Сталинградом, фашисты вывесили траурное знамя на здании завода, а утром там висел красный стяг. Вся ночная смена заводчан была арестована, успевших укрыться ждала засада в одном из домов на улице Ауэрбаха. 22 февраля 43 года пойманных активистов вывезли в сторону Назаровского леса и расстреляли.

После освобождения Гомеля, 28 ноября 1943 года, прибыло возвращённое из Уфы оборудование. И хотя завод лежал в руинах, был разрушен на 95 процентов, в его истории начался новый этап – работа на близившуюся Победу.

Держать первый ряд! 

Восстанавливать цеха в кратчайшее время – такая задача стояла перед коллективом. Днём заводчане выполняли план, а вечером и в выходные дни трудились на стройках цехов. Так как паровозоремонтный цех был полностью разрушен во время бомбёжек, то его решили не восстанавливать, и после войны завод стал называться вагоноремонтным. К 1954 году Гомельский ВРЗ вышел на довоенные объёмы производства продукции. Он был в одном ряду с восемнадцатью такими же профильными предприятиями по ремонту вагонов в Советском Союзе.






– Ещё один факт, выводящий нас в первый ряд: в соревнованиях-пятилетках среди вагоноремонтных заводов в 1974 году гомельчане были награждены орденом Трудового Красного Знамени, – говорит Виталий Панасюк и указывает на музейную витрину, где среди знамён хранится высокая награда коллектива.

Хорошая работа – основа благополучия

– На заводе трудятся около 1250 человек, ввиду суровой специфики коллектив преимущественно мужской, – говорит Виталий Панасюк. – Средний возраст работников – 42 года – возраст жизненной зрелости и профессионального опыта.

На ВСЗ работали и продолжают трудиться представители более 20 славных династий вагоностроителей. 310 лет, более трёх веков, – самая впечатляющая суммарная продолжительность отданных заводу лет несколькими поколениями одной семьи. 

2023 год вагоностроители проводили с хорошими показателями, полностью выполненными, что не может не влиять на размер средней заработной платы. 

– На 2024 год портфель заказов сформирован, – продолжает Виталий Панасюк. – Основное направление – ремонт пассажирских вагонов, это 40–50 процентов общего объёма, изготовление запасных частей для подвижного состава – чугунных колодок, колёсных пар. Основным рынком сбыта ВСЗ традиционно является Белорусская железная дорога, а также Российская Федерация и Казахстан.

Руководство завода старается компенсировать нелёгкий труд работников хорошей социальной базой.




– У нас есть пять самодеятельных любительских коллективов, занимающихся разными жанрами искусства. С участниками, а их более ста человек, работают профессиональные артисты-педагоги, – рассказывает Виталий Панасюк. – Очень любят заводчане спорт – волейбол, в том числе пляжный, бадминтон, лыжные гонки. Нам есть чем гордиться. Команда по мини-футболу является семикратным призёром чемпионатов Республики Беларусь. У нас женщин мало, но они – самые сильные! В прошлые годы трудилась чемпионка мира по армрестлингу Татьяна Калюк. Лариса Шаповалова, штукатур энергосилового цеха, – серебряный призёр двух чемпионатов мира. Гордимся Марией Мамашук – серебряной медалисткой Олимпиады в Рио-де-Жанейро, которая начинала спортивное восхождение, тренируясь в СДЮШОР первичной профсоюзной организации завода.

Есть на заводе свой здравпункт, где ведут приём врачи разных профилей, функционируют физкультурно-оздоровительный комплекс, общежитие, база отдыха, на заводской территории находятся буфет и столовая.

– Мы не только не отказались от объектов соцкультбыта, но и системно вкладываем в их развитие средства, руководствуясь принципом: чем меньше бытовых проблем, тем лучше трудится человек. Кроме этого, мы не забываем наших ветеранов, всех тех, кто стоял у истоков, дал импульс современному развитию предприятия вагоностроителей, – говорит замдиректора.

Сначала игрушка, потом профессия. 

Андрей Гулевич, заместитель начальника вагоносборочного цеха, улыбаясь рассказывает, что к профессиональной мечте его вела сначала игрушечная железная дорога, потом детское желание быть проводником. Воплощение мечты началось с поступления в 2000 году в Гомельский колледж железнодорожного транспорта. Колёсно-тележечный цех стал первым рабочим местом молодого специалиста.



– Я стал слесарем подвижного состава, мне настолько нравилась работа, что физических нагрузок просто не замечал, – говорит Андрей. – Начинал с простейших операций: сборки-разборки букс, замены подшипников. Начальник цеха заметил мой энтузиазм и то, что я не боялся ответственности. В 2008 году я стал мастером и в общей сложности в колёсно-
тележечном цехе проработал 12 лет, что дало хороший старт для дальнейшего роста. Вот уже пять лет я – заместитель начальника вагоносборочного цеха, но не останавливаюсь в самосовершенствовании, хочу добиваться более высоких профессиональных рубежей. 

Андрей Гулевич нашёл на заводе не только любимую работу. Судьба подарила встречу с девушкой, ставшей женой молодого мастера. 

– Теперь у нас дружная, счастливая семья, подрастает дочь, которая проявляет интерес к истории завода. Возможно, когда-нибудь это детское любопытство перерастёт в профессиональный интерес, – заключает Андрей Гулевич.



Позвал гудок.

Михаил Щербаков – каменщик, бригадир строительной бригады участка энергосилового цеха. На завод юношу, жившего неподалёку от предприятия, привлёк звучныйутренний гудок. 

– Что за завод? Решил посмотреть, а потом и предложить свои услуги по многочисленным специальностям, которые получил, будучи строителем в армии, – вспоминает Михаил Щербаков. – Как раз в то время шла большая стройка – возводился механосборочный цех. Меня – универсала – оценили, взяли сначала плотником. Потом переквалифицировался в каменщики – их особенно не хватало для возведения жилья переселенцам из Чернобыля. За 42-летний стаж столько всего на заводе построили со своей бригадой, не перечесть. Кроме того, возводили жильё для своих работников, помогали подшефным совхозам при строительстве различных сельхозобъектов.
Там Михаил Иванович встретил будущую супругу, для которой ВСЗ тоже стал родным предприятием.
 
– Сейчас вагонному цеху строим современный навес из металлоконструкций, обшиваем металлопрофилем здание, – говорит Михаил Иванович. – Работа интересна своим разнообразием, каждый раз учишься чему-то новому. Единственное, о чём жалею, – за свою длинную трудовую жизнь ни разу не проехался в тепловозе. Но может, ещё успею!

За добросовестный труд Михаил Иванович награждён званием «Выдатнiк Беларускай чыгункi», стал почётным работником завода.



Немного художник.

 У Александра Степанова специальность звучит необычно. Он металлизатор колёсно-тележечного цеха.

– Металлизатор – достаточно современная профессия, – описывает её Александр. – Специфика в том, чтобы нанести на трущиеся детали вагонов покрытия из прочного металла, что позволит им выхаживать расстояние в два раза больше. Если раньше вагон приходил на ремонт после 300 тысяч километров пробега, то сейчас через 500–600.

К профессии Александра подтолкнул опыт отца и деда – железнодорожников с большим стажем. В 1982 году юноша хотел поступать в БелГУТ, но не успел подать документы и пришёл поработать на тогда ещё вагоноремонтный завод.

– Здесь жизнь бурлила не только в профессиональном плане, – вспоминает он. – Хорошо принял коллектив, увлекали спортивные и культурно-массовые мероприятия. Вроде пришёл временно, а остался на всю жизнь – вот уже 43-й год я на заводе. 

Учёба не откладывалась в долгий ящик, Александр учился заочно, работал слесарем подвижного состава. Когда появилась газопламенная установка для процесса металлизации, Александр заинтересовался новой перспективной технологией.

– Когда детали – буфера, сцепки вагонов – разогреваются до 1000 градусов, на их поверхность горелкой наносится состав никеля, кобальта и других металлов. Это очень увлекательный процесс, позволяет ощущать себя немного художником. Многоступенчатым методом можно наносить на деталь слой толщиной в один сантиметр.

В копилке наград Александра Степанова нагрудные знаки «Ганаровы транспартнiк» и «Выдатнiк Беларускай чыгункi», медаль «За трудовые заслуги», но самая дорогая среди всех – «Почётный работник завода».

Начало нового пути. 

Трудовая биография Николая Макушевского, слесаря колёсно-тележечного цеха, во многом похожа на путь старожилов завода, проработавших, как и он, более четырёх десятилетий на одном месте. После службы в армии Николай пришёл на завод, начал осваивать профессию, поступил в Гомельский машиностроительный колледж.

– Мы ремонтируем саму основу движения, – говорит Николай Иванович и показывает на макете, где и как располагаются колёсные пары в вагонных тележках. – Прогресс не стоит на месте: если раньше тележки были рессорными, то сейчас они состоят из буксового узла, появились гасители гидравлических колебаний, езда для пассажиров стала плавной. Кроме того, за мой трудовой путь заметно обновились вагоны: кондиционеры, биотуалеты, современная экологичная отделка. Душа радуется за пассажиров, ведь их путь становится всё более комфортным.

– Моя рабочая смена сегодня – вторая, – говорит, прощаясь, Николай Иванович. – Будем опускать тележку на колёса, а дальше всё пойдёт своим чередом: другие цеха, другие рабочие руки доведут сложный процесс ремонта и сборки до логического конца и дадут начало новому пути.

Автор фото: Наталья Рудева

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N