О категориях ветеранов, оказании им социальной и материальной помощи рассказал председатель городского совета ветеранов Виктор Кукушкин | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
11:00 23 Декабря 2019 Общество

О категориях ветеранов, оказании им социальной и материальной помощи рассказал председатель городского совета ветеранов Виктор Кукушкин

2019 год ознаменован празднованием 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В связи с этим особое внимание было уделено ветеранам Великой Отечественной войны. О различных категориях ветеранов, оказании им социальной и материальной помощи рассказал председатель Гомельского городского совета ветеранов полковник в отставке Виктор КУКУШКИН.



Осколки под сердцем

– Виктор Андреевич, сколько ветеранов Великой Отечественной войны проживает в Гомеле?

– По последним данным, на 25 ноября текущего года в городе проживает 363 ветерана. Из них участников ВОВ –148, инвалидов ВОВ – 48, партизан – пять, тружеников тыла – 133, блокадников Ленинграда – 16, работавших на прифронтовых участках дорог – семь (подвоз боеприпасов, продовольствия, эвакуация раненых) и семь человек вольнонаёмного состава. Если же говорить в целом, то в Гомеле насчитывается более 112 тысяч ветеранов различных категорий. К ним относятся ветераны труда, ВОВ, Вооружённых Сил. 

– Слышал, что попасть в категорию инвалидов ВОВ можно и спустя много десятилетий после войны…

– Красноармеец мог пробыть на фронте всего одну минуту и за это время получить травму – выскочить из окопа и быть тяжело раненым, подорваться в первой атаке на мине и остаться без ноги. И сразу стать инвалидом. Но бывало и такое: ранило молодого бойца в 41-м году. Долгое время ранение не давало о себе знать, но прошли десятилетия, и в старости человек почувствовал, что тот осколок, который остался у него в груди, под сердцем, начал отдавать болью. И вот бывший солдат обращается в медучреждение города, которое делает запрос в Военно-медицинский музей Санкт-Петербурга, где хранится архив с историями болезней всех участников Великой Отечественной войны. На основании того, что ранение было получено в период боевых действий тех лет, человека признают инвалидом войны. И он из участника Великой Отечественной войны переходит в инвалиды. А это даёт дополнительные льготы, прописанные в законодательстве Беларуси. 

– Можно ли считать равнозначными перечисленные вами категории ветеранов, или всё-таки красноармеец на передовой был поважнее труженика тыла?

– Давайте порассуждаем. Боец сражается на передовой. В это время труженики тыла шьют ему шинель, сапоги, собирают автоматы, делают патроны. Если бы красноармейцу не приготовили обмундирование и оружие, выпустил бы он пулю по врагу? Да никогда! Каждый на своём месте принимал участие в Великой Отечественной войне. Всех их объединяет духовное родство. Солдат, бивший врага из винтовки, подросток, который стоял за станком по 12-14 часов в сутки, и вольнонаёмная прачка, которая стирала гимнастёрки, – их вклад в победу равнозначен. Да ведь не постирай солдату форму несколько месяцев, и он может заработать инфекционное заболевание в условиях войны. Те, кто воевал в разведке на территории других государств, как Штирлиц, тоже будут участниками войны. Скажу больше: граждане, принимавшие участие в вооружённой борьбе с бандформированиями в составе истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года на территориях УССР, БССР и прибалтийских республик, – тоже считаются ветеранами Великой Отечественной войны. Я эту ситуацию наблюдал на примере своего отца…

– Поясните…

– Когда началась Великая Отечественная, мой отец Андрей Фёдорович проходил службу на востоке в Биробиджане, так как для СССР Япония как милитаристское государство представляла тогда опасность. И если бы он не попал на Восточный фронт, то всё равно считался бы участником ВОВ, ведь он сдерживал врага на востоке страны.

Кстати, отец был четырежды ранен, но не стал инвалидом войны, так как ранения не сильно его беспокоили. Хотя шрам на лице остался на всю жизнь. Отец мне рассказывал, как однажды на передовой очнулся от запаха жареного мяса. Оказалось, что ему в переносицу воткнулся горячий осколок снаряда, который был на излёте, и поэтому ранение оказалось несмертельным. А в Украине в Сумах в 1943 году папа познакомился с 17-летней девушкой – моей будущей мамой, на которой спустя четыре года женился. Почему спустя четыре года? Дело в том, что в 45-м году после окончания войны его направили в Западную Украину бороться с профашистскими бандформированиями. И он демобилизовался только в 47-м году (после чего и приехал на родину моей мамы). И если бы он не воевал в период с 41-го по 45-й год, то, согласно законодательству, всё равно стал бы ветераном ВОВ. 

Об узниках и попавших в плен

– Слышал о том, что к ветеранам Великой Отечественной войны могут относиться и те воины, которые не попали в ряды регулярной армии?

– Представьте такую ситуацию: человека призвали в конце 1945 года в учебный полк. По окончании занятий он должен стать лейтенантом артиллерии. Но пока проходило обучение, война закончилась. Однако на учениях будущий офицер показал меткую стрельбу, хорошую выучку и за безупречную службу был награждён орденом или медалью. При наличии наград такой человек также считается ветераном Великой Отечественной войны. Представьте ещё такую ситуацию: советский корабль пришвартовался к берегам Италии в 1941-м году. А наутро, 22 июня, началась война, и судно оказалось интернированным, то есть принудительно задержанным в то время фашистской страной. В этом случае члены экипажа также будут причислены к участникам ВОВ. 

– А что вы можете сказать об узниках фашистских концлагерей и попавших в плен красноармейцах?

– Пострадавшие от войны взрослые и малолетние узники, а также попавшие в плен солдаты не являются ветеранами войны. Эти граждане относятся к категории пострадавших. Причём даже если солдат воевал, к примеру, с 1941 года и попал в плен в 42-м, то он не будет причислен к ветеранам, если его освободили из плена солдаты Советской Армии в 1944 году. Но если он бежал из плена, прошёл фильтрационную проверку и вернулся на службу в войска, то только в этом случае может считаться ветераном ВОВ. Те, кто воевал в штрафбате и смыл кровью своё преступление или позорный проступок, а потом был направлен в действующую армию, тоже могут считаться ветеранами войны.
Константин МИЩЕНКО, заместитель директора Гомельского областного музея военной славы: – В 2019 году мы провели более 200 мероприятий. Около 20 процентов из них прошло с участием ветеранов Великой Отечественной войны. Надо понимать, что по состоянию здоровья многие из них не могут присутствовать на акциях музея. Но есть и те, кто активно с нами сотрудничает: вручает молодёжи членские билеты БРСМ, повязывает галстук во время приёма в пионеры, выступает с речью на государственных и профессиональных праздниках. Благодаря нашему проекту «Мы в памяти храним простые имена» о своём военном прошлом молодёжи рассказали Аэлита Самсонова, Алексей Пимонов, Михаил Рычков и другие участники Великой Отечественной войны. С большой радостью приглашаем мы на наши мероприятия ветеранов из районов Гомельской области.

Самым молодым – 92


– Как часто на базе вашего учреждения проходят мероприятия с участием ветеранов войны?

– В 2019 году мы провели 265 встреч с участием ветеранов, рассмотрели 251 обращение, связанное с определением на стационарное лечение, наведением порядка на дворовой территории и оказанием помощи в ритуальных услугах. Кроме того, мы чествуем ветеранский актив, поздравляем с юбилейными датами. Если ветерану независимо от того, входит он в состав актива или нет, исполнилось 100 и более лет, мы поздравляем таких долгожителей на дому. Хотя, например, фронтовик Иван Кондрусев пришёл на свой 100-летний юбилей в городской совет ветеранов. Кроме того, ежегодно мы высылаем более 150 открыток к юбилейным датам и материально поощряем пожилых людей, которые ведут работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, участвуют в соцзащите ветеранов.

– Какой на данный момент минимальный возраст ветерана, принимавшего участие в боевых действиях в годы ВОВ? 

– 92 года. Это если он призывался в 18 лет в армию в 1945 году. К сожалению, многие ветераны уходят из жизни. Если в 2003 году в городе проживало около пяти с половиной тысяч ветеранов войны, то сейчас их осталось 363. Каждый день мы кого-то хороним. Согласно распоряжению Гомельского гор-
исполкома, умершего ветерана Великой Отечественной войны независимо от воинского звания хоронят в сопровождении почётного караула под звуки оркестра с возложением траурного венка к могиле. В момент погребения в воздух производится троекратный салют в знак признательности за заслуги перед белорусским народом.


– В поликлиниках многие замечали таблички с надписями о том, что ветераны ВОВ могут попасть в кабинет к врачу без очереди. А какие ещё льготы они имеют?

– Честно говоря, сейчас большинство ветеранов по состоянию здоровья не могут посещать поликлиники, и доктор приходит по вызову к ним домой. Если же говорить о льготах, то многие, наверное, позабыли о том, что в Гомеле в маршрутных такси ветеран имеет право бесплатного проезда. Такое распоряжение около десяти лет назад было утверждено Гомельским горисполкомом. Медикаменты, выдаваемые по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, изготовление и ремонт зубных протезов в госорганизациях здравоохранения, проезд в общественном транспорте – эти и многие другие меры социальной поддержки реализуются в нашей стране бесплатно. А в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистких захватчиков в этом году Президент Беларуси подписал указ об оказании ветеранам единовременной материальной помощи в размере от 800 до 2000 рублей. 650 рублей выплатили бывшим узникам. Такую помощь получили почти 22 тысячи граждан Беларуси. О перечне льгот, пенсионных надбавках для ветеранов можно говорить долго, но лучше обратиться к информации, предоставленной в свободный доступ Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Также её можно найти на сайте mintrud.gov.by

Но не хотелось бы сосредотачиваться только на материальной стороне жизни наших дорогих ветеранов. Ведь самое тяжёлое для многих пожилых людей – оказаться в одиночестве. Нужно, чтобы ветераны были вовлечены в жизнь социума, не замыкались в стенах своей квартиры. Получили долю внимания, общение. Вот что важно. Поговорить о прошлом, пооткровенничать за чашкой чая, излить душу – вот в чём зачастую нуждаются пожилые люди. Давайте не забывать об этом.


Автор фото: Дмитрий Чернявский

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N