Опасна ли продукция, выращенная на загрязнённых радиацией территориях? Большое интервью о туризме, пожарах и жизни на чернобыльской земле
По подсчётам белорусской Академии наук, авария на Чернобыльской атомной электростанции принесла Беларуси около 235 миллиардов долларов ущерба. Больше всех пострадала Гомельская область – до сих пор 41 процент площади региона является загрязнённым. Прошло 35 лет со дня аварии. Можно ли употреблять продукцию, выращенную и произведённую на загрязнённых территориях, какие льготы положены гомельчанам и ждут ли туристов в зоне отчуждения? Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал начальник управления ЖКХ и по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Гомельского облисполкома Дмитрий РУТКОВСКИЙ.
Подъёмные и жильё с отделкой
– Дмитрий Михайлович, недавно была обновлена государственная программа по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС, которая действует на загрязнённых территориях. Сколько средств из госпрограммы получает Гомельская область?
– Только в рамках раздела по социально-экономическому развитию пострадавших территорий регион получает около 67 процентов бюджетного «пирога». На все мероприятия по этой программе уходит около 265 миллионов рублей в год. Больше половины средств тратим на социальные вопросы – льготы гражданам и питание учащихся, выплаты подъёмных молодым специалистам, повышенные пенсии. Затем идут защитные меры в агропромышленном комплексе и социально-экономическое развитие.
Иногда люди звонят и говорят: «Такая большая сумма, но мы её не чувствуем на себе. Может, просто разделим и выплатим каждому проживающему на загрязнённых территориях?» Давайте считать: при долевом участии за счёт чернобыльских средств построена детская областная больница. Закупается новейшее медицинское оборудование, в том числе и КТ, школьные автобусы, совершенствуется питание детей, модернизируются и строятся школы, жильё для нуждающихся инвалидов-чернобыльцев и специалистов, осуществляются благоустройство и газификация населённых пунктов, обеспечение чистой питьевой водой. А если эти деньги просто разделить на кусочки, последствия в плане безопасности, здоровья и развития территорий долго себя не заставят ждать.
– Оправдана ли эта работа? Задерживается ли молодёжь на загрязнённых территориях?
– У нас хорошая закрепляемость молодых специалистов. Потому что для этого создаются все условия. В регионах, которые находятся на загрязнённых территориях, осуществляются выплаты молодым специалистам. Бывшие студенты, которые приходят по направлению, а это сферы образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, сельское хозяйство и ЖКХ, получают фактически бесплатное арендное жильё с отделкой. При подписании контракта на пять лет специалисты получают подъёмные в размере 200 базовых величин (5800 рублей). При подписании следующего пятилетнего контракта – 300 базовых (8700 рублей). Плюс идут определённые надбавки к заработной плате. Много примеров, когда из «чистых» городов переезжают семьями. Мы сейчас строим не только многоквартирные жилые дома для специалистов, но и одноквартирные жилые дома, как в сельской местности, так и в городах.
– Насколько безопасно жить на загрязнённых территориях?
– Абсолютно безопасно. Главное – соблюдать рекомендуемые меры радиационной безопасности. К примеру, небольшие превышения по радиационному гамма-фону наблюдаются только в Брагине и Наровле, на остальных территориях гамма-фон находится в пределах естественного природного (до 0,20 мкЗв/час). На территориях радиоактивного загрязнения, где проживают люди, более жёстко поставлен вопрос по диспансеризации населения. Каждый человек заносится в базу, где полностью отслеживается картина его здоровья.
Кстати, по закону о социальной защите населения, если женщина зарегистрирована и проживает на территории зоны с правом на отселение, она получает повышенное детское пособие по уходу за ребенком до трёх лет в размере 150 процентов.
Имеются случаи, когда женщины специально регистрируются на данной территории у родственников, получают «чернобыльское» удостоверение и уезжают обратно проживать на нормативно «чистые» территории, при этом получая повышенное пособие. Для таких случаев в Гомельской области уже отработан механизм действий, который предусматривает сотрудничество с прокуратурой Гомельской области. Проводятся прокурорские проверки по каждому из таких выявленных случаев. Если факт умышленного получения льгот подтверждается, прокуратура выносит представление на комиссии, а они в свою очередь отменяют статус потерпевшего и признают удостоверение недействительным. Кроме того, незаконно полученную сумму повышенного пособия человеку придется возместить в бюджет.
«Информация о грязной продукции – фейк»
– Как часто меняется статус территорий, загрязнённых радионуклидами?
– В соответствии со статьёй 6 Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесение населённых пунктов к зонам радиоактивного загрязнения устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и пересматривается не реже одного раза в пять лет Советом Министров Республики Беларусь по представлению Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь. Определение плотности загрязнения почв радионуклидами для отнесения населённых пунктов и объектов к зонам радиоактивного загрязнения осуществляется Республиканским центром по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь определяет средние годовые эффективные дозы облучения населения для отнесения населённых пунктов, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, к зонам радиоактивного загрязнения. Согласно статье 4 указанного закона, критериями определения территории радиоактивного загрязнения являются величина средней годовой эффективной дозы облучения населения; плотность загрязнения почв радионуклидами; возможность производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.
Период полураспада цезия-137 – 30 лет, стронция-90 – 29 лет, а это означает, что по истечении указанного срока распадается половина исходных ядер этих изотопов. Уменьшение плотности загрязнения почв цезием-137 и стронцием-90 позволило пересмотреть зоны радиоактивного загрязнения ряда населённых пунктов.
Так, постановления правительства о зонировании принимались семь раз (в 1992, 1996, 2002, 2004, 2010, 2016, 2021 годах).
Более 200 тысяч гектаров после аварии было выведено из оборота. В настоящее время 16,7 тысячи уже используются. Для этого проводится целый ряд экспериментов и обследований. Только когда специалисты уверены, что землю можно использовать, она постепенно включается в хозяйственный оборот.
Хочу отметить, что у нас самая жёсткая в мире система контроля радиационной безопасности. Прежде чем попасть к потребителю, продукция проверяется. И если есть информация, что в продаже появилась «грязная» продукция, это фейк. Это экономическая безопасность Гомельской области, поэтому мы не имеем права допустить производство продукции с превышенным содержанием в ней радионуклидов.
В настоящее время в общественном секторе не регистрируются случаи производства «грязного» молока. В частном секторе отбор проб молока по контролю за содержанием радионуклидов осуществляется органами государственного санитарного надзора согласно разработанной схеме. При выявлении превышений содержания в молоке радионуклидов создаётся комиссия для выяснения причин, приведших к данному факту. Впоследствии для скота на личных подсобных хозяйствах создаются улучшенные луговые угодья для сенокошения и выпаса.
– Иногда в интернете появляется информация о повышении радиационного фона в зоне. Можно ли ей верить?
– К сожалению, некоторые интернет-ресурсы спекулируют на этой теме. Когда был пожар в заповеднике, они заявляли, что из-за повышения уровня радиации жителям города Хойники пора отселяться. Пришлось в срочном порядке эту информацию опровергать. Никаких беспокойств со стороны населения быть не должно, потому что это жёстко мониторится. И ресурсов у нас достаточно, чтобы погасить пожары и обеспечить безопасные условия проживания.
Самый главный вопрос на территории зоны отчуждения – обеспечение пожарной безопасности. В Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике работает около 700 человек. Часть из них – это служба мониторинга, которая отслеживает радиационную обстановку, также проводятся противопожарные разрывы для обеспечения безопасности.
На экскурсию в зону
– Украина серьёзно зарабатывает на экскурсионном туризме в чернобыльской зоне. В 2017 году, посещая Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, Александр Лукашенко дал добро на развитие туризма в нём. Турист есть?
– У украинской стороны есть «преимущества» – станция и город Припять. У нас акцент на флору и фауну, а также аналог Припяти – посёлок Солнечный. В прошлом это населённый пункт с многоэтажной застройкой, где вот уже 35 лет хозяйничает природа.
Элементы трансурановой группы – плутоний, америций – имеют период полураспада до тысячи лет. Практически все они находятся в зоне Полесского заповедника. Поэтому он на долгие годы останется в том виде, в котором находится в данный момент, и будет использоваться только для экспериментальной деятельности, туризма и обеспечения пожарной безопасности.
Специалисты заповедника разработали несколько туристических маршрутов. За последнее время их посетило несколько тысяч туристов. Конечно, объёмы по сравнению с Украиной маленькие, но тема актуальна. Ни одна делегация после посещения заповедника не осталась равнодушной. Даже Николай Валуев сказал, что это самое интересное, что он видел на территории бывшего Советского Союза.
– В допандемийное время вы принимали по несколько японских делегаций в месяц. Что полезного из белорусского опыта почерпнули коллеги по несчастью?
– Беларусь из-за чернобыльской аварии является мировым экспертом в этой области. Мы передали японским коллегам нормативную базу, исследования, наработки по медицине и рекомендации по жизнеобеспечению и безопасности. Если бы не опыт Беларуси, ситуация в Японии после аварии на Фукусиме в 2011 году могла быть серьёзнее. Им пришлось пройти все пути, которые прошли мы.
Гомель чист?
– Поговорим о Гомеле. Есть ли вероятность «подхватить» радиацию в пределах города?
– В Гомеле степень загрязнения почв радионуклидами – в пределах от 1 до 5 кюри. У нас больший урон вы получите от экологии, выхлопных газов, некачественных продуктов питания, чем от радиации. Большую опасность могут нести грибы и ягоды, купленные с рук. Неоднократно в рейдах с санстанцией мы выявляли в чистых районах лесные дары с большим превышением радионуклидов. То есть собраны они были на загрязнённых. Покупайте грибы и ягоды только на рынках, где проводится дозиметрический контроль.
– Какие чернобыльские льготы предусмотрены для гомельчан?
– Гомель считается зоной с периодическим радиационным контролем. Согласно Закону «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», основные льготы в областном центре предоставляются детям. Это бесплатное оздоровление, питание и проезд до мест оздоровления, даже если это белорусские санатории за пределами страны.
Для абитуриентов при наличии удостоверения пострадавшего предусмотрена льгота при поступлении. Также у них есть преимущественное право на предоставление общежития.
Женщины, которые зарегистрированы и проживают в Гомеле, раньше уходят в декретный отпуск – в 27 недель.