Победа, которая нас объединяет: история застройки района улицы Победы в 1953-1963 годы | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Ведь Елена Ведь Автор текста
19:14 29 Мая 2021 Общество 9699

Победа, которая нас объединяет: история застройки района улицы Победы в 1953-1963 годы

Любимый Гомель… Что мы подразумеваем, когда произносим эти слова? Что значит любить свой город? Любовь к своему городу – это  не  только восхищение им,  знание  его истории, но  и  деятельность, направленная на его процветание. Красота Гомеля создавалась всеми и каждым, это результат труда многих поколений горожан, стремящихся сделать свой город прекрасным.

Послевоенное время являет нам множество примеров городского патриотизма. Гомель пострадал от оккупации немецко-фашистскими захватчиками больше других областных центров Беларуси. После освобождения город представлял собой сплошные руины и пепелища. В  Гомеле было уничтожено 80% жилых домов, в центре сохранилось около десяти капитальных зданий, многие из которых были заминированы. Основная тяжесть работ по восстановлению города легла на женщин, детей, стариков: это они голодали, работали без выходных, без оплаты, жили в  землянках, в неотапливаемых квартирах без всяких удобств. Трудовой героизм горожан и братская помощь народов Советского Союза позволили в невиданно короткий срок восстановить областной центр.


Советские градостроители фактически заново создали наш город после Великой Отечественной войны. Гордостью горожан, гимном труду, энергии, воле белорусского народа стала величественная улица Победы.



И.Ф. Бурлака. Фотография опорного  плана и проекта красных линий улицы Победы (в настоящее время – проспект Победы), 1954 год.

Ещё несколько столетий назад на месте этой улицы было болото. Последний ледниковый период оставил после себя озеро, из которого вытекало множество речек, прорезавших в высоком правобережье Cожа глубокие овраги. По мере вырубки лесов древнее озеро превращалось в  огромную трясину, которую называли Горелым болотом. Местные жители переплывали с улицы на улицу на лодках. Топь занимала значительную часть современного Железнодорожного района.

Одной из улиц болотистой  окраины в  конце  XIX века  была Шестая Поперечная, которая после постройки здания конной почты стала называться Почтовой. Ни местоположение Шестой Поперечной, ни Почтовой не  совпадало с расположением современного проспекта Победы. Улица Почтовая пролегала от Румянцевской (в настоящее время – улица Советская) до улицы Ветковской, от  Ветковской под углом поворачивала к вокзалу, но  до него так и  не  доходила – на её пути вставало Горелое болото. Весь район от улицы Румянцевской до железнодорожного вокзала был застроен одноэтажными домами.


И.Ф. Бурлака. Фотография макета улицы Победы (в настоящее время – проспект Победы). Вид со стороны речного порта и парка им. А. В. Луначарского, 1954 год.

Болото постепенно засыпалось и осушалось: за годы Советской власти на месте трясины были проложены подземные дренажи, уличные коллекторы.   И в  1934, и в 1946  году гомельские градостроители  планировали соединить  улицу Советскую с  железнодорожным вокзалом. По  генеральному плану 1950 года новая улица должна была стать одной из  центральных и объединить в единую транспортную сеть улицы Советскую и  Комсомольскую (в настоящее время – проспект им. В.  И.  Ленина). Магистраль собирались довести до речного порта.

В 1955 году в Гомеле состоялось заседание архитектурно-строительного совета Управления по делам архитектуры при Совете Министров БССР, посвящённое  застройке новой магистрали. Проектирование поручили сотрудникам Гомельского филиала «Белгоспроекта»: молодой семье архитекторов Бурлака. Иван Фёдорович и  Валентина Саввична Бурлака ещё в 1953 году подготовили проектное задание, спроектировали поперечный профиль улицы Победы и  прилегающих кварталов.


В.С. Бурлака с макетом улицы Победы (в настоящее время – проспект Победы).

Много было волнений, размышлений, сомнений, исканий.  Иван и  Валентина напряжённо работали, вся их творческая энергия была направлена на создание этого проекта. Макеты, чертежи проекта выставлялись в клубах, театрах для общественного обсуждения.

Просторная – шириной пятьдесят четыре метра, прямая как стрела  улица Победы стала кратчайшей дорогой, соединяющей вокзал с улицей Советской. Иван и Валентина мечтали сделать магистраль  важной транспортной артерией, объединившей  железнодорожный и речной узлы.


И.Ф. Бурлака. Фотография макета застройки Привокзальной площади и  улицы  Победы (в настоящее время – проспект Победы), 1954 год.

Иван Бурлака разработал проект площади на пересечении улиц им.  Карла Либкнехта (в настоящее время – улица Комсомольская) и  Красноармейской. Градостроителю пришлось отстаивать две идеи:  необходимость нового представительного городского пространства и  его наименование. Оппоненты выступали против соседства проектируемой площади и   Привокзальной.  Архитектурно организованное пространство собирались назвать Красноармейской площадью: по ближайшей улице, примыкающей к площади.  

Но  бывший фронтовик, орденоносец настоял на создании в центре города смыслового узла, связанного с Победой советского народа в Великой  Отечественной войне. Иван Фёдорович видел это так: к улице Победы примыкает одноимённая площадь, на которой находится монумент, посвящённый освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.


И.Ф. Бурлака. В.С. Бурлака. Фотография вариантов профилей улицы Победы (в настоящее время – проспект Победы), 1953 год.

В 1960 году новая площадь получила имя Победы, а в 2019 году на ней был возведён памятник братьям Е. И., А. И., П. И. Лизюковым.

Улица Победы застраивалась от улицы Советской к вокзалу,  поэтому и  нумерация домов на  современном проспекте идет не от вокзала, а  от   улицы Советской. Эта первая городская магистраль,  которая строилась поточным методом. Поточное строительство жилья – это своеобразный строительный конвейер, расчленение процесса возведения зданий и  сооружений на отдельные специализированные комплексы работ, выполняемые непрерывно. Застройка улицы Победы была комплексной:   строительство жилых домов осуществлялось одновременно с сооружением общественных, учебных, коммерческих зданий, инженерных коммуникаций, благоустройством и озеленением.


И.Ф. Бурлака. Эскиз перспективы Красноармейской площади (в настоящее время – площадь Победы). Вариант размещения областной библиотеки, 1954 год.

Первыми в 1956 году семья Бурлака запроектировала два 46-квартирных пятиэтажных дома для заводов «Двигатель революции», шарикоподшипникового и два 25-квартирных дома в виде угловых вставок для Гомельского отделения железной дороги и Строительного треста. Это пятиэтажные дома желтовато-охристого цвета из белого кирпича с  четырехскатными крышами и  карнизами. Дома были монументальными, сдержанными по форме, а  выступающий нижний ярус и карнизы с зубчатой лентой придавали зданиям торжественность.

Местным жителям болото напоминало о себе влажностью на первых этажах зданий: низинный рельеф и песчаные почвы увеличивали нагрузку на  ливневую канализацию.


И.Ф. Бурлака. Эскиз перспективы улицы Победы (в настоящее время – проспект Победы) в городе Гомеле. Вид со стороны вокзала, 1954 год.

Высокоразвитая инфраструктура улицы Победы  сделала её центром торговой жизни города. В шаговой доступности располагались крупные магазины: продуктовые (гастроном, овощной, диетический) и промтоварные (одежда, обувь, галантерея, парфюмерия, мебель, хозяйственный «1000 мелочей»); магазины книжный и спортивных товаров. Для  обслуживания населения работали парикмахерская, ателье мод, телеателье, почта-телеграф, городская билетная касса и молодёжное кафе.

К 1961 году улица Победы вышла к  железнодорожному вокзалу, а  на  месте последнего участка болота был  построен автовокзал. В центре Привокзальной площади были разбиты яркие цветочные клумбы.


И.Ф. Бурлака. Эскиз перспективы улицы Победы (в настоящее время – проспект Победы) в городе Гомеле. Вид на вокзал, 1954 год.

В 1970 году Союз архитекторов БССР наградил Ивана Фёдоровича Бурлака Грамотой как автора проекта планировки и застройки комплекса улицы Победы.

Улица Победы являет нам пример сотворчества двух личностей и  семейной гармонии, нашедшей свое архитектурное воплощение. Магистраль, запроектированная в  виде кварталов вдоль широкого бульвара, стала оазисом среди шумного делового центра и одной из красивейших улиц нашего города. В 2013 году улица  стала проспектом. Проспект Победы – своего рода памятник тем, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость Беларуси. Иван Фёдорович и Валентина Саввична Бурлака своим проектом выразили победу радости жизни над всем тем злом, что несёт война.


И.Ф. Бурлака. Фотография перспективы застройки улицы Победы (в настоящее время – проспект Победы) в городе Гомеле, 1954 год.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N