«Показать красоту математики»: как педагог из Гомеля вдохновляет ребят на победы | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
11:00 08 Марта 2019 Общество

«Показать красоту математики»: как педагог из Гомеля вдохновляет ребят на победы

Думаете, стать космонавтом мечтают только мальчишки? Вовсе нет. Будучи маленькой девочкой, Ирина Гончаренко тоже хотела бороздить просторы Вселенной. Она всерьёз занималась парашютным спортом и даже поступила в Харьковский авиационный институт. Но всё же судьба распорядилась иначе. Наверное, ей и вправду виднее. Сегодня Ирина Николаевна преподаёт математику в гимназии № 71. Учит, воспитывает, направляет. А ещё помогает своим ученикам расправлять крылья, чтобы ребята могли покорять всё новые и новые высоты. 

После первой сессии бросила учёбу
Как ни удивительно, но в роду Ирины Гончаренко нет ни одного учителя. Мама – работник сферы культуры, папа - инженер. Сама же девочка с юных лет грезила небом и с увлечением изучала физику в нынешней гимназии№ 10. В те годы в нашем городе это была единственная школа с углубленным изучением английского. 

- Физику у нас преподавал Станислав Иванович Исакович, - вспоминает Ирина Николаевна. - Я очень любила учителя и, соответственно, предмет. Его личность оказала на меня огромное влияние. 

После школы девушка поступила в Национальный аэрокосмический  университет имени Н. Е. Жуковского  «Харьковский авиационный институт». И кто знает, как бы сложилась дальнейшая жизнь студентки после окончания учёбы? Но после первой же сессии Ирина всё бросила и вернулась в Гомель. 

Готова спорить, вы ни за что не отгадаете, что стало причиной такого решения. Наверняка учиться было непросто (такой-то вуз!), однако вовсе не трудности с высшей математикой заставили девушку вернуться домой. На самом деле Ирина страшно соскучилась по своим родным. 

- Не жалею, что так поступила, - признаётся учитель. – У меня замечательная семья, я просто не смогла без них. Очень скучала по маме, сестре. Поэтому выбор для меня был очевидным.

Вернувшись в родной город над Сожем, девушка поступила на физический факультет Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. С 1993 года началась её педагогическая практика. Причём с самого первого дня Ирина Гончаренко работала именно учителем математики, а не физики. 

- Когда я окончила вуз, зарождался такой проект, как «Школа будущего». Им нужен был специалист, хорошо владеющий иностранным, и меня пригласили, - говорит Ирина Николаевна. -  Я вела математику с первого класса на английском языке. 

Год за годом рос педагогический стаж, а вместе с ним опыт и, конечно, профессионализм. В настоящее время Ирина Гончаренко вместе со своими учениками пополняет копилку достижений не только гимназии № 71, но и всего города.

- Очень люблю свою профессию, люблю работать с детьми, - улыбается педагог. - Думаю, они это чувствуют, потому что отвечают мне взаимностью. 

Дипломы и хрустальные шары победителей

Если мы начнём перечислять все награды воспитанников Ирины Николаевны, поверьте, не хватит и газетной полосы. Ученики одерживают победы в конкурсах различных уровней, начиная от районного и заканчивая международным. Ежегодно на счету ребят дипломы республиканской олимпиады по учебным предметам, медали республиканского турнира юных математиков.

- В этом состязании мы принимали участие уже не раз. Получали похвальный отзыв, диплом III степени, а в декабре 2018-го наконец забрали золото, - с гордостью говорит учитель. – Ребята стали абсолютными победителями. 

Готовили команду, в состав которой вошли шесть учеников (Александр Печёнкин, Павел Вериго, Илья Николаенко, Андрей Гончаренко - гимназия №71, Павел Лымарь и Дмитрий Акиншев - СШ №72), три педагога: Ирина Гончаренко, учитель СШ № 30 Татьяна Довженок и старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии ГГУ имени Ф. Скорины Вячеслав Мурашко. Он, к слову, тоже ученик Ирины Николаевны. 

С серьёзного достижения начался и 2019 год. В феврале два гимназиста - Андрей Гончаренко и Александр Печёнкин (на снимке слева направо) - вернулись с дипломами I степени от научного жюри и хрустальными шарами победителей с XV Балтийского научно-инженерного конкурса (г. Санкт-Петербург).

- Конечно, со стороны всё выглядит красиво, но на самом деле это огромный труд, - признаётся педагог. – У нас практически раз в две недели какой-нибудь конкурс, и мы не можем его обойти. Я знаю, что ребёнок должен поучаствовать, для него это будет большим плюсом, хорошим опытом. Поэтому бывают и упадок сил, и проблемы со здоровьем, но когда вхожу в класс к ребятам, всё это уходит.  Также хочу сказать большое спасибо своим коллегам Татьяне Довженок и Вячеславу Мурашко. Работая в единой команде, мы дополняем друг друга, чувствуем плечо друг друга, а отсюда и результат. И, глядя на нас, дети так же работают сплочённо, одной командой, не взвешивая, кто сколько усилий вложил в победу. Так, 24 февраля мы вернулись из Минска, где проходил республиканский конкурс работ исследовательского характера. Наши дети удостоены дипломов I и III степеней.

«Наука ум в порядок приводит»

О современных школьниках можно услышать разные мнения, в том числе и не самые лестные. Тем не менее Ирина Гончаренко считает, как бы ни менялось время, дети остаются детьми.

- Они подвижные, шустрые, нестандартные. Они высказывают собственное мнение и отстаивают свою точку зрения. И я, кстати, учу их этому, - обращает внимание педагог. - Представляете, какой стресс для ребёнка выступать перед докторами физико-математических наук? А нужно представлять свой проект, отвечать на вопросы, доказывать и убеждать. 

Как и в любом деле, современных детей в первую очередь нужно заинтересовать. И здесь очень важен пример учителя, его авторитет. 

- Мой девиз - образование через всю жизнь, - признаётся Ирина Николаевна. - Чтобы идти в ногу с молодыми, нужно интересоваться тем, что интересно им. По-моему, быть настоящим учителем – это самому находиться в постоянном поиске, развитии, работать  над собой. Это стремление совершенствоваться, оттачивать своё мастерство, быть современным. Вдохновителями моего развития являются мои ученики, их родители, коллеги. Все мы – единая команда, работающая на результат. 

Я всегда стараюсь преподносить свой предмет не сухими цифрами, а объяснить: какой бы трудной ни была задача, когда ты преодолеешь себя и решишь, почувствуешь огромное моральное удовлетворение. Всегда стараюсь показать красоту математики. Как ни банально звучит, эта наука ум в порядок приводит. Сейчас нужны молодые люди, которые могут быстро реагировать на изменения и принимать нестандартные решения в любых ситуациях. 

А вообще, педагог любит приводить своим ученикам очень простой пример: олимпийским чемпионом спорт-смен становится не сразу: сначала идут изнурительные тренировки. В учёбе точно так же. 

Дети не дают стареть

Ни для кого не секрет, что в преподавании большую роль играет личный пример педагога. Поэтому Ирина Гончаренко сама нередко принимает участие в соревнованиях. В 2014-м она стала участником заключительного этапареспубликанского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь». 

- На самом деле очень изнурительный конкурс, но и очень интересный, он многому меня научил, подарил друзей-единомышленников, – рассказывает Ирина Николаевна. – Научил не бояться публики, выступать перед любой аудиторией, находить выход из любой ситуации. 

Помимо учебных занятий, подготовки ко всевозможным интеллектуальным состязаниям, на плечах педагога лежит и ещё одна обязанность – классное руководство. Ирина Николаевна признаётся:  за годы, проведённые вместе с учениками, ребята стали уже родными, дружат семьями и часто ездят в совместные поездки. Единственное, что заставляет сердце сжиматься – это предстоящее расставание.

- В этом году выпускаю свой  11 «А». Вообще, я стараюсь об этом не думать, но чем ближе конец года, тем больше грущу, - не скрывает собеседница. - Это самые замечательные дети. Я стараюсь учить их не только математике, а ещё и тому, что самая главная в жизни профессия – быть человеком. И считаю, что высший пилотаж во взаимоотношениях между учителем и учеником – это когда дети не боятся учителя, а боятся его подвести. А как мне говорят родители учеников: ребята боятся именно меня подвести. Значит, у меня всё получилось. 

Педагог – это не профессия, это стиль жизни. И всем, кто хочет выбрать для себя преподавание, Ирина Гончаренко даёт отличный совет: 

- Даже если вы споткнётесь, вставайте и продолжайте идти вперёд. Делайте своё дело с интересом, с любовью. И помните: вы всегда должны быть рядом с детьми, должны помогать обретать им крылья. Без этого двигаться вперёд в нашей профессии просто невозможно.

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N