Путешествуй по Беларуси. Красный берег
В июне 2007 года в деревне Красный Берег Жлобинского района был открыт мемориальный комплекс детям – жертвам Великой Отечественной войны.
Детство – радостное, счастливое и беззаботное время. Но не всем суждено было провести его в играх со сверстниками и за школьными партами. Нападение гитлеровцев на Беларусь в 1941 году лишило детей присущей им беззаботности, не дало возможности учиться, играть – просто жить.
За годы оккупации гитлеровцы провели свыше 140 карательных операций, во время которых полностью или частично уничтожили 5454 деревни. Страшным символом преступлений гитлеровцев на белорусской земле стала деревня Хатынь, сожжённая вместе со всеми жителями. Её судьбу разделили ещё 618 сельских населённых пунктов, 188 из которых уже никогда не были восстановлены. На территории Беларуси захватчики сожгли и разрушили 8825 из 12 294 школ.
Местное население вывозили в Германию для использования в качестве рабочей силы. Считается, что в период оккупации в Германию на принудительные работы было вывезено около 400 тысяч человек (в том числе 24 тысячи детей).
Чтобы память о зверствах немецко-фашистских захватчиков не стёрлась с течением времени, не потерялась, в нашей стране ведётся большая работа: проводятся тематические уроки для детей, создаются музеи Великой Отечественной войны, мемориальные комплексы. Один из таких – мемориальный комплекс «Красный Берег», что находится в одноимённой деревне. Здесь гитлеровцы во время войны организовали сборный накопительный пункт для детей в возрасте от 8 до 14 лет, которых насильно отнимали у матерей в Жлобинском, Рогачёвском, Стрешинском, Добрушском и других районах. Дети проходили медицинской осмотр, после чего их отправляли в Германию. Всего для этой цели немцы увезли 1990 детей.
Мемориальный комплекс «Красный Берег» состоит из двух частей. При входе посетителей встречает бронзовая фигура девочки-подростка. Её тонкие руки подняты над головой, и она, кажется, защищается от всех ужасов войны. На её лице читаются боль, беззащитность и беспомощность. Скульптура отличается своеобразной и динамичной пластикой, а её ломаный силуэт передаёт внутреннее напряжение. За спиной девочки находится пустой учебный класс, в котором ровные шеренги белых парт создают атмосферу школьной жизни. Это «мёртвый» класс. Он никогда не наполнится детским смехом, шумом подготовки к урокам, тишиной проводимой контрольной работы. На чёрной школьной доске полностью воспроизведено письмо отцу 15-летней белорусской девочки Кати Сусаниной, ставшей прообразом скульптуры девочки.
Маленький жёлтый конверт, прошитый нитками, был найден в 1944 году, после освобождения белорусского города Лиозно, при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов. В нём оказалось письмо девочки, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведённая до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу, где рассказывала о смерти матери, голоде, побоях и тяжёлой жизни в услужении. Отец Кати так и не получил этого письма: он погиб на войне.
С обратной стороны доски – карта Беларуси, где отмечены ещё 16 детских концентрационных лагерей, работавших на территории нашей страны.
Вторая часть композиции называется «Площадь солнца». Центральный образ этой части представляет собой белый парус бумажного кораблика, на котором написаны имена детей. Он символизирует детские мечты, которым не суждено сбыться. Кораблик окружает множество рисунков, выполненных в виде витражей в белых рамах. Витражи основаны на настоящих рисунках детей, сделанных после войны в детской изостудии Сергея Каткова в минском Дворце пионеров в 1946 году. Эти работы были предоставлены и обработаны его дочерью, художницей Светланой Катковой. В белых рамах также располагаются увеличенные почти до монументальных размеров фигурки, вылепленные из пластилина детьми Краснобережского детского дома. Скульптор Максим Петруль преобразовал эти пластилиновые фигурки в монументальные произведения искусства.
Проект мемориала создан творческой мастерской Леонида Левина. Творческому коллективу в составе Леонида Левина, Александра Финского и Светланы Катковой, участвующих в создании мемориала, была присуждена Государственная премия Республики Беларусь 30 августа 2011 года
Мемориальный комплекс разделён лучами-аллеями, выложенными разноцветными плитками. Один из лучей, траурный, чёрного цвета, проходит через «мёртвый» класс. По нему течёт «ручей» из красного мрамора, символизирующий кровь, которую фашистские оккупанты забирали у детей, используя их как доноров для лечения раненых солдат вермахта.
Каждая деталь комплекса имеет аллегорическое и символическое значение. Парты и витражи для рисунков изготовлены из белого бетона. Комплекс расположен среди огромного яблоневого сада, вокруг которого высажены молодые деревца.
Автор фото: Наталья Сафонова