Пути совершенствования и развития внутреннего туризма обсудили на диалоговой площадке в Гомеле
Святая обязанность каждого китайца – посетить хотя бы восемь достопримечательностей своей страны за жизнь. Может ли таким туристическим багажом похвастаться белорус? Непростой 2020 год предоставил путешественникам эту возможность, а туристическому бизнесу – сместить акценты на внутренний туризм. Пути его совершенствования и развития обсудили на диалоговой площадке в Гомеле представители властей, турфирм, учреждений культуры и учебных заведений города.
Локомотив должен двигаться.
Как отметил начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Гомельского облисполкома Денис Езерский, львиная доля туристических компаний области заточена на выездной туризм. Оно понятно: спрос рождает предложение. Но этот год заставил туриндустрию встрепенуться.
– Как будут развиваться события с открытием рынков – неизвестно. Поэтому во главе угла сейчас внутренний туризм, который, к сожалению, находится в полузачаточном состоянии. Следует не просто искать возможности, каким образом устроить послабления бизнесу, но и смотреть ресурсы, которые не «окучены». Очень хочется инициатив: органы власти очень чётко будут подходить к любому предложению со стороны турфирм. Необходимо активней работать по разработке и продвижению внутренних программ и маршрутов. Сегодня мы в одной связке – турфирмы, музеи, гостиницы и рестораны, перевозчики. Это локомотив, который должен двигаться.
Говоря о льготах, начальник отдела спорта и туризма Гомельского горисполкома Игорь Полуян отметил, что ряд турфирм и индивидуальных предпринимателей обратились в горисполком и воспользовались преференциями, которые даёт Указ № 143 «О поддержке экономики». Только ТЭДУП «Гомельтурист» получило поддержку на более чем 100 тысяч белорусских рублей с последующей рассрочкой. Также в рамках Указа № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» предприятию выделена субсидия для доплат неработающим работникам с мая по июль 2020 года.
По мнению представителей турфирм, один из выходов из непростой ситуации – корпоративный клиент. Но чтобы дело пошло, необходимо наладить контакт с профсоюзами.
По словам Дениса Езерского, в скором времени при подготовке продуктов у турфирм будет козырь: по поручению Правительства разрабатывается Программа по патриотическому воспитанию молодёжи. Смысл которой – максимально показать молодому поколению, чем богата наша страна. То есть каждый белорусский школьник по утверждённой программе должен будет увидеть музеи, памятники архитектуры, архео-
логические и промышленные объекты, а также нематериальные ценности родного края. К примеру, обряд «Юрьевский хоровод» и культуру бортничества, которые внесены в Список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Чтобы тренды шли следом.
С отсутствием туристов столкнулись и учреждения культуры. К уровню прошлого года они недополучили больше 55 процентов выручки. В минусе и туристический форпост Гомельской области – дворцово-парковый ансамбль. По словам директора музея Оксаны Тороповой, несмотря на трудный 2020-й, число туристов растёт, но виртуальных.
– Мы следим за трендами, выпуская виртуальные продукты, чтобы тренды шли за нами. Сегодня вопрос цифровизации музейных услуг и для офлайн, и для онлайн-посетителей должен быть максимально доступным, – считает Оксана Торопова.
Говоря о взаимодействии с другими учреждениями, она отметила проект «Единый билет», который позволяет туристам посещать не только экспозиции во дворце Румянцевых-Паскевичей, но и другие музеи города. Также в учреждении есть шесть аттестованных Национальным агентством по туризму сотрудников, которые проводят экскурсии по городу и по маршруту Золотого кольца Гомельщины.
- В 2019 году Гомельский дворцово-парковый ансамбль посетило более 300 тысяч гостей. В 2020-м количество реальных посетителей снизилось практически на 40 процентов. В то же время значительно возросло число виртуальных туристов – речь идёт о нескольких сотнях тысяч посещений.
Потенциал есть.
На диалоговой площадке затронули кадровый потенциал в сфере туризма.
– В Гомельской области он есть, – отмечает декан исторического факультета ГГУ имени Ф. Скорины Станислав Черепко, – но стоит вопрос подготовки качественных специалистов. В ГГУ ведётся эта работа. На историческом факультете готовят менеджеров по культурному наследию и туризму. Открыта новая специальность «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (международный туризм), где учатся будущие специалисты, владеющие английским и немецким языками на уровне переводчиков.
На геолого-географическом факультете готовят к открытию специальность «Туризм и гостеприимство». Помимо знаний об исторических, археологических и культурных объектах, выпускники будут широко разбираться в объектах природы и их животном мире.