Реакции редакции: политический борщ | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дарья Моложавская Дарья Моложавская Автор текста
11:00 28 Июля 2022 Общество

Реакции редакции: политический борщ

Первого июля ЮНЕСКО признала приготовление борща «нематериальным культурным наследием» Украины. Информацию подхватили многие новостные ленты, а медийные персоны двух братских для нас стран обменялись порциями сарказма. Помнится, тогда промелькнуло в голове: то первое место в «Евровидении», теперь борщ в собственность… Что ж, таков он, современный непредвзятый подход к решению многих вопросов. Ну да ладно, привыкли уже. 

Как ни крутила эту мысль, но так и не поняла, как приготовление борща можно взять и кому-то отдать. Ну то есть каковы аргументы при выборе родины кулинарного блюда между странами, история которых теснейшим образом переплетена? Одни ссылаются на записки московского купца, другие – на предпочтения жителей территорий, которые сегодня относятся к Украине, третьи утверждают, что борщ придумали русские жители Киева. У меня, кстати, есть своя версия, пускай не записанная на красивой бумаге с вензелями. История моего борща связана с беззаботным детством, с большой уютной печью, откуда его доставала бабушка, с заботливыми руками мамы, которая варила его на плите. И мне сложно сказать, какое из поколений моей семьи сварило его впервые. 

А может, и вообще самыми первыми? Неужели кто-то докажет обратное? 

Но вообще в истории кулинарии делёж еды – вещь любопытная. В мире далеко не единственный случай попытки застолбить за своей страной какое-то блюдо. Например, на авторство в приготовлении хумуса претендуют и турки, и греки, и сирийцы, и другие ближневосточные народы. Турция и Греция давно выясняют, кто первым стал готовить пахлаву, арабы и израильтяне перетягивают канат первенства в приготовлении фалафеля. 


Патриотизм таких устремлений неудивителен, и, скорее всего, новость о борще прошла бы мимо моего внимания, как и многие другие о соревнованиях, где не участвуют сильнейшие спортсмены, о песенных и танцевальных конкурсах, где важны не талант и мастерство, а то, из какой ты страны, какого цвета у тебя кожа, с каким гендером себя идентифицируешь и каких политических взглядов придерживаешься. Однако кулинарную новость, как это принято в стране-соседке, значительно приправили острой политической заправкой. А ещё ненавистью ко всему русскому, которая много лет культивируется во всех направлениях и на всех уровнях. Просто любопытная информация стала весьма специфичной на вкус в контексте таких реплик, как «нечего русским на наш борщ претендовать», «это деруссификация на кулинарном фронте», биться до последней капли борща! Накал страстей вокруг новости не смогли обойти стороной даже в американской прессе. Правда, там информация звучит более полно, с оговорками от ЮНЕСКО, мол, культурное значение блюда для украинцев «не предполагает ни исключительности, ни права собственности». Публицисты The American Conservativе даже попытались проанализировать историю восточнославянского блюда. И за океаном пришли к выводу, что борщ «явно старше хроник, подтверждающих его существование», а возможно, «предшествует как русскому, так и украинскому этногенезу». Но даже если предположить, что блюдо придумали на территории современной Украины, то неизвестно, кто первый в столь многонациональном регионе додумался положить в суп свёклу. Это вполне мог быть казак, татарин или русин – и даже блудный француз, отправившийся на Восток за приключениями, говорится в статье. 

Что ж, в мире были, есть и будут споры на самые разные темы. Но одно дело – спор дипломатичный, за чашкой чая (тарелочкой борща), совсем другое – крик до хрипа с оскорблениями и битьём тарелок. Очевидно, что враждебные настроения в отношении россиян появились в Украине далеко не вчера, не в феврале, не год и не два назад. Чтобы их породить и множить между исторически близкими народами, активничали заинтересованные лица, вкладывали средства, использовали самые разные методы. Радикальный национализм? Нет, не слышали. Впрочем, это совсем другая история, не про борщ, который, если вовремя не подогревать, остывает. Прямо как и ненавистнические настроения. 

В шумном споре о борще белорусы не фигурируют, хотя варим мы это блюдо очень давно, не менее вкусно и разнообразно. Сижу вот думаю, не задевают ли мои патриотические чувства рестораны в других странах (чаще всего соседних), в чьих меню есть драники и даже колдуны? Скорее нет, чем да. Ведь всё равно тем, кто не признаёт подделки, чтобы узнать их настоящий вкус, всё равно придётся ехать к нам. 

Впрочем, у каждого свои способы выразить индивидуальность. Можно борщами меряться, военные памятники сносить, «Три сестры» демонтировать, отрицать и переписывать историю. Однако ж как ни старайся, всё ж борщи ни в Европах, ни в Америках не варят. Могут похвалить, даже попробуют приготовить, но потом снова и снова предлагают свою кухню. Не бесплатно, конечно, и не всегда на выгодных условиях. Но если хочешь оставаться с ними на равных, лучше не забывать, откуда твои корни и место на карте, где много веков подряд готовят похожие блюда твой и соседние народы. Настолько похожие, что выяснить, где чей борщ, практически невозможно. 

И как по мне, ни одно блюдо на Земле не должно разъединять людей ни в семье, ни в стране, ни в мире. Как раз наоборот, дружеское застолье способно сплотить на века. Соседей уж точно. Если, конечно, кто-то третий, кому дружба эта поперёк горла, не ставит другие задачи.
 


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N