Что с мясом на центральном рынке? | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Жукова Елена Жукова Автор текста
17:00 17 Марта 2022 Общество

Что с мясом на центральном рынке?

На центральном рынке Гомеля заметно поредели мясные прилавки, зато на глазах выросло число продавцов специй. Не останется ли рынок без мяса и какие товары могут появиться на верхнем пустующем ярусе крытого здания, узнала корреспондент «В».

– Ранее для реализации мясной продукции использовалось около 60 холодильных витрин. Сегодня примерно 40 из них свободны, – рассказал директор торгового унитарного предприятия «Гомельский центральный рынок» Михаил Асмыкович. – Связано это с отказом ряда предпринимателей от торговли на рынке. Причин тому несколько. Во-первых, ужесточение ветеринарно-санитарных требований к убою и переработке туш домашнего скота. Ранее ветеринарный врач проводил предварительный осмотр животных, граждане или предприниматели забивали скотину в удобных для них местах, привозили мясо на рынок и здесь в ветеринарной лаборатории после проверки и выдачи соответствующего документа становились за прилавок. Затраты на убой были минимальны, процедура получения ветеринарных документов гораздо проще, люди платили только за торговое место. Когда вступили в силу новые Ветеринарно-санитарные правила для организаций, осуществляющих деятельность по убою сельскохозяйственных животных и переработке мяса (ред. постановления Минсельхозпрода от 04.11.2010 г. № 72), убой домашних животных для последующей реализации мяса имели право проводить только в специализированных цехах. Например, в цехах районных потребительских обществ, на мясокомбинатах. В частном порядке граждане или предприниматели тоже должны привезти туда животных, заплатить за убой и прочие процедуры, а стоит это немало. Удорожание мяса из-за этого может составить около 30 процентов. 

Во-вторых, затрат продавцам добавило введение кассовых аппаратов и их обслуживание. Нерентабельность торговли заставила многих постепенно закрыть предпринимательство, другие просто перестали вывозить мясо на рынок и сами находят покупателей.


– Какой выход вы видите из этой ситуации, чтобы мясо вовсе не исчезло с рыночных прилавков?

– В любом случае мясо будет. Оставшиеся торговцы закупают свинину, говядину в фермерских хозяйствах в убойном весе со всеми ветеринарно-санитарными документами. Хозяйства есть в Буда-Кошелёвском и других районах. Туши уже разделаны, мясо готово к реализации и соответствует всем нормам и требованиям. 

Мы в своих торговых точках продаём около 15–20 тонн свинины в месяц. Закупаем говядину, баранину, крольчатину также в фермерских хозяйствах.
Для продажи птицы, выращиваемой физическими лицами, – кур, индюшек, уток, гусей – есть отведённые места. Они приезжают торговать в основном в пятницу, субботу, воскресенье.

В крытом рынке один ряд холодильных витрин мы убрали, освободили место – может, кто-то захочет там построить торговый объект по продаже сыра, например. Пока там поставили оборудование для специй. 


  • 72 процента составляет заполняемость торгующими Гомельского центрального рынка.

 – Зональное распределение товаров при этом сохраняется? Где могут торговать физические лица?

– Граждане реализуют мясную, молочную продукцию, овощи, фрукты, ягоды, рассаду, соленья и многое другое. Документы, подтверждающие, что продукция прошла исследования, им выдают сотрудники городской ветлаборатории, помещение для которой мы предоставляем безвозмездно. Помимо этого, у продавца должна быть справка о наличии в собственности земельного участка и медицинский документ с результатами флюорографического обследования.

Территория рынка разделена на секторы для групп товаров. Плодоовощную продукцию с приусадебных участков можно купить в секторе № 5, это крытый ряд на улице. Там 173 места. Кто время от времени выходит продать дачные овощи-фрукты, разово платит за место – деньги собирает контролёр-кассир. 

При входных группах в крытый рынок мы разместили свои торговые точки с овощами, фруктами, ягодами, которые принимаем от населения и фермерских хозяйств. Закупаем также мёд у пчеловодов. Продукцию везут со всей Беларуси круглый год. 

Специями торгуют в основном граждане Узбекистана и Таджикистана. С ними приятно работать: места содержат в чистоте, за аренду платят свое­временно, культурно обслуживают покупателей, выкладка товара привлекает.

К слову, сейчас заполняемость рынка – 72 процента. Раньше она приближалась к 100 процентам, на одно торговое место было по пять желающих. Сейчас продавцам достаточно написать заявление и начать торговать хоть сегодня.



  • Для справки. Общая площадь центрального рынка Гомеля –  33 700 кв. м, торговых мест (вместе с ТЦ) – 1448, торговые площади арендуют 144 юрлица, 802 индивидуальных предпринимателя, 147 физлиц. 

– Плата за торговые места существенно различается? Выросла ли она с нового года?

– Есть прейскурант для физических лиц. Плата за место зависит от его площади и объёма размещаемых товаров: до 10 килограммов – одна цена, свыше – другая. То есть 2,5 рубля за 1 м п. до 10 кг,  3 рубля – за 1 м п. больше 10 кг; рассада, саженцы – 4 руб. за 1 м п.

С предпринимателями заключаем договоры аренды от года до пяти лет, их плата зависит от площади. Отдельно оплачивают счета за электричество, воду и вывоз мусора. 

В течение сезона платежи не меняются. С 2022 года они не выросли, так как привязаны к базовой арендной величине, которая пока сохраняется на уровне 2021 года в размере 16,9 рубля. 

Что касается овощей, наши цены держатся на одном уровне. Мы закупаем ежемесячно плодоовощной продукции на 250 тысяч рублей и реализуем её в шести торговых точках, а в сезон их количество доходит до десяти. 



– Каковы причины ухода арендаторов со второго яруса рынка и что планируется на этих площадях?

– Часть ушла в более новые помещения соседнего ТЦ. Например, торгующие свадебными нарядами, игрушками. Другая причина – сложности с закупкой товаров. Раньше многое приобретали в России. Теперь проблема найти поставщика, который захочет работать по безналичному расчёту. Валюта разная, россияне не хотят сложностей. Плюс сертификация российского товара в Беларуси – это тоже затраты. Не у всех хватает терпения этим заниматься. 

Надеемся, что нашим новым предложением доступной аренды заинтересуются стоковые магазины. Ведём переговоры с представителями общепита, чтобы они заняли помещение бывшего бара и предлагали покупателям свои услуги, организовали фуд-корт. 


– После постройки крытых галерей для промтоваров условия там улучшились. Есть ли планы их наполнения?

– В феврале 2019 года после реконструкции ввели в эксплуатацию сектор № 4 на 283 торговых места роллетного типа, по шесть квадратных метров каждое. Могу сказать, что посещаемость выросла, особенно в выходные дни. Есть свободная галерея на 40 мест, хотим привлечь туда торгующих с других рынков. У нас аренда дешевле, почему бы не продавать обои, электротовары, сантехнику и прочее. Покупателям будет удобно: приехал за обоями и купил продукты, и наоборот.


– Намечаете ремонт старых павильонов в этом году?

– Как правило, ежегодно выполняем текущие ремонты. В этом году отремонтируем фасад рыбного павильона и кровлю, а на фасадах здания крытого рынка обновим плитку, которая обветшала от влаги. 


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N